Изменение идейного содержания литературы в 15 веке с Возрождением.



МАРКО МАРУЛИЧ – Юдиф. Впервые работа на хорватском языке. 1521.

Развитие литератры ренессанса в Хорватии. Марин ДРЖИЧ. Комедия ДУНДО МАРОЕ. Исторический оптимизм.

Героическая поэма Ветрановича – Пустынник. Затем намечается эпоха Барокко.

Польша

· X – XII века.

Время приобщения к латинской культуре Запала, стадия ученичества – освоение достижений средневековой христианской цивилизации.

Крещение и христианизация

Толчок – политические обстоятельства. Ведя борьбу за З. Поморье и столкнувшись с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии, Мешко I хотел найти союзника в лице чешских правителей + отношение со СРИ. Брак с чешской княжной Дубравой и крещение Мешки.

Нужно внедрить христианство в народ и обеспечить возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии (Магдебургская архиепископия). Сначала в Польше духовенство возглавлял Иордан из Чехии, а в 1000 году создана подчиненная непосредственно Риму Познанская архиепископия во главе с Гаудентыем – чех.

Долгое время церковь была фактической частью гос. Аппарата, полностью зависима. В XII веке –после распространения на Польшу реформ Григория VII, духовенство стало независимым.

1037 – восстание – трудность проникновения христианства. Сами правители могли несколько раз жениться и не до конца соблюдать все нормы. Обряды были нерегулярными, даже крещение, покойников продолжали сжигать. Священники были неграмотны, а церкви очень маленькими. До XII века христианизация была забой г-ва.

Но, все-таки, шел процесс преобразования норм – вытеснения языческой культуры.

Образование, просвещение, искусство.

-Возникновение первых школ и библиотек – вторая половина X (христ-во). Но до конца XI века духовенство получало образование вне Польши. Первая школа духовенства – конце XI. XII –школы были при всех кафедральных соборах Польши и даже при княжеском дворе.

-Библиотека – в краковском кафедральном соборе, возможно и в других городах с резиденцией монарха.

-Памятники – жития и хроники. Житие св. Войцеха – X в, и повествование о мученичестве монахов, миссионеров в Польше. (Бруно из Кверферта – автор). Ч конца XII – рукописная традиция жития св. Станислова – краковского епископа, казненного Болеславом Смелым.

-Хроники - Галл Аноним – начало XII, “Песня Маура” – воспевает деятельность польского короля Владислава Изганнника.

-Фольклорные традиции.

- архитектура – церковные памятники романского стиля, но известны следы первых княжеских замков X, XI. соборы в Гнезно, Познани, Кракове и Полоцке; монастырские храмы в Тынце, Крушвице, церковь св. Андрея в Кракове, храм в Стшельно.

Бронзовые двери Гнезненского кафедрального собора – вторая пол. XII – 18 скульптурных сцен из жития св. Войцеха. (справа)

- XII – традиция книжной миниатюры.

· XIII – XV в.

Польша уже включилась в общеевропейский культурный процесс. В XV веке вносила оригинальный вклад. Конец XV - первые кружки гуманистов.

Образование, просвещение, наука

-1364 – основание Краковского унив.Создан по итальянскому образцу, университетскую корпорацию составляли студенты, как бы нанимавшие профессоров на службу. Задача – подготовка людей для гос. Службы. В конце XIV –папская булла санционировала создание теологического факультета – реорганизация по парижскому образцу (корпорация профессоров, а не студентов) – подготовка духовенства.

XV – первая пол. XVI – расцвет уника. Позднее он начал отставать.

-Школы – создавались при епископских кафедрах в городах. Науки тривиума (грамматика, диалектика и риторика) и квадривиума (арифметика, астрономия, геометрия и музыка).

-Приходские школы – в XV веке около 3000. Элементарные навыки чтения и счета.

С XV века поездки за границу для образования – массовое явления – в Италию (до этого в Прагу).

Благодаря образованию возникает своя интеллектуальная элита.

Язык – латинский. Польский – устный и для проповеди для широкой публики. Постепенно растет роль польского – преподавание латыни по-польски. Конец XIV – перевод на польский латинских сочинения. Первая половина XV – Якуб из Паршовиц – составление грамматики польского.

Последняя четверть XV – книгопечатание.

XV – складывание научных школ. Математика и астрология (Мартин Круль из Журваицы, Мартин Булиц из Олькуша, Ян из Глогова, Миколай Будка, учитель Коперника – Войцех из Брудзева). Открытия Коперника подготовлены польской ученой традицией.

В Кракове развивается юриспруденция, философия и теология – Матвей из Кракова – против спекулятивного подхода в этих науках – развивал принципы критического рационализма.

Ученый – Ян Длугош – создал крупнейшее произведение европейской историографии – «Хроника славного Польского к-ва» - 12 книг.

· Общественная мысль

XIII – XV – четыре волны ереси. В середине XIII – Силезия, Великая и Малая Польша – группы флагелантов– отражали распространение эсхатологических страхов и нарастания покаянных настроений в городе – самобичевание. Вторая половина XIII – после монголов.

XIII – вальденсы. С ними боролась инквизиция. Тогда же сложились общины бегардов и бегинов – сначала проповедовали францисканские идеалы, но потом стали отрицать необходимость существования духовенства. Их учение было подготовкой к реформации.

XV – сторонники гусизма – и в шляхетской среде. 1420 – принят эдикт о преследовании гуситов – но влияние их росло и сказалось в идеологии шляхетского антимагнатского движения 1430 х – Спытка из Мельштына.

В XV веке идет и реформаторское движение – концилиаризм. Центр – Краковский уник. Идея – превосходство церковного собора над папой. Деятели этого движения (Матвей из Кракова, Павел из Ворчина, Станислав из Скарбимежа, Павел Влодковиц, Ян из Людзиска, Бенедикс Гесса, Якуб из Парадижа) сыграли большую роль во внутрицерковных спорах и в развитии правовой мысли, философии, теологии. Подлинная церковь есть сообщество верующих, а не структура. Вера не может быть предметом церковно-административного контроля. Насильственная христианизация недопустима.

Особое внимание польских мыслителей – проблемы общественной справедливости и правовых гарантий. Защита крестьян от произвола господ и чрезмерной эксплуатации – Ян из Людзиска.

Литература и искусство.

XIII – XIV - главный жанр – агиография – жития св. Станислова, св. Ядвиги, Кинги, Соломеи. Заметен рост индивидуализма.

XV – более разнообразно. Сборники проповедей, стихотворные легенды о святых, послания, религиозные песни, гимны. Проникают мотивы христианского фольклора и светские элементы. «История Польши» - Ян Длушош, хроника Винцента Кадлубка, Великопольская хроника, хроника Яна из Чарнкова.

Архитектура – XIV –XV – готика. «готический гуманизм» - статуи мадонны и святых и многофигурные композиции на евангельские сюжеты. Алтарь Мариацкого костела в Кракове – конец XV – выходец из Нюрнберга Вит Ствош. (справа)

Живопись – иконография+ книжная миниатюра. Флорианская Псалтырь и градуал Ольбрахта.

Материальная к-ра – распространение водяных мельниц, появление сложных ремесленных производств – стеклодувное дело. Осваиваются сложные инженерные работы в горнодобыче. Высокий уровень строительства домов, храмов.

3. Словакия

· X – XIV. Развитие образованности. Архитектура словацких городских центров.

С начала XIV – Словакия становится областью активной транзитной торговли. Это способствует установлению во всех сферах деятельности более тесных контактов с Европой. Города начинают быстро развиваться и становится культурными центрами. Распространение светской образованности. Сохранили свое значение капитульные школы в Нитре, резиденции епископа в Братиславе и Спише.

Тенденции романского стиля (массивные каменные храмы – крепости со стенами, украшенные фресками, в конце XIII века уступают место готике. Оригинальная школа еще не сложилась, но местное зодчество отличается своеобразием. Во второй половине XIV - cловацкие мастера возводят церкви с опорной готической системой сводов – Собор св. Елизаветы в Кошице. (слева, тот, что пониже и с клумбой на переднем фоне) Популярно возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов.

В архитектуре влияние пражской школы, а в настенной живописи итальянцев. На словацкий «прекрасный стиль» оказали влияние чешская, а с начала XV – венская живописная традиция.

Наиболее ярко в готике проявила себя Спишеская область. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. XIV столетие – анонимные авторы отказываются от статичного положения фигур, создают все более лирические и выразительные образы мадонны.

Чехия

Период Карла IV. 1346 – 1378. Если раньше культура ограничивалась украшением королевского двора, то Карл начал проводить культурную политику. Он был меценатом, даже внес свой вклад в культуру. Автор первой в Европе светской автобиографии, владел 5 языками (на чешском в совершенстве). Дружба Карла 4 с Петраркой и Колой ди Риенци.

· 1348основание Пражского университета! первого в империи (образец – Париж и Болонский)

· Образование стало доступно светским лицам (раньше – только у духовенства), довольно свободная академ дискуссия в рамках схоластики – развитие идей и мышления

· Приглашал в Пражский ун-т крупнейших ученых для отдельных лекций и для преподавания, сосредоточил в Чехии лучшие культ силы Европы

· В Пражском университете заложены основы точных наук: астрономии, математики, медицины.

· Расцвет культуры, музыки, литературы, научного творчества (и на латыни, и на чешском)

· Повышение уровня школьного образования: только в Праге – 25 школ, имелись в каждом королевском городе

Особенности культуры по сферам, главные произведения:

Расцвет жанров в литературе– светская и духовная лирика, поэзия студентов, сатирические произведения ремесленников, дидактические и философ сочинения, политические аллегории, схоластические сочинения, труды по праву.

Особенность 2\2 14 века – чехизация. В 1360-е – перевод на чешский язык Библии, на чешском перевод трактатов, описаний путешествий. Другая особенность – усиление светского (патриотизм, нац самосознание).

Особый путь исторической прозы – личный контроль Карла 4, сам вносил отдельные сюжеты в хроники – пропагандистский характер историографии того времени

Драма – как религиозные мотивы, так и веселая, озорная.

Музыка – расцвет, преобладание грегорианского хорала + народная духовная песня (вне римской литургики), + игра на органе – при дворе оркестры, концерты, музыкальные праздники. 1347 – Эмаусский монастырь – практика славянского литургического пения.

Архитектура

4) С 1344 началось строительство кафедрального собора св. Вита (стиль классической готики юга Франции); ( слева)

5) в Праге мастерская Петра Парлержа (создатель специфического готич стиля, который распространился по всей католич Европе) – продолжил строительство собора св. Вита, построил карлов Мост и др

6) Карлштейн – замковая постройка (1348-1365), высокая готика, для хранения коронационных регалий императора и мощей (снизу - слева)

Градостроительство – строительство Нового города в Праге

Живопись

7) Роспись храмов и Карлштейна – крупнейшие – Микулаш Вурмзеримистр Освальд

8) Специальный цех художников в Праге, работали на заказ

9) Культ Девы Марии все чаще

10) 130 изображений святых в часовне св. Креста мастера Теодориха – вершина поздней готики

11) Тржебоньский алтарь – юг Чехии – анонимный мастер («Мастер Тржебоньского алтаря») – шедевр готики (справа – распятие)

12) Активное развитие книжной миниатюры

· Тесная связь культуры Чехии 14 века с Францией и Италией - спасибо Карлу 4, его советникам, меценатам – вокруг них братства ученых, литераторов, художников из разных стран


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!