Тайные общества в Цинском Китае. Особенности их деятельности и роль в политической жизни.



Религ. секты/тайные общ-ва – организац. центры народн. сопротивл-я. Грань между ними условна, в основе идеологии всех – вера в изнач. равенство людей/необх-сть взаимопомощи/уравн-е бедных и богатых. Буддизм => веров-я о существ-и идеальн. общ-ва, кот-е однажды станет реальностью, помочь этому можно восст-ем. Но тайн. общ-ва, в отл-е от религ. сект, были в большей степени ориентированы на подгот-ку/осуществл-е восст-я; самым распростр. ЛОЗУНГОМ были призыв к сверж-ю власти маньчжуров, якобы незаконной, и утвержд-ю на престоле импер-ра-китайца, который реализует мечты простых людей о лучшей жизни. Зачастую эти утончен. идейные искания были понятны лишь узкому кругу посвящен-х; чтобы привлекать рядовых участников, писали обращ-я на доступном языке, где излагали причины бедств. полож-я народа. Огр. роль играл МИСТИЧ. РИТУАЛ, чтобы придать сектантам ощущ-е силы и единства. Один из его элем-тов – «военные иск-ва», с обучения им начин-сь привлеч-е new сторонников. Тонкости рукопашн. боя => ч-к ощущал свою силу и значимость, что возмещало его невысок. соц. статус. Тайн. организ-и охватывали как деревню, так и уездн./провинц. центры, в них участв-ли различн. слои. Больш-во – обездоленные/малоимущие кр-не, привлеченные пропагандой братск. взаимопомощи/рав-ва имущ-ва. Руков-ли – шэньши/купцы/чиновники-патриоты. До середины XVII столетия крестьянские восстания не носили религизного характера, а потому РОЛЬ ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО НАЧАЛА в них издавна играли тайные общества. Не раз во главе поднимаемых восстаний стояли «Тянди хой» («Общество неба и земли»), «Саньдянь хой» («Общество трех точек») и многие другие секретные образования. + поддержка буддийск. и даосийск. мон-рей: популярн. общ-во «ТРИАДА» было образовано при активн. участии буддийск. монахов их мон-ря Шаолиньсы, одного из центров изуч-я иск-ва рукоп. боя. Отказ-ся признать маньчж. госп-во => был сожжен (1674-84 – осада), гибели избежали лишь «пять старших братьев», отправившихся в странствия по Китаю, просвещая народ и вербуя в тайн. общ-ва. Еще в V в.д.н.э. инд. монах Ба Туо заложил 1 камень в основ-е Шаолиня. Да Мо учил самосозерц-ю и, чтобы «прихожане» не спали, разраб-л комплекс физ. упражн-й. I в.д.н.э. – Квой Пе: путь длинного кулака => ушу. VI в.: Ца Му a.k.a. Бодитхарма: кунфу (умение мгновенно преобразовывать внутр. энергию физич.).

 

Кон. XVIII в. – активиз-я деят-сти «БЕЛОГО ЛОТОСА => 1796-1804 – одно из крупнейш. восст-й под его руков-вом, в пров-ях Центр. Китая. В 1798-9 повстанцы нанесли маньчж. ряд чувствит. ударов и распростр-ли свой контроль на значит. террит-и. Прав-во мобилизовало все силы для подавл-я бунта => 1800 – к маньчжурам переметнулись дерев. верхи, напуганные размахом движ-я, и местные отряды, попавшие под их влияние => Перелом в восст-и. После казни руков-лей восст-е, однако, продолж-сь, несм-ря на жестокие карательн. походы. Цинские власти обещают снизить поборы и объявить амнистию мятежникам. 1803 – восстан-н контроль почти во всем Центр. Китае, уцелевшие отряды повст-цев скрывались в отдаленном районе, в лесах – были уничтожены в 1804. Причина пораж-я – отсутствие единства в действиях + не создали своей структуры власти, чтобы наладить контроль над освобожд-й террит-й.

 1813 – восст-е в Сев. Китае, организ-е «ОБЩ-ВОМ НЕБЕСН. РАЗУМА» (ответвл-е «Бел. лотоса»). Его предв-ль был объявлен повел-лем Китая. Отряд заговорщиков из 200 ч-к в окт. проник на террит-ю резиденции цинского прав-ля в Пекине («Запретный город»), но стража отбила напад-е, предводитель восставших был казнен, к нач. 1814 были подавлены послед. очаги восст-я. Но тайн. общ-ва/религ. секты вдохновляли оппозиц. властям силы на протяж-и всего XIX в.

1.Тайные общества в Цинском Китае. Особенности их деятельности и роль в политической жизни.

Тайные общества и религиозные секты – организационные центры народного сопротивления. И те, и те мечтали об уравнении бедных и богатых и вообще равенстве людей. Все активно верили в какое-то идеальное общество, которое рано или поздно станет реальным, а для этого надо поднять восстание. Т.О. – подготовка и осуществление восстаний под лозунгом свержения самозванной маньчжурской династии. Для агитации обращения писали доступным языком, объясняя народу причины его бедственного положения. Большую роль играл ритуал – надо было внушить сектантам ощущение силы. По секрету скажу, эта традиция у них сохранилась вплоть до 20 века, если не по сей день. Ихэтуани вообще людей деревянной пилой распиливали и давали сектантам по кусочку европейца, ну, мол, чтобы силушка европейская передалась им, и они смогли победить иноземных диаволов. Мне представляется более приемлемым рубить головы, как Дункан Маклауд, ну да ладно. Самый распространенный ритуал – боевые искусства – обучаешь людей и тихо завлекаешь в секту. Умение вести рукопашный бой возмещало невысокий социальный статус человека. Загнав человека в секту, учили уже особым тайным ритуалам, которые якобы давали неуязвимость от действия холодного и огнестрельного оружия (китайцы до сих пор в это верят, европейцы тоже в это верили даже в 20 веке). Т.О. и секты – по всему Китаю, в основном люди обездоленные, малоимущие кр-не, но руководителями нередко были шэньши, купцы, чиновники, настроенные патриотически и недовольные маньчжурами. Буддийские и даосские монахи тоже поддерживали Т.О. Некое Т.О. «Триада», основанное шаолиньскими монахами являлось наиболее популярным. По легенде маньчжуры сожгли Шаолинь, спаслись только «пять старших братьев» (в т.ч. Чак Норрис), которые отправились по Китаю, обучая людей рукопашному бою и вербуя сторонников борьбы с маньчжурами. Кон. 18 века – активизировалось «Общество Белого Лотоса», под его эгидой – 1796 – 1804 гг. восстание в Центральном Китае (лозунг – свергнуть маньчжуров и ликвидировать продажное чиновничество). Восстание было жестоко подавлено. 1813 – «Общество Небесного разума» (видимо ответвление предыдущего) - восстание в Сев.Китае, его предводитель был объявлен повелителем Китая и продолжателем Мин. И это восстание к 1814 было подавлено. Но деятельность Т.О. и сект не прекратилась. Весь 19 век она продолжали действовать, под их руководством китайцы выступали за свержение инородной династии, ликвидацию чиновничества, против поборов, а в перспективе – против иноземных захватчиков.

1853-55 – Ю-В Китая – активизировалось Т.О. «Малых Ножей» (восстание в Шанхае) и «Красных монет». Те же лозунги. Эти тайные общества поддержали крестьянские волнения. Предводитель «Ножей» Лю Личуань объявил свои отряды частью Тайпин тяньго + попросил ВБ, США и ФР не оказывать помощи Цин. Установление власти повстанцев в Шанхае - удар по Цин. Маньчжуры осадили Шанхай, Лю погиб, кровавая расправа над мирными жителями.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1047; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!