Новые османы» и конституционное движение в Османской империи.



 

К концу 60-х танзиматск. реформы потеряли целесообразность, т.к. преобразов-я 2 этапа в интересах иностр./компрадорск. буржуазии ускоряли процесс финанс./полит./торгов. закабал-я империи. Реформы не затрагивали существ. аграрн. отнош-й/деспотич. власти султана/не решали национ. ? => не могли привести к кардинальн. сдвигам. Исконные пороки феод. общ-ва мешали складыв-ю турецк. национ. буржуазии, однако к сер. века появилась ее предтеча – молод. ИНТЕЛЛИГ-Я, феодальн.-бюрократич. по происхожд-ю, но буржуазн. по идеологии. Реформы просвещ-я все-таки дали опред. сдвиги: на 1864 г. в империи было более 15 тыс. светск. школ 1 ступени (660 тыс. учащихся), в т.ч. 2,5 тыс. для немусульман (135 тыс. учащихся). 1868 – Органич. закон о народн. образов-и: начальн. образов-е должно быть всеобщ./обязат./бесплатн. Формиров-ю турецк. интеллиг-и также спос-ло расшир-е связей с внешн. миром, поездки учащейся молодежи в европ. страны (в 1855 в Париже было открыта Османск. школа, в кот-й училось 60 турок).

 

1851 – созд-е в Стамбуле КОМИТЕТА ЗНАНИЙ (Энджумен-и даныш): задуман как 1 турецк. академия наук. Цель – способств-ть «размнож-ю на турецк. языке необх. книг по различн. наукам и способств-ть разв-ю турецк. языка». В 1851-60 в типографиях Стамбула было издано ок. 200 наименов-й книг (в осн. светск.); к нач. 70-х в Турции издав-сь 47 газет/журналов, 13 – на турецком + появ-сь ПЕРВЫЕ ОБЪЕД-Я ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ («Османск. общ-во просвещ-я», «Книжн. общ-во» etc.), с целью просветит. работы. Турецк. интелл-я ратовала за разв-е образов-я/распростр-е знаний/чистоту турецк. языка/созд-е национ. лит-ры + беспокоились из-за роста завис-сти Турции от Европы. В этой среде постеп-но слож-сь движ-е «НОВЫХ ОСМАНОВ» во главе с писателями/публицистами (Намык Кемаль, Ибрагим Шинаси, Али Суави, Зия-бей): выступали за огранич-е султанск. абсол-зма и созд-е парламентск. констит. монархии. Во многом наход-сь под влиянием идей ВФБР, а также франц. просвет-лей (Монтескье, Руссо). Их центром стала газета «Тасвир-и эфкяр» (Выразитель идей), кот-ю издавал Шинаси, сотрудник Мустафы Решид-паши по провед-ю реформ танзимата, участв-й во франц. револ-и 1848. Кемаль стал наиб. видным деятелем, одним из основополож-ков new турецк. лит-ры. Ввел в турецк. язык понятия «родины» и «свободы». Осн. масса «новых османов» - прогресс-но настроенные писатели/журналисты/учителя/чиновники/офицеры. Используя периодич. прессу, они развернули борьбу против произвола и деспотизма. Но скоро начались репрессии, возм-сть открытой пропаганды исчезла => в 1865 Намык сотоварищи создали ТАЙН. ПОЛИТ. ОБЩ-ВО, всего в нем 250 ч-к, разделено на ячейки по 7 ч-к. Попытка организовать заговор с целью возвезд-я на престол либеральн. принца Мурада, но заговор был раскрыт => в 1867 Кемаль/Зия-бей/Суави бежали за границу, в эмиграции создали вольн. турецк. прессу и продолжили борьбу с султанск. режимом. ЗНАЧ-Е: это движ-е стало важн. вехой в истории Турции, т.к. борясь за разв-е народн. образов-я/выступая против феод.-абсол. строя и против закабаления страны иностр. капиталом, они способств-ли пробужд-ю полит. сознания в общ-ве. НО они были оторваны от народн. масс и их интересов. Их идея «османизма» (единства всех подданных Осм. империи) противопоставила их национ.-освободит. движ-ю угнетенных народов, в этом они смыкались с реакцион. элементами.

Вариат 2:«Новые османы» и конституционное движение в Османской империи

К концу 60-х 19 в дальнейшее осуществление танзиматских реформ утеряло целесообразность. Ускорился процесс политического, торгового и финансового закабаления турков. Реформы вообще не решали, вся ситуация - лишь тормоз для развития капит.отношений и складывания турецкой национальной буржуазии. НО! В сер 19 в появляется молодая интеллигенция (феод-бюрокр по происхождению и буржуазная по идеалогии) + реформы просвещения все-таки дали плоды. 1868 – Органический закон о народном образовании о всеобщем, обязательном, бесплатном образовании. 1851 – Стамбул, Комитет знаний – первая турецкая академия наук. Увеличение печати книг, газет, журналов, особенно к нач.70-х. Объединенная интеллигенция – различные общества с целью просветительской работы. Чего желают: развитие образования, создание национальной литературы и чистота национального языка, независимое политико-экономическое развитие О.И. Идейные представители – писатели и публицисты (+ учителя, офицеры), выступавшие за ограничение султанского абсолютизма и создание конституционной парламентской монархии. Эпицентр мысли – газета «Выразитель идей», издавал ее Намык Кемаль, один из участников реформ танзимата, Кемаль – наиболее видный представитель либерал-конст движения, основоположник новой турецкой литературы. Орудием «новых османов» стала пресса - > репрессии, Кемаль и его товарищи создали тайное политическое общество с целью возведения на престол либерального принца Мурада, но в 1867 заговор раскрыт, новые османы бегут за границу и в эмиграции продолжают борьбу с режимом. Заслуга новых османов в пробуждении политического сознания, идеи османизма (единства османов).

Нач 70-х – О.И. в затяжном кризисе. Причины: разложение основ феод-абсолютист. строя; потеря контроля над отдел. терр-ми; растущ. вмеш-во зап. держав; застой местного производства; новый нац‑осв борьбы на Балканах; налоговый гнет.

Сложившаяся ситуация благоприятствовала деятельности новых османов, они вернулись на родину, 1872 – Кемаль начал издавать газету «Наставление» (ибрет). В этот период оформляется программа нов.османов: борьба за экономическую и политическую независимость против феодального абсолютизма; создание конституционной монархии; . отмена откупной системы; ликвидация административного произвола; ликвидация капитуляций и неравноправных торговых договоров ; нет внешним займам!; народное образование и османизация;

Ответ пр-ва - 1873 - нов. репрессии: закрыты газеты + арест и ссылка Намыка Кемаля и соратников. Но идеи нов.османов пользуются успехом у либеральной бюрократии (особенно у либерального гос деятеля Мидхат-паши). 1875 - неурожай, холера, сокращение налоговых поступлений в казну, сокращены вдвое выплаты по внеш.долгам, резко падает тур.валюта, летом – восстание крестьян в Герцеговине (сначала против размера ашара, затем - турецкого господства). 1876 - восстание в Болгарии, очень жестоко подавлено. Январь 1876 г. - зап. державы - меморандум о прекращение террора и начале реформ в регионе. Сторонники реформ (Мидхат-паша) активизируются и объед. с частью феодалов и духовенства, недовольной уступками пр-ва зап державам. 

Май 1876 г. - демонстрации населения, правительство вел. везира Недим-паши ушло в отставку, 30 мая 1876 низложен султан Абдул-Азиз. Хотели Мурада 5, но - противодействие консерваторов, М‑5 низложен из-за нервного заболевания => Абдул-Хамид 2. Он обещал конституцию, но не спешил вводить. Россия потребовала перемирия Порты с Сербией => д/разрешения Балканского конфликта в Стамбуле соберется конференция европейских государств (уже подготовлен проект автономии Боснии, Герцеговины, Болгарии). => Великий везирь Мидхат-паша настаивает на срочной конституции, чтобы Европа не лезла.

23 декабря 1876 – указ о введении конституции = начало работы над ней. Составили Мидхат‑паша и Намык Кемаль: созд. 2-палат. Парламента; провозгл. равенство и свободу всех (!) подданных, безопасность личности и имущества, жилища; пропорциональное распределение налогов; свобода деятельности в торговле, промышленности и с/х. 

Но права султана остались неограниченными: он священен и неприкосновенен, не несет отв-ть перед парламентом, утверждает законы, принятые парламентом, назначает и смещает министров, заключает международные договоры, он – халиф, духовный глава; ислам – официальная религия.

В феврале 1877 г. конференция держав прекратила работу в Стамбуле, сразу после этого Мидхат-паша арестован и сослан, расправа с др. лидерами "нов.османов". Но конституцию Абдул-Хамид не решился отменить. Март 1877 г. – 1я сессия очень послушного парламента, но и тот ругает султанскую администрацию. Осенью 1877 г. - новые выборы - парламент более оппозиц. Февраль 1878 г. – П. выразил недоверие вел. везирю и членам его кабинета за плохое ведение русско-турецкой войны. П. был распущен, а конст. 1876 года фактически перестала сущ-ть.

Поражение конст.движения обсуловлено узостью его соц. базы, разрозненностью его сил, доктрина османизма оттолкнула инонационал.буржуазию империи, молодая тур.интеллигенция не искала поддержки народ.масс.

В Турции установился деспотический режим «зулюм» Абдул-Хамида II.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1059; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!