Движение Тайпинов, их социально-экономическая и политическая программа, религиозные воззрения.



 

Короче, китайцам первая О.В не понравилась. По всей стране начали создаваться отряды самообороны, выступления народных масс. Цин как правило выступали против патриотов – дискредитировали себя в глазах народа. В результате первой О.В. резко ухудшилось положение народа. К этой проблеме плюсом – противоречия между господствующими и зависимыми слоями населения, конфликт китайского народа с маньчжурской аристократией, отлив серебра за границу, ввоз опиума еще больше вырос, как и ввоз тканей из ВБ (в перспективе разрушение кустарного китайского ткачества). За 40-е годы – более 100 восстаний (особенно общества – «Триады», «Земли и неба», «Трех точек»). В этих условиях южные провинции Гуанси и Гуандун стали отправными пунктами крестьянской войны середины 19 века – Тайпинского восстания. 1843 – сельский учитель Хун Сюцюань создал «Общество поклонения небесному владыке» (Байшандихуэй) – латентно призывал к свержению маньчжуров, явно призывал к равенству и борьбе против нехристианских религий. 1848 г. - стычки между помещ. отрядами и сторонниками Хун Сюцюаня. 1850 г. - открытое восстание в провинции Гуанси (отряды Ян Сюцина, Вэй Чанхуэя, Ши Дакая). Участники: горнорабочие, углежоги, кули, ремесленники, торговцы; все сбережения несли в общий сундук, оттуда уже равно раздавались средства на одежду и провиант. Строгая дисциплина, военная организация, гендерно делились по разным лагерям. Носили красную повязку и длинные распущенные волосы. Подавить их не получилось. В 1851 г.Цзиньтянь – публично провозглашено о восстании против цинов для создания «Небесного государства великого благоденствия» - Тайпин тяньго. Хун Сюцюань объявил себя Тяньван – Небесный государь.

Четыре периода восстания:

1) от первой крови до взятия Нанкина и создания там центра Т.гос-ва (1850-1853)

2) борьба за расширение Т.гос-ва – от Нанкина до раскола тайпинов (1853-1856)

3) упадок восстания (1856-1860)

4) борьба тайпинов с феодалами и иностранцами (1860-1864), поражение.

 

Сначала были вооружены чем попало, но благодаря строгой дисциплине, поддержке населения и поражениям прав.войск, вскоре вооружились как надо и организовали собственное пр-во оружия. 1851 – взяли Юнань, организовали правительство, 5 сподвижников Хуна – титулы ванов, во главе военного командования и прав.аппарата – Ян Сюцин. 1853 – взято троеградие Учан, Ханькоу, Ханьян. Нанкин стал столицей Тайпин тяньго. Тайпины не закреплялись на завоеванных территориях, брали города и шли дальше, поэтому противники восстанавливали свою власть, тем не менее восстание продолжалось 14 лет и втянуло в свою орбиту десятки миллионов людей. Европейцы сначала были тайпинам «братья по вере», в свою очередь первые были лояльны ко вторым, мечтая использовать их в отношениях с цинами -> объявили о нейтралитете.

1853 – тайпины публикую «Земельную систему небесной династии» - программу создания общественного строя Тайпин тяньго: уравниловка по едокам; выделено 9 категорий качества земли, кто моложе 16 получает половину надела взрослого; объявлена обязательная трудовая повинность для всех жителей; нетерпимость к традиционным религиям; на территории тяньго запрещена торговля опиумом; основа гос.устройства – военная община. По 25 семей объединяются в лян (взвод). В войсках - очень строгая дисциплина + раз в 3 года переаттестация должностных. Женщины уравнены в правах, в т.ч. на военной службе, даже ноги перестали бинтовать. Тайпины против роскоши. Многие из провозглашенных тайпинами в своих программных документах преобразований так и остались декларативными в силу саботажа на местах или из-за весьма непродолжительного контроля над теми или иными отвоеванными у Цинов территориями. Так, например, на их территориях во многих местах сохранялась помещичья собственность, помещики и шэныши находились даже в местных органах власти, осуществляя там лишь те меры, которые были им на тот момент выгодны.

Тайпины не сумели перераспределить землю. Гос. устройство тайпинов – монархическое. Сложилась новая иерархическая верхушка из ванов-князей, за которыми шли чиновники 11 рангов. Большая часть тайпинских верхов – из простонародья, но окружила себя роскошью и челядью.

1853 г. – Северный поход, фэйл. 1854 г. – неудачная попытка взятия Пекина. 1853 - удачный Западный поход тайпинской армии. 1855 г. – западные области захвачены. Тем временем на Ю-В активизировались об-ва «Малых ножей» и «Красных монет».

1856 – раскол в лагере тайпинов, в результате заговора убит Ян Сюцин, костяк военного командования рассорившись расходится, тяньго ослабевает и переходит к обороне.

Разногласия между массами и руководством восстания. В период второй О.В. и после ее окончания продолжался кризис в лагере тайпинов. Все более увеличивался разрыв в интересах верхушки движения, превратившейся в новый господствующий класс на подвластных территориях, и его рядовыми участниками.

Заключительный этап восстания - создание в Шанхае «комитета обороны» и организация «отрядов иностранного оружия» - европейцы прикрываясь нейтралитетом перевозили по Янцзы цинские войска, боеприпасы и вооружение; крепнет союз маньчж.аристократии и кит.феодалов, растет зависимость этого тандема от иностранных агрессоров. 1862, Шанхай, совещание иностр.командиров и консулов – решено перейти к открытой интервенции. 1864 г. – почти вся территория, ранее завоеванная тайпинами, отошла обратно цинам, Хун Сюцюань покончил с собой, завершающий аккорд – резня в Нанкине. На юге К. еще пару лет действовали тайпинские отряды.

Причины поражения:

1) поддержка западных держав

2) китайское общество насильственно вовлечено в мировые экономические связи, что усилило традиционные противоречия

3) государственная религия тайпинцев - христианство, не имеющее традиционных корней; борьба тайпинцев с конфуцинством и традиционными верованиями

4) аграрная программа -экспроприация землевладельцев в пользу государства, что в тех условиях привело бы лишь к деспотии

5) шэньши недовольны тайпинской демократизацией (расширение прав на экзамен и т.д.)

 


 

Вариант 2 : 1840-42 – 1 опиумн. война => ввоз опиума возрос; дефицит внеш. торговли Китая => рост курса серебр. ляна, в 1,5 р. растут налоги с кр-н, кот-е они платят медью. Растет сумма ренты/денежн. залога за землю + произвол чиновников. Рост импорта англ. тканей => начало разор-я кустарей/разруш-я домашн. ткач-ва. Пораж-е в войне подорвало авторитет Цинов. В 1841-49 – всего 110 восст-й, участники как китайцы, так и мяо/тибетцы/дунгане. Во главе – тайн. общ-ва (Триада – Саньхэхуэй, Земли и неба – Тяньдихуэй, Трех точек – Саньдяньхуэй. Сильнее всего восст-я в наиб. пострадавших Гуандуне и Гуанси (юг) – очаг ТАЙПИНСК. ВОССТ-Я. 1843 – сельск. учитель ХУН СЮЦЮАНЬ создал в Гуанси Общ-во поклон-я небесному владыке (Байшандихуэй), читал проповеди, в кот-х сочетал христ-во и древнекитайск. Учение о справедлив. Общ-ва «великого единения» + скрытый призыв к сверж-ю маньчжуров. Первые сподвижники – углежок Ян Сюцин, кр-н Сяо Чаогуй, мелк. помещик Вэй Чанхуэй, зажит. кр-н Ши Дакай. Пропаганда рав-ва людей перед богом, призывы борьбы против конфуцианства/даосизма/буддизма. С 1848 – первые стычки, Цинские власти видят в общ-ве угрозу. 1850 – в деревне Цзиньтянь (Гуанси) собралось 20 тыс. повстанцев, больш-во – кр-не + горнорабочие/углежоги/ремесл-ки/торговцы/разбойники. Многие продавали имущ-во => в деревне создав-сь священ. кладовые, куда все сдавалось и откуда все уравнительно получали еду/одежду. Строгая дисциплина и воен. организ-я, общение жен. и муж. не допускалось, не бухать-не воровать-соблюдать воен. тайну. Отличит. признаки восставших – длинные распущенные волос и красн. повязка на голове. 11 янв. 1851 публично объявлено о начале восст-я для созд-я Небесного гос-ва великого благоденствия – ТАЙПИН ТЯНЬГО; Хуна стали именовать Тяньван – небесный государь. Типа младший брат Христа. 4 ПЕРИОДА: 1. 1850-1853 – от первых восст-й до занятия Нанкина. 2. 1853-56 – борьба за расшир-е террит-и г-ва, до раскола в лагере тайпинов. 3. 1856-60 – упадок восст-я. 4. 1860-64 – борьба тайпинов с иностр. агрессорами/маньчжуро-кит. феодалами.

 

Осень 1851 – заняли ЮНЪАНЬ, там организ-но прав-во; 5 сподвижников Хуна стали ваннами. Воен. командов-е/правит. аппарат возглавил Ян Сюцин. Ряд побед над войсками Цинн; пошли на восток, в янв. 1853 взяли в провинции Хубэй три города Ухань, однако до этогог погибли Фэн Юьшань и Сяо Чаогуй. Однако в целом – успех, т.к. на борьбу поднялись широк. народн. массы. Заняли ряд порто на Янцзы, в 1853 взяли НАНКИН – переименован в Тяньцзин – Небесная столица, стал столицей. Пока шли – громили правит. учрежд-я/мочили богачей и чиновников/конфисков-ли имущ-во/делились с кр-нами/пресекали мародерство и грабежи. Однако на террит-и до Нанкина они не закрепл-сь, противники восстанавл-ли там свою власть. Тайпины публикуют «ЗЕМЕЛЬН. СИСТЕМУ НЕБЕСН. ДИНАСТИИ»: уравнит. распред-е земли по едокам, от кач-ва все земли делились на 9 категорий, предпол-ся равн. урожай для всех семей; помогать жителям неурожайн. Районов. Говорилось, что все должны совместно обрабат-ть землю, жрать и одеваться, поровну расходовать деньги. Админ.-террит. деление: 25 семей = лян, взвод (хоз./воен./религ. единица), во главе с лянсыма. Имел обществ. кладову. Воен. организ-я: от кажд. семьи – 1 боец; 4 взвода – сотня, 5 сотен – батальон, 5 батальонов – полк, 5 полков – корпус из 13156 ч-к. Командир корпуса одновр-но судья и гражд. руков-ль. Раз в три года – переаттест-я должностн. лиц. Эта цель – объед-я кр-н в военизиров. патриарх. общины – была явно утопич.; не удалось осуществить даже частичн. перераспредел-е земли, хотя на части Тайпин. г-ва полож-е кр-н улучшилось, т.к. те перестали платить налоги помещикам. Также были уравнены в правах женщины и мужчины (равное право на получ-е надела/на соискание ученых степеней). + отмена пыток/борьба с бандитизмом/введ-е гласн. суда. Однако ГОС. УСТР-ВО было монархич.: верхушка ванов, за ней – 11 рангов чиновников, на деле крест. идеалы благоденствия отвергались. Англия/Франция/США заявили о своем нейтралитете, чтобы использ-ть восст-е в своих целях.

 

1853 – СЕВЕРНЫЙ ПОХОД тайпинов: прошли через пров-и Аньхуэй, Хэнань, Шаньси, подошли к столичн. провинции Чжили и к Тяньцзиню. Паралл-но шло восст-е няньцзюней (общ-во Няньдан). Но войск слишком мало + непривычно холодный климат + не удалось наладить совместн. действия и поднять на борбу чжилийск. кр-н => поход неудачен, как и попытка взять в 1854 Пекин. В том же 1853 был начать ЗАПАДНЫЙ ПОХОД, чтобы восстан-ть власть в сред. теч-и Янцзы. Освоб-ли пров-и Аньхуэй/Цзянси/Хубэй. Боролись против армий местн. феодалов – Цзэн Гофаня (Хунаньская армия из запуганных кр-н, деклассированных элементов и помещичьих сынков), Ли Хунчжана etc.Побеждены.

 

1853-55 – активиз-я на ю-в побер-е деят-сти общ-в МАЛЫХ НОЖЕЙ (СЯОДАОХУЭЙ) и КРАСНЫХ МОНЕТ. Под лозунгами сверж-я Цин и восстан-я Мин. 1853 – восст-е Малых Ножей в Фуцзяни, заняли ряд городов, поддержали крест. волн-я в долине Янцзы. В 1853 под рук-вом Лю Личуаня даже заняли больш. часть Шанхая. Свои отряды Лю признал частью войска Тайпин тяньго – но Тайпины не оказали помощт Шанхаю, т.к. письмо Лю было перехвачено цинскими властями. Провинции Цзянсу/Чжэцзян считались кладовыми цинск. прав-ва => у Шанхаю стянуты войска, поддержаны франц. артиллерией; блокада шла 17 мес., оставили город лишь в фев. 1855. Лю погиб. Выжившие присоед-сь к тайпинам. В городе резня, иностранцы добились для себя в Шанхае new привил-й.

 

1856 – ВНУТР. БОРЬБА В ЛАГЕРЕ ТАЙПИНОВ => РАСКОЛ, из-за разногласий вождей/стихийности крест. движ-я. Ян Сюцин фактич-ки сосредот-л в своих руках руков-во войском/прав-вом тайпинов – Вэй Чанхуэй недоволен, организовал в 1856 заговор и убил Сюцина/его сторонников, закаленных и опытных бойцов, занял власть в Нанкине сам, но скоро и он был убит; во гл. временно был поставлен Ши Дакай, но Хун скоро его отстранил => Ши в 1857 ушел из Нанкина со 100 войском, пошел на ю-з. К власти пришли родств-ки Хуна. Один из new руков-лей – Хун Жэньгань – представил Хуну свою программу преобразов-й буржуазн. толка, «Новое сочин-е в помощь правл-ю», в кот-й предлагал поощрять созд-е частн. банков/расширить разраб-ку руд частн. предприним-лями/поддерживать технич. новшества/строить железн. и шоссейн. дороги/развивать пароходство/укрепить централиз-ю в г-ве. Обилие новоранцев/рост разногласий => движ-е пошло на УБЫЛЬ. Руков-во тайпинов станов-сь новыми феодалами. Оборонит. этап.

 

С 1860 – ВОСТОЧН. ПОХОД под команд-ем Ли Сючэна, цель – освоб-е пров-й Чжэцзян/Цзянсу. Разбили врага у Нанкина, заняли в этих пров-ях ряд городов, подошли к Шанхаю, но взять его не смогли – обиты англо-франко-цинскими войсками. В Шанхае иностранцы создали комитет обороны для организ-и «отрядов иностр. оружия», одним из кот-х стала «всегда побеждающая армия» американца Уорда + подтянули корабли. Однако отряды Уорда были разбиты; в 1861 армия Ли вступила в Хубэй, насчитывала 500 тыс. К концу 1861 освоб-ли больш. часть Чжэцзян/Цзянсу. В это время креп СОЮЗ МАНЬЧЖУРСК. АРИСТОКР-И И КИТАЙСК. ФЕОДАЛОВ; Цзэн Гофаню были дарованы чрезвыч. полномочия по борьбе с повстанцами. Иностранцы же с 1862 переходят к открытой интервенции, увеличили числ-сть войск и стали сжимать кольцо вокруг тайпинов. Внутри последних продолжался раскол + предат-во (Сунчжоу был сдан изменниками). В 1864 потеряна почти вся террит-я Чжэцзян/Цзянсу; Хун Сюцюань покончил с собой, оборону Нанкина возглавил Ли Сючэн, но 19 июля 1864 правит. войска ворвались туда и устроили резню. Убито 100 тыс. ч-к. Ли казнен, Ши Дакай погиб еще раньше. На юге еще 2 года боролись отряды повстанцев в 200 тыс. ч-к. Еще с 1853 на севере полыхало ВОССТ-Е НЯНЬЦЗЮНЕЙ, осн. участники – крест. беднота, вождь – разоривш-ся трговец Чжан Лосин. С ними взаимод-ли части Ли Сючэна + к ним прис-сь участники Сев. похода. Программы преобразов-й не было, хотели тупо свергнуть маньчжуров. В 1865 разбили цинск. войска в Цзянсу/Шандуне, затем победили Цзэн Гофаня в Хубэе, в 1866 вступили в Шэньси, в 1868 – В Чжиси, подошли к Тяньцзиню, но до Пекина не дошли и в том же году в Шаньдуне были разбиты. Слишком неорганизованы + разногл-я вождей. В 50-70-х также вспыхивали ВОССТ-Я НАЦИОН. МЕНЬШИНСТВ. 1854 – восст-е МЯО в Гуйчжоу во гл. с Чжаном Сюмэем, помогали армии Ши Дакая. В 1872 подавлены, жестокий террор, ок. миллиона мяо убито. В Юньнани – восст-е ПАНТАЙ, создали г-во с центром в Дали, вождь – Ду Вэньсю – объявил себя султаном Сулейманом. Подавлено в 1973. 60-70-е – восст-е ДУНГАН, в Шэньси/Ганьсу/Цинхай, против национ./религ. дискримин-и и тяжел. налогов. Во гл. Биянху. Разбиты. ВСЕГО при подавл-и всех восст-й убито свыше 30 млн. ч-к.

 

ПРИЧИНЫ ПОРАЖ-Я. Восст-е было слишком сильно связано с традицион. соц.-эк. строем. Тайпинск. г-во все больше приобретало облик деспотии, о чем говорит аграрн. программа. Борьба против традиц. идеологич. доктрин, типа конфуц-ва, отдаляла от них значит. часть старого господств. класса. Госуд. религией тайпинов было христ-во => шэньши восприняли это как угрозу своему существ-ю. + субъективн. причины – разногласия вожаков + интервенция. ЗНАЧЕНИЕ ТАЙПИНСК. ВОССТ-Я. Потрясло основы вост.-феод. цинск. деспотии, втянуло в освободит. борьбу многие миллионы трудящихся (!кр-н!). Помимо задач борбы с феод. силами, ставилась цель освоб-ть страну от агрессии капиталистич. держав, т.е. тайпины отстаивали суверенитет Китая. Имело больш. знач-е в становлении освободит. традиций китайск. народа – в частности, традиции вооруж. сопротивл-я чужеземн. захватчикам. Одноврем-но выявило все слабости, приведшие движ-е к краху.

 

ТАЙПИНИЗИРОВАННОЕ ПРОТЕСТАНТСТВО» Хун Сюцюаня целиком восприняло европейский монотеизм и довело его до религиозного фанатизма и средневековой нетерпимости к последователям конфуцианства, буддизма и даосизма. В городах и даже деревнях тайпины разрушали буддийские, даосские и конфуцианские, а также общие для этих религий храмы, пагоды и монастыри. Тем самым повстанцы жестоко ОСКОРБЛЯЛИ РЕЛИГ. Ч-ВА ТРАДИЦИОНАЛИСТСК. МАССЫ НАСЕЛ-Я, оттолкнув от себя практически всех шэньши. Поскольку шэньши имели большое влияние на крестьянство, их враждебность по отношению к тайпинам сыграла роковую роль в гибели тайпинского движения. Не столько маньчжуры, сколько сами тайпины, насаждая христианство, осуществляли ПОСЯГАТ-ВО НА ОБЫЧАИ И ВЕРОВ-Я КИТАЙЦЕВ. «Варварское учение» и религиозная нетерпимость тайпинов оттолкнули от них инаковерующих, то есть их потенциальных союзников, в первую очередь членов тайных обществ, религиозных сект и повстанцев — сторонников реставрации династии Мин. Эти же причины резко увеличили массу их активных врагов, укрепив тем самым лагерь реакции, что и спасло династию Цин от падения. Тайпины дали в руки своим врагам мощное идеологическое оружие, позволив силам реакции возглавить традиционалистское движение под лозунгом спасения китайских духовных ценностей и защиты истинно китайских религий от поругания со стороны вероотступников. Масла в огонь подлило активное НАСАЖД-Е КАТОЛИЦИЗМА/ПРОТЕСТАНТИЗМА после окончания Второй Опиумной войны. Китайское население повело борьбу как против «тайпинизированного», так и против миссионерского христианства.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1773; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!