Оформление Османской империи – посредник между З и В, и становление властной системы на Балканах (внутреннее спокойствие, но повсеместный гнет)



- Золотой век – 2/2 XVI – завоевали – все Балканы, Ц, ЮВ Европа, побережье Черного моря, Малая Азия, Ближний Восток, Сев. Африка + освоение наследия предшествующих государств + пользовались землей, населением и византийскими имперскими титулами

- Новый мир – Pax ottomanica в 3 частях света– между христианским западом и исламским востоком:

- наследие ближневост государственности (исл и до ислама!) и султаната Сельджукидов: стремление к справедливости, детальная регламентация жизни подданных + опыт организации совместной жизни разных (в этническом, языковом, религ плане) общин

- наследие Византии: организация налогообложения + военно-служилого землевладения как основа обеспечения воинских сил + имперское достоинство (характерная формула кайсер-и Рум в титулатуре Мехмеда II Фатиха – «Римский кесарь»)

- сначала ориентация больше на целесообразность, чем на предписания исламской традиции (изменилось с завоевания в 16 в Сирии, Палестины, Египты и Аравии – переход на модель исл государственности)

- османское государство носило надэтнический характер, никогда не рассматривалось как «турецкое» и никогда не называлось «Турцией» - именовалось «Высоким Государством», султан – «падишах правоверных», «тень Аллаха на земле», «брат солнца и луны» (т.е. нет этнических характеристик в титулатуре)

[самоназвание «тюрк» бытовало среди низших слоев мусульманского населения, малограмотных, преимущественно крестьян. Горожане же называли себя по религ принадлежности или по политическому подданству – «мусульмане», «османцы». «Турецкий» даже в 19 веке считалось обидным, так их называли именно немусульмане и иностранцы]

- Балканы:

- особого статуса нет – вошли в состав ядра ОИ – нельзя рассматривать изолированно

- плюсы: относительно прочный внутренний мир (условия для хоз. процветания, возобновление урбанизации, восстановление разрушенной инфраструктуры), которого здесь не было веками. Это видно по:

- налоговой документации (девтерам) – демографический взрыв к концу 16 в.

- возникновение новых и восстановление старых городов (на османский лад)

- масштабное строительство некультовой архитектуры (мосты, быни, водопроводы)

- минусы: повсеместный османский гнет и утрата прежней государственности, новые административные, религиозно-судебные и налоговые османские порядки.

- дефтердар (по западу и Азии-Афр) – отвечали за финансы и налоги в «Румалии» и «Анатолии» =>

- местные структуры на османский лад:

- город: квартальная религиозная община махала (самоуправление) + профессиональная община эснаф,

- контроль над эснафом у мухтесиба – он нес ответственность перед местным кадием + полиц функции + контроль за уровнем торговли, ремесла, ценами, городским устройством и т.д.

- село: сохранение самоуправления, взаимодействие через административных и религиозных представителей (тут могла сохраниться самобытность) – легче контролировать, но предпосылки автономности разных труднодоступных территорий/

- Османы отказывались от унификации подданных, предпочитая роль «регулятора» между разными группами. Главные признаки для дифференциации подданных: 1) место и образ жизни (кочевники\оседлые), 2) положение относительно налогов (уплата\распределение), 3) религиозно-конф принадлежность

7. Хозяйственно-демографические процессы – деление на кочевников и оседлых + тимарная система (мири и админка/военка) + свободные обязанные лишь государству крестьяне

- кочевники: тюрки, влахи, албанцы – османы допускали автономию, поощряли их оседание ради налогов

- оседлые: город и село (их большинство – включены в систему военно-служебного тимарного землевладения)

- истоки тимарной с-мы: пожалования в виде икта в Сельджукидском султанате + византийская прония

- суть тимарной системы: все «завоеванные мечом» земли –> собственность султана (категория мири\арази-и эмирийе) – земли мири постоянно описывалась ради уточнения доходностями – мири делилась на участки в зависимости от качества участка – в пользование передавались только налоги с участков – по адм. службе правителям санджаков и эялетов (временно) и воен. службе конным воинам сипахам (у сипахов наследственное владение = тимар). [изначально в 14-15 вв держателями тимаров были и христиане (даже епископы) – к 16 в или погибли на службе, или утратив тимары в пользу мусульман, или перейдя в ислам]

- крестьяне: лично свободные наследственные держатели, обязаны только государству (!) налогами и повинностями

8. Социальные процессы – отсутствие сословий и деление по отношению к налогам и производственной деятельности – аскери (вне производства), райя (трудяги)

- аскери («военные») – все избавленные от производственной деятельности, не платят налоги, собирают долю – военные султана (сейфие – «люди меча»)), придворные (сарай халкы), духовенство (ильмие – «люди науки»), чиновники центра и места (калемие – «люди пера»)

- райя («пасомые») – все, кто труд, а не управление – райя могу быть все: и мусульмане, и кафиры. [только к 18 веку райя стали только немусульманами]

- капыкулу – единственная околосословная группа – султанские рабы, источники пополнения:

1) пленные (система пенчик - 1/5 добычи султану)

2) девширме («сбор») – ПРИЗЫВ, а не налог кровью: один христианский юноша 14-18 с 40 дворов – не брали горожан, единственных сыновей, женатых, знавших турецкий – отобранных направляли для изучения языка и исламизации в Стамбул – затем по месту службы в элитное войско янычар (йени чери – «новое войско»). Духовная опека над янычарами – у суфийских дервишей из ордена бекташи – совсем не ортодоксы, допускали синкретизм суфизма и христианства – проще переход.

Итог девширме: новые военные силы, полностью зависимы от султана, новая кровь, христиане лишены генофонда, опора против малоазиатской знати.

- особенности:

- отсутствие сословного деления (власть султана распространяется на жизнь, достоинство и имущество всех подданных) – все зависят от воли и милости султана, все овцы перед ним

- неясное будущее и фатализм (понятие кысмет – «предначертанная судьба») – можно как подняться, так и упасть (затрагивало всю семью),

- власти пресекали усиление знати, нет родов с большим количеством поколений (ослабление только в 17 в, когда намечается упадок империи))

- знать нашла обходной способ этой неопределенности - передавала свою собственность (мюльк) в дар религиозному учреждению (мечети, обители и т.д.) - она становилась священной и неотчуждаемой (вакуф), а знатный параллельно был попечителем и наследственно кормился с нее + социальное уважение дарителю [Тимар - т.к. служебное пожалование, а не мюльк - нельзя передавать в вакуф, строго говоря]

- девширме не приговор, а социальный лифт. Девширме с Мехмеда II – основа правящей элиты – высшие должности в центр и провинциальном управлении (в 16 веке 8 из 9 великих везиров были немусульманами по происхождению). [Знаменитый выходец – осм деятель сер 16 в. Мехмед-паша Сокколу (Соколович) – серб из Боснии родом, из девширме дошел до командующего флотом султана, бейлербея Румелии, великого везира и зятя султана Селима II]

Религиозно-культурные процессы: язычников в мусульман, христиан – в автономный миллет с самоуправлением и культом, но противовес в Охриде и Сербии, армян/иудеев – туда же, дискриминация лично, судебно, налогово, исключение – пограничники, переводчики

- исламская традиция – государство теократическое (по шариату), но потомки Османа – ханифиты (одна из школ суннизма) – наиболее терпимы к немусульманам, что обусловило их веротерпимую политику (но не равноправие) (выигрышна на фоне Реформации в Европе и изгнания мусульман и иудеев из Испании)

- язычники – безусловное обращение в ислам\истребление

- христиане и иудеи (ахль-аль-китаб, «люди Писания») – цель в подчинении, а не в обращении\истреблении - миллеты (букв. «народы») – автономные религиозно-правовые общины. Миллетом были и мусульмане-сунникты, к которым принадлежал султан и элита. У миллетов немусульман:

- самоуправление – духовный представитель, посредник между населением и исламской властью

- право на отправление культа

- религиозные школы и учреждения

- неотчуждаемость церк имущества, т.к. тоже вакуф

- Рум-милет – Греко-православная общность (все православные, без разницы язык и др)

- оформился во 2/2 XV в. как соглашение между Мехмедом Фатихом и Геннадией Схоларием (К-льский патриарх)

- миллет-баши (глава миллета) – Константинопольский патриарх

- у миллет-баши – право гражданского и налогового суда и церковных сборов + отвечали головой за налоги и лояльность – те же функции у местного духовенства

- В самом начале 15 века к КП патриархии перешли болгарские епархии, кроме Видинской и Софийской митрополии (отошли к архиепископии Охрида, тогда автокефальная)

- Изначально противовес К-лю – Печская патриархия сербов и Охридская архиепископия болгар (сохранялись и поддерживались Мехмедом-паши Соколлу); Тырновская патриархия сразу упразднена

- с 1766-1767 – распространение К-льской власти на Охридскую архиепископию и Печскую патриархию

- Таким образом, православные болграы в первые века правления османов были разделены между несколькими главными православными церк кафедрами БП и только в 1766-1767 были сосредоточены в ведении Константинопольской патриархии.

- Армянский миллет (Ермени-миллети) – армяно-григорианская церковь

- Еврейскиймиллет(Йахуди-миллети) – во главе главный раввин Стамбула (хахамбаши)

- Католики – мало, единого миллета нет (выпадали из системы милетов, как и сиро-яковиты, несториане и другие относительно немногочисленные религ общины). В 17 в в Болгарии заметная католическая община (миссионеры ПР) – туда и православные, и богомилы – позже исчезли, т.к. преследования осм властей.

- Дискриминация: лично, судебно, налогово

- лично: повиновение любому мусульманину (вне зависимости от положения и происхождения), отказ от миссионерства, запрет на ремонт и новые церкви без разрешения, выделение по внешнему виду из-за запрета на мусульманскую одежду и на езду верхом, запрет военно-политической карьеры в империи (запрет на ношение оружия)

- судебно: 3 НМ голоса = 1 голос мусульманина; все споры между мусульманами и немусульманами только у кадия

- налогово: доп. налоги – джизья(платил каждый мужчина-гяур, 15-75 лет) – «компенсация» за освобождение от военной службы + харадж (все домохозяева-гяуры) – дополнительный земналог за пользование землей Османского гос-ва. Позже джизья и харадж смешивались, в 19 веке – слились.

- Послабления – в 14-15 вв христиане могли получать тимар и быть в войске; у охранников в горах (получали оружие, система дервенджи– охрана перевалов в горах), у переводчиков (стамбульские греки фанариоты).

- доосманские народы – сербы, болгары, хорваты, албанцы

- доосманские мелкие народности:

- гагаузы – православные, оседлые тюрки на СВ Болгарии

- каракачаны – православные, кочевые, грекоязычные

- приток из ЗЕ от Испанской реконкисты (армяне, евреи, сефарды)

· Новое от османского завоевания в этническом отноешни

- приток тюркоязычного населения – и кочевников, и оседлого

- на В – значительные общности и в городах, и в селах

- и естественная миграция, и особая практика султанских властей по переселению тюркоязычного населения на БП (сюргюн)

- турок меньшинтсво по сравнению с доосманским населением

- на востоке БП и в МА формирование ядра именно турок как предков турецкой нации

- в самосознании религиозная общность важнее этничного происхождения (т.к. миллеты)

=> взаимопроникновение культур + исламизация, тюркизация + эллинизация (в Греко-Православном миллете)

· Деформация балканских народов:

1) Религиозно-культурная – утверждение ислама (см. в итогах)

- Изначально носители: воины, должностные лица + их семьи + исламское духовенство + тюркоязычные кочевники (политика сюргюн). Мусульман не большинство – даже к 19 веку их только 1\3 населения на БП. Многие доосманские народы переходили добровольно. Массово – албанцы, боснийцы.

2) Социокультурная – утрата светской землевладельческой знати (убита\бежала)

11. Итог:

- исламизация параллельно с веротерпимой политикой

- тотальная зависимость от воли султана (можно по его воле как подняться, так и упасть)

- личное, судебное, налоговое неравноправие мусульман и немусульман (любой конфликт с правоверным мог обернуться трагедией)

- переход в ислам (иногда по видимости), чтобы получить права – добровольная в большинстве своем исламизация. Особенно массовая исламизация у албанцев, боснийцы (которые были раньше богомилами), жители Родопских гор во Фракии => раскол идентичности доосманских народов, противопоставление их друг другу. Таких новых мусульман назвывали «потурченцами» (от глаг «потурчиться» - сделаться турком)

- Из-за развития мусульманской практики на БП – новые формы архитектуры – мечети (джамы), религиозные школы (медресе), обители дервишей (текке), усупальницы знатных духовных и светских лиц (текке), благотворительные учреждения (дворы). + Светские постройки – мосты, акведуки, постоялые дворя (караван-сарай), крытые рынки, общественные бани (хамам) + ориентальные заимствования в языке и быту

- утрата знати землевладельцев: османизация или бегство (кроме хорватов – спасли «остатки остатков» Габсбургов, греков – частично спасло духовенство, фанариоты и купцы; у сербов спасало низшее духовенство (и высшее до упразднения Печской патриархии в 1766), у болгар не спасало ничего) => демократизация, упрощение социального слоя

- упадок творчества из-за исламизации, особенно у болгар и сербов (нет спроса, т.к. нет знати - только в рамках религ общины - и нет опоры на греческие примеры). Профессиональная деградация творцов – выход только в собственной ориентализации или в побеге. Пример ориентализации: великий османский зодчий Мимар Синан (грек, прошел через девширме). Винзантийская культура без какого-либо развития – превращение ее в маркер национальной принадлежности без внутреннего наполнения

12. Закат империи:

- 1520-1566 –Золотой век – правление Сулеймана 1 Кануни – недолгий период – в конце 16 века уже начинается долгих кризис. Основные тенденции этого кризиса:

- внешние неудачи – противостояние «креста и полумесяца»:

- отсталость военно-технической мысли по сравнению с ЗЕ (т.к. военные происходства скованы регламентацией, не поспевают за мануфактурами Е), внешняя экспансия, рост налогов, злоупотребление местной администрации, долгая военная мобилизация => неизбежный упадок.

- 1571 – невиданное морское сражение у Лепанто: Священная лига (Венеция, Папа и Испания) разгромила османов – миф о непобедимости османов развеян

- 1606 – мирный договор с Габсбургами – признание их равными, согласились на прекращение выплаты дани за удержание Венгерской короны за 200 тыс дукатов – но оченвидно падение собственного авторитета как главенствующей силы

- конец XVII – Европа после неудачной осады османами Вены (1683) вытеснила их из Центральной Европы. В этом участвовали силы новой Священной лиги (Речь Посполитая, Габсбурги, Венеция, Моск. Царство)

- внутренние неудачи: хозяйственный кризис – чифтлучение + революция цен

- разложение тимарной системы: воин («сипахи») уже хочет не воевать, а осесть в тимарах – тимар уступает место «чифтлику» - раньше это скромный личный домен воина. Теперь чифтлик – серьезный источник средств, действующее хозяйство. Чифтлик рос за счет увеличения всего надела воина + за счет перевода участков, предназначенных для сипахи, в свою собственность – изъятие земель из госфонда. власть в провинциях падает, знать начинает расширять домен за счет подчинения сипахи себе (извлечения из земельного фонда). Владельцы чифтликов (чифтлик-сахибии) ищут пропитание не в службе, а своей земле.

- хозяйственный подъем чифтликов (но все это в карман знати) и разорение государственных земель

- революция цен из-за ВГО (в Осм империи уже к концу 16 века), повышение денежной массы – подъем цен на все продукты, дальнейшее обнищание – деклассированные элемента на дорогах (разоренные + левенды – вольные люди без определенных занятий) – в городах трудно закрепиться из-за жесткости цехов и общин + слишком много людей из-за демограф взрыва 1520-1580-х => уходили в разбой

- гос-ву не хватает денег – негибкость в регламентации налогов - введение новых чрезвычайных сборов и системы откупов – разорение налогоплательщиков

- внутренние неудачи: политич кризис – консервативная власть и резвая властолюбивая местная знать

- османские правители консервативны (вздыхают о Золотом веке), не предлагают эффективного выхода из кризиса

- Верхушка становится более закрытой (раньше впитывала таланты из провинции) + на местах развитие чифтликов => сепаратизм провинциальной земзнати, которая приобретала авторитет и брала власть в свои руки (аяны – влиятельные по происхождению, деребеи – богатые землевладельцы)

- центр слабеет по сравнению с провинцией – важные адм должности в руки новой знати, которая закрепляла их за своими родами

- внутренние неудачи: социальный кризис из-за налогов, безземелья, военных неудач

- с конца 16 века – разгул преступности – коррупция, повсеместное насилие, разбой безземельных и левендов

- разбой на границах в горах – гайдучество, зимой спускались вербовать новых разбойников и громить – иногда гайдучество воспринималось за восстановление справедливости (хотя это не освободительное движение, т.к. этническая смесь)

- усугубление военными неудачами (Лепанто и Вена) – на обратном пути отступающие войска грабят мирных (прежде всего немусульман)

1) Восстановление строгих порядков как при Мехмеде 2 и Сулеймане 1 – напрасные мсты знати в 17-18 вв.

2) Разрыв с прошлым и европеизация – неудачно при Селиме III (1789-1807), продолжено в 19 веке 0 период «Танзимата («упорядочивание») – первая осм конституция 1876 г. Но запоздалость, плохое внедрение на местах + обострение конфликтов = усиление нестабильности

3) Христианам - бегство из Османских владений в соседние христианские страны – отток в Валахию, Трансильванию, Венгрию + к Габсбургам (напр., «Великое переселение» сербов 1690 г -> образование Воеводины (см. выше))

4) Христианам – поддержка Габсбургов, Венеции, России для разрушения Османской империи – часто ожидания не соответствовали реальности (освобождение Хорватии и Славонии с 1699 привело к жесткому контролю монархии Габсбургов)

5) Христианам – революционное освобождение – влияние Просвещения, 1789 г и Наполеоновских войн у тонкого слоя населения (у крупных торговцев, бывающих за границей + у фанариотов, правосл духовентсва) – надежды на революционные изменения в духе якобинской республики + на выход из Осм империи и восстановление государственности (этот вариант нашел воплощение позже на большей части БП).

Итак:

· Конец СВ и начало НВ – история народов БП неразрывно связана с судьбой Османской империи, как она раньше была связана с историей Византии.

· Начало Нового времени здесь ознаменовано распадом Осм империи (окончательно к 1918-1922) и становлением на ее месте новых, европеизированных государств тех народов, которые раньше были под властью османов.

4. Характер и специфика накануне османского завоевания

Культура сложная, как многослойный тортик ^^. Болгария и Сербия – две подобласти – целостные и законченные, но не обособленные. Появление народной культуры – общеславянское наследие и «балканизмы». Развитие ученой культуры. Византийское содружество – общее культурно-информационное пространство. Но к-ра Болгарии и Сербии не простое копирование Византии! Были различия

4.1. Ценностное содержание – Культура Б+С отобразила лишь ценности одной из двух традиций.

Традиция аскетическая – монашество. Другая традиция – предгуманистическая – светская греческая ученость. Византия унаследовала это от Античности. У болгар и сербов не было такого наследия. Византия обладала огромным авторитетом – культурное превосходство над соседями. Византийский ренессанс.

Школьное обучение в Б+С строилось на церковно-монашеской основе.

4.2. Средства выражения – богослужебная практика на собственных языках. Книжно-богослужебный язык – Константин – Кирилл. Старославянский язык – церковный. Были изводы и редакции его для региональных вариантов. Наибольшее распространение в Болгарии, Сербии, Руси, Валахии и Молдавии. Образовывали Византийскую или Праславянскую Славинию. Ей противостояла Славиния Латинская – Чехия, Польша, Хорватия.

Кирилло-мефодиевская традиция: особая азбука – глаголица и кириллица особый книжно-богослужебный язык – старославянский. Создание текстов и практика.

Кирилл + Мефодий – распространили по Великоморавской державе – Моравская миссия – заложили основы.

Эта традиция получила особое распространение в Болгарии – дополнили второй славянской азбукой кириллицей + новые тексты.

Потом у Лукина речь идет про азбуки – про кириллицу и глаголицу. Сначала была глаголица – для проповеди. Кириллица возникла на основе греческого алфавита в Болгарии – IX в. потом оттуда распространилась. Наличие церковно-славянской практики стало мощным стимулом для становления в них письменности на местных средневековых славянских языках. При этом был и греческий язык.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!