Политич. борьба в 1437-1471 гг.



23 авг. 1436 – Сигизмунд Люксембургский занял чешский престол и приступил к рекатолизации и реставрации старых порядков (насадил своих ставленников в городс. советы, изгнал из Праги главу гуситской церкви Яна из Рокицан) à после его смерти безвластие, кот. дало гуситской и католич. шляхте упрочить свои позиции.

1440 –документ, по кот. власть в стране разделялась между группами шляхты посредством ландфридов – политич. союзы панов, рыцарей и т.д.

Ольдрих из Рожмберка – глава католич. партии Ян из Рокицан – глава гуситской церкви Иржи из Подебрад[56] – гетман Восточно-Чешского союза
- потерпел поражение, пытавшись оказать сопротивление Иржи из Подебрад - римская курия в 1448 г. отказалась его признать архиепископом в Чехии - в ночь ср 2 на 3 сент. 1448 г. неожиданно для католиков захватил Прагу и стал правителем всей страны - 1452 – офиц. земский губернатор при несовершен. принце Ладиславе Погробке

После признания Иржи из Подебрад правителем страны чашники объединили силы, создав предпосылки для удержания рез-тов гуситс. революц. 1453 – Ладислав Габсбург коронован, регентство Иржи из Подебрада продлено на 6 лет, но в 1457 ладислав умер à 1458 – Иржи избран королём, обещал оставить панам-католикам захваченные коронные и церковные земли.

Обострение отношений между Иржи и новым папой Пием 2 и Пий 2 посчитал всех утраквистов еретиками и ликвидировал Базельские компактаты, а Павел 2 отлучил Иржи от церкви.

Зеленогорский союз католических панов + Матьяш Хуньяди (венг. король)

VS

Иржи из Подебрад

Итог: 1470 - Матьяш (матвей Корвин) потерпел поражение. Март 1471 – Иржи из Подебрад умер. Подобойские сословия (то же самое, что утраквисты, чашники) и часть католич. партии избрали на престол Владислава 2 Ягеллона (сын польс. короля Казимира), с чьим приходом к власти закончился гуситский период в чешской истории.

Гуситские войны оказали огромное влияние на историческую судьбу чешского народа, объединив часть чешского общества, боровшуюся за реформу Церкви, способствовали формированию чешского национального самосознания. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Итогом Базельского собора стало урегулирование военного конфликта с гуситами, однако авторитет католической церкви упал, началась подготовка почвы для Реформации 16 в. Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования католиков и гуситов, которое было окончательно закреплено договором в Кутна Горе (1485). Проблема сосуществования католиков и гуситов в Чехии обострилась в XVII веке в связи с распространением в Чехии идей Реформации. Императоры из династии Габсбургов во второй половине XVII века стремились к отмене прав гуситов, что привело к Тридцатилетней войне (1618—1648). После поражения Чехии в войне церковные организации гуситов на долгое время прекратили своё существование.

Культура средневековых славянских стран западнохристианского круга (до конца XIV в.).

Хорватия

· Глаголическая и латинская письменность. Хроники. Исторические сочинения.

Со времени миссии Кирилла и Мефодия в книжности хорватских земель с латинским начинает употребляться старославянский язык. Надписи на глаголице – применение которой станет отличительным признаком хорватской к-ры.

С XII -глаголическим письмом писались церковные книги, хозяйственные дневники, завещания, правовые акты. Лишь с XV века народный хорватский проникает в книжную л-ру + его перевод на латинский шрифт.

Агиографические сочинения – «Житие св. Иеронима» - по легенде, уроженца Далмации и создателя глаголического письма. «Чудеса преславной девы Марии». Изданы в первой хорватской типографии в Сене – начало XVI века. Перевод морально-дидактических и апокрифических сочинений – «Тундалово видение» - о путешествии души одного ирландского рыцаря в потустороннем мире.

XIII – исторические хроники. Архидиакон Сплитской церкви Фома, получивший образование в Болонском унике создал «Историю архиепископов Салоны и Сплита» - от античности до `XIII. Эпизоды из жизни города и события важные для всей Хорватии – воцарение Арпадов. Татаро-монгольское нашествие и т.д.

XIV – сплитский аристократ Миха Мадиев – «О деяниях римских императоров и святейших отцов» описал положение Хорватии и Боснии конца XIII – начала XIV.

В XIV – XV составляются хроники на славянской языке – «Краткая хроника» Шимуна Климентовича.

Искусствовлияние поздней античности, но сюжеты упрощаются и схематизируются. В декоративно-прикладном искусстве преобладает растительный орнамент, человеческих фигур нет.

Церковь св. Доната в Задаре – ротонда X века. (справа)

Книжные миниатюры из Далмации (сплитское Евангелие VIII, Евангелие из Осора конца XII) и Зеты (кириллическое Мирославо Евангелие XII) ориентировано на южноитальянские образцы.

В районах близ Адриатики в XI наступает эпоха романского стиля – до XIV. Ранние романские постройки еще несут отпечаток античности – церковь Св. Хрисогона в Задаре, собор в Трогире. В Истрии романский стиль сплетается с местными, с венецианскими и с фриульскими традициями, а потом вытесняется готикой.

Романский стиль в Хорватии – фрески собора в Загребе.

Готика – середина XII – XVII – собор в Загребе. В Далмации уже с XV века Ренессанс.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!