Вариант 2. Колониальная модернизация Египта в конце 19-начале 20 в.



 

 В течение всего XIX в. англичане настойчиво добивались контроля над египетской экономикой и всем Египтом. Вооруженная интервенция 1840 - ВБ добилась распространения на Египет и Судан условий неравноправного англо-турецкого договора. С тех пор иностранный капитал активно проникает в эк-ку Е. Правительственные монополии были отменены, гос-во уже не контролирует ввоз и вывоз, европейцы могли по низким ценам ввозить свои товары в неогр.кол-ве. Молодая арабская пром-ть начинает загибаться, единственная оставшаяся в живых отрасль – сахарная пром-ть. К 1849 – ВБ заняло первое место по объему торговли с Е. Постепенно все хоз-во страны переводится на обслуживание пром-ти ВБ. Е. превращается в страну хлопковой монокультуры, обеспечивающую сырьем текстиль ВБ. Хлопок вытеснил хлеб, пшеницу, кукурузу. Начало 50- х ВБ получила первую концессию на стр-во первой в стране ж/д (Каир-Александрия-Суэц). Позже на ВБ капитале основана Александрийская компания по водоснабжению 1854 – фр дипломат Лессепс добился концессии на сооружение и эксплуатацию Суэцкого канала на 99 лет (построен на костях египетских феллахов), 1869 – ВБ получила концессию на создание телеграфной сети в Е., в том же году открыт Суэцкий канал – плацдарм для эк.закабаления Е. Усилилась борьба Фр и ВБ за влияние в Е. ВБ воспользовалась фин.трудностями Е. и ослаблением ФР после франко-прусской войны 1870-71 гг. Для покрытия многомиллионных издержек от строительства канала Египет прибегает к займам. Внутренние займы не помогают – продают акции канала, ВБ успешно выкупают египетскую долю акций, желая стать крупнейшим акционером и вытеснить Фр из Е. Первые займы Е.а были связаны с расходами на стр-во канала, с колоссальными процентными ставками, полностью займ ни разу не выплачивался. Основная часть получаемых займов платилась в виде процентов по долгам.

1871 – закон о мукобале (тот, кто заплатит сразу 6-кратный поземельный налог – свободен от 50% налога в будущем) – не помогло. 1876 – дефолт Египта. «Комиссия Хедивского долга» (Италия, Фр, Австрия) = контроль за платежами по займам. Издание хедивского указа о сведении гос долгов в один на погашение в 65 лет с 7% годовых. Потом долг поделен на 4 части, а фр чиновник назначен ген контроллером по доходам, а англ чиновник – ген контролером по расходам Е. Короче, грабили страну как хотели. Для погашения долго задрали налоги, пошлины, сократили армию, но средств все равно не хватало - страшный голод.

1878 – Междунар. комиссия по обследованию финансов Египта. Номинально возглавил Лессепс, фактически – англичанин Вильсон. Отстранение хедива от управления государством. Совмин теперь – с участием европейцев. Глава нового кабинета – Нубар-паша, связан с европейскими банкирами. Вильсон – мин. финансов, все важнейшие (в частности министерские) должности у европейцев.

В 1880 – Египет продал Англии все права на получение прибыли. Кампания стала анг-фран. предприятием.

Население так задолбал иностранный гнет, что началось восстание. Египет накануне восстания. Недовольство всех слоев населения. Считали виновником всех бед хедива Исмаила. После развертывания деятельности европ. контролеров – ясно, кто враг. Создают тайные об-ва «ватанисты» (патриоты). «Египет – для египтян»». Офицеры под руководством Ахмеда Араби-паши – повод: длительная невыплата жалованья, принудительные работы, злоупотребление присвоением чинов. 1882 – ВБ и ФР направили в Александрию свои суда. После подавления восстания ВБ так и не вывела войска – этот вопрос потом не раз поднимался Турцией и Францией. В итоге с 1882 Е. стал фактически английской колонией, хотя его международно-правовой статус остался неизменным. На деле вся полнота реальной власти в руках у англ консула (генерального резидента). Особенно известен лорд Кромер, который до 1907 24 года занимал эту должность.

Задача англичан – уничтожить местную промышленность и создать себе монопольное положение на египетском рынке. Местные предприятия – огромные налоги. На долю местных – только обработка.Англичане стремились вывозить из Египта даже хлопковые семена, ввозя потом обратно полуфабрикаты или готовую продукцию. Даже египетские фески делают за рубежом. Монополия англичан на добычу соли. Ж/д, банки – только английские. Раб.класс: достаточно однороден. Из местных. Рабочий день – до 18 часов.

Первый закон о рабочих – в 1909 г. Забастовки с 1903 г.

Слабость полит. сознания. Первый профсоюз – в 1909 г. Закрепившись в Египте, Англия приступила к реализации других захватов, теперь уже в Судане.

Повсюду хлопок, иностр.монополии, высокие налоги

 

 

2. 7.1. Проблема «азиатских ценностей»: мифы и реальность. Неотрадиционализм и фундаментализм в странах Востока

Страны Востока В XX в. проявились и продолжали действовать две в современном мощные, но противоположные по характеру общемировом и человеческие тенденции: интеграция к планетарно-идеологическом суперобществу и сопротивление могущественных дезинтеграционных сил. Сложились мировой рынок и единое информационное поле, существуют международные и наднациональные политические, экономические, финансовые институты и идеологии. Народы Востока активно участвовали в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «многополюсный центр — периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества в колониальный и постколониальный периоды проходили под эгидой Запада. Впрочем, в силу неравномерности развития компонентов мировой системы под влиянием меняющихся потребностей научно-технического и технологического прогресса, экологических ограничений на хозяйственную деятельность неизбежно перемещение мировых центров — экономических, финансовых, военно-политических. Тогда, возможно, наступит конец евро-американской направленности эволюции мировой цивилизации, а восточный компонент станет направляющим фактором многонациональной культурной основы. Но пока доминантой складывающейся мировой цивилизации остается Запад. Его сила опирается на сохраняющееся превосходство производства, науки, технологии, военной сферы, организации экономической жизни в целом. Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объединяет, в частности, колониальное и полуколониальное прошлое, а также периферийное положение в мировой экономической системе. Их объединяет также то, что по сравнению с темпами интенсивного восприятия достижений научно-технического прогресса и универсализацией, особенно в сфере материального производства, сближение Востока с Западом в социокультурном отношении происходит относительно медленно. И это, естественно, потому, что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами при всех национальных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей материальной, интеллектуальной и духовной жизни. Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и каждое получило свой результат. Но при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. В разных восточных странах происходили проверку как западные модели рыночной экономики, так и вульгаризированные социалистические. Соответствующие воздействия испытывали идеология и философия восточных обществ. Причем современное не только сосуществует с традиционным, образует с ним синтезированные и симбиозные формы, но и противостоит ему. Одна из особенностей общественного сознания на Востоке заключается в мощном влиянии религии, религиозно-философских доктрин, традиций как выражения социальной инертности. Выработка современных взглядов происходит при противоборстве целей и идеалов, при противостоянии традиционного, обращенного в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом — с другой. Осмысление результатов взаимодействия между Востоком и Западом остается крайне важным для восточной общественности. Западный образ жизни и мыслей все более становится нормой для городских жителей в странах Востока. Соотношение между традиционным и современным неоднозначно. Новое не только усваивается или отвергается обществом. Оно сосуществует со старым и при этом утрачивается четкость присущих им особенностей. Одни традиции умирают, другие остаются как органический элемент жизни общества. Заимствованные идеи, теории, нормы, сохранив или утратив изначальную форму, обычно принимают новое содержание, отражающее специфику места и времени. Стереотипы индивидуального и группового сознания и поведения синтезируются так, что интернациональное все больше становится частью национального. При этом мыслящей элитой и генератором новых идей в странах Востока является национальная интеллигенция. Ее большая часть старается объективно, взвешенно подходить к культурным ценностям двух миров в интересах прогрессивного развития своего общества при сохранении национального своеобразия. Она сознает, что национальная культура несет в себе частицы иных культур и потому объективно отражает ценности общечеловеческой цивилизации. Так, например, в 1975 г министр информации Филиппин в своем циркуляре констатировал, что филиппинская культура — это итог многовековых внешних влияний, которые смешивались, приобретая филиппинскую природу. Это малайская матрица, на которую наложились элементы индийской, китайской, арабской, испанской, мексиканской и североамериканской культуры. Роль религии как веры и ритуала по-прежнему велика не только на Востоке, но и на Западе. Но Для Востока в значительно большей степени постколониального важна еще одна составляющая часть религии как идеологии и системы ценностей, кодекса социальной справедливости, идеологии, выполняющей социальный заказ. Во многих странах религиозная мысль значительно продолжает определять состояние общественного сознания. В настоящее время отмечается некоторый рост влияния религиозного фактора на восточное общество. Это ответная реакция общественного сознания на избыток модернизации и секуляризацию предшествующего периода. Но в целом религиозные установки перестают быть критерием истины. Традиционные, в том числе религиозные предписания, утратили роль единственного или главного регулятора отношений между людьми. «В нашу жизнь вторгся современный мир, который увлек за собой молодежь, а теперь у нее не осталось времени на религию», -заявил знаменитый монах — езид Баба Шауши. Ученые монахи в Таиланде утверждают, что многие буддийские монахи любят роскошь, не придерживаются не только буквы, но и духа канонов, что большинство из них пришли в сангху, чтобы решить свои экономические проблемы, а не взыскуя истины. Газета радикальной мусульманской ориентации в Турции сетовала (начало 1980-х гг.): «В то время как 95% турецких газет пропагандируют западный образ жизни, материальную заинтересованность, азартные игры, алкоголь, секс, может быть только 5% изданий отстаивают исламский образ жизни, но противник и этого не может перенести». В этих утверждениях много преувеличений. За атеизм часто принимают результат секуляризации сознания, хотя это необязательно одно и тоже. На деле же для образованной молодежи, новой интеллигенции характерно представление о непротиворечивости, мирского и священного, Разума и Веры. Секуляризм как совокупность идей, суть которых — освобождение государства, общества и личности от господства духовенства, был результатом модернизации. В Европе секуляризация была функцией естественного развития буржуазного общества, на Востоке — функцией направленной модернизации. Поэтому на Востоке она относительно слабо выражена, принимает различные формы, лишена радикализма.

Отличительная черта современного Востока — подъемы и спады влияния религии и религиозных институтов на человека, об-во, политику. Попытки осуществить модернизацию по западному образцу почти повсеместно сопровождались заметным упадком влияния религии, особенно в 1950—1960-е гг. В ходе борьбы за свободу национализм оттеснил религиозный фактор за кулисы политической сцены. Народы Востока боролись за независимость преимущественно под националистическими, а не религиозными лозунгами, и в освободившихся странах были установлены светские, а не теократические режимы. Для религии как регулятора общественной жизни, казалось, не оставалось места. Дж. Неру считал религию крайне консервативной и даже реакционной силой, и не желал ее вмешательства в политику. Иракский лидер Саддам Хусейн утверждал, что баасизм — идеология Партии арабского социалистического возрождения — является новой светской идеологией, признающей свободу совести и считает недопустимым вмешательство улемов в политику. С конца 1970-х гг. интерес к религии резко возрастает, с одной стороны, на неправительственном уровне как религиозной вере и комплексу морально-этических норм, с другой стороны, на официальном уровне как санкция социально-экономических программ и политического курса. В Юго-Восточной Азии повысилось внимание к культу святых, появились новые .христианские и буддийские секты. В Японии также наблюдался повышенный интерес к религии. Из 3 тысяч опрошенных в 1979 г. 41% считали, что религия необходима, чтобы человек жил счастливо. Особенно показателен рост влияния исламского фактора. Еще в середине 1960-х гг. духовенство не внушало ни малейшего уважения арабской молодежи. В конце 1970-х исламисты пришли к власти в Иране и Судане; во многих мусульманских странах идет исламизация общественной жизни. Выборы в Алжире в 1995 г. принесли победу радикальной исламской Партии спасения. На парламентских выборах в Турции в 1996 г. большого успеха добилась исламиская Партия благоденствия. Несмотря на относительно быстрое распространение научного знания и современного образа мыслей традиционные религии до сих пор остаются основой для значительной части мировоззренческих концепций и социальных теорий. Общественно-политические взгляды нередко облекаются в традиционную форму или как-то соотносятся с религиозной доктриной.

Суть религиозного реформаторства — переосмысление традиционных представлений под лозунгом возврата к первоосновам религиозной доктрины или религиозно-философского учения с позиций рационализма через очищение от многовековых наслоений и искажений.

Реформаторство отражало назревшую необходимость трансформации религиозного сознания, с тем чтобы оно могло безболезненно приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни восточных обществ. В богословско-юридическом отношении почти все последователи и приверженцы реформаторства являются фундаменталистами: они отталкиваются от основополагающих религиозных текстов или древних канонических книг и часто отказываются от тех толкований, которые давались позднесредневековы-ми авторитетами. Но в социально-политическом отношении они делятся на «модернизаторов» и «охранителей» — антагонистов и в социальном и в политическом плане.

«Модернизаторы» пытаются примирить науку и религиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и канонами. Они — поборники прогресса с национальной спецификой. «Модернизаторы» нередко призывают к преодолению антагонизма между религиями и допускают возможность их сотрудничества.

Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» переосмысление действительности, современных социокультурных и политических структур в духе священных текстов. Их апологеты утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строится так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фундаменталистам -«охранителям» присущи нетерпимость и «поиск врагов». Во многом успехи радикальных фундаменталистских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага, «виновника» всех его бед.

 

Вариант 2 : 13. Проблема «азиатских ценностей»: мифы и реальность. Неотрадиционализм и фундаментализм в странах Востока.

1. Мифы и реальность. Ум-м.

2. Роль религии. В последнее время – рост влияния религиозного фактора на общество как в политике, так и в умах (с 70-х гг.: Ю-В Азия, Япония. В конце 70-х исламисты в Иране и Судане). Но ситуация динамичная – то подъёмы, то спады этого фактора. Вместе с тем – секуляризация сознания. Толчок к реформатскому движению (хотя важно – оно не всеохватывающе. В основном – традиционные формы религии)

3. Реформаторство в целом. Стремление приспособить религиозное сознание к современности. При этом главная идея – к корням, к священному тексту (потому фундаментализм). Определённый рационализм. Два основных направления:

1.1 Модернизаторское. Примирить религию и науку. Наука через Писание. Новая интерпретация. Национализм. Способность сотрудничать с другими религиями.

1.2 Охранительное. Через религию осмысляется и политика. Жесткое следование букве, замкнутость, поиск врагов.

Конкретика.

1.0 Ислам. Модернизаторы. Хасан Ханафи (Египет): Бог проявляется в деятельности людей, Бог – прогресс. Муамар Каддафи (Ливия): Коран требует современной интерпретации, нет необходимости во всё следовать букве СП. Консерваторы (Братья-мусульмане и др.). Хасан-аль-Банна: цикличность истории, теперь – виток господства ислама, нужно подождать. В целом - Отвержение всего западного. В лучшем случае – проповедь. В худшем – уничтожение всего «дурного», шариат.

2.0 Индуизм. Модернизаторы. М. Ганди: в каждом частичка Высшего Духа, все равны. Так давайте построим идеальное общество. Переосмысление переселения душ и кармы – всё, типа аллегорически, а на самом деле каждому будет всё прямо здесь и сейчас. Служение низших каста высшим = служению каждого верующего собратьям и пр

3.0 Буддизм. Модернизаторы. Научное толкование просветления. Упрощение ритуальной стороны. Даже – возможность монахам заниматься политикой. Возможность построения общества на буддийских основах – равенство и пр. Традиционалисты. Ритуал, нет просветленья в этом мире.

4.0 Конфуцианство. Споры вокруг него в Китае 60-х. Рассматривают с марксистской точки зрения. Насколько полезен. Различные полюса.

5.0 Иудаизм. «Еврейское просветительство». Светское еврейское образование. Еврейскую культуру – в массы.

 

Билет №26 :


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 583; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!