Проблемы натурализованной эпистемологии. Может ли натурализованная эпистемология задавать нормы научного исследования? (По Ким Дж. Что такое «натурализованная эпистемология»?)



+ билет 24. В первой части статьи долгое рассуждение о функция и месте эпистемологии в системе познания. Сущность – в критике классического понимания эпистемологии как несущей не только дескриптивную, но и норматувную функцию.

Обоснование предполагается на основании ситуационных дескриптивных свойств убеждений. Конечное обоснование считается невозможным, как и существования критерия истинности. Задача эпистемологии в изучении психических состояний, вызываемых стимулами, которые и являются убеждениями. Отдает бихевиоризмом.

Проблемы натурализованной эпистемологии. Подлежит ли разум натура-лизации? (По Хилари П. Почему нельзя натурализовать разум?)

Критикует принцип надежности в рациональности, согласно которому рациональными являются убеждения, полученными надежным методом (дающим большой процент истинных убеждений).

Культурный релятивизм: одно и то же утверждение может быть как истинным, так и ложным в зависимости от контекста. То есть, к любому утверждению следует добавлять «как определено нормами такой-то культуры»

Высказывается против «методологического солипсизма», то есть установки о существовании метода обработки восприятий исключительно в сознании исследователя.

По Куайну, истинность и ложность утверждения может варьироваться от модели к модели. Приемлемость модели как целого оценивается по ее способности предсказывать наблюдения.

Утверждение верно заявлять (оно верно во всех моделях) только в том случае, если оно построено из конечных формулировок, хорошо подходящих к набору стимуляционно-верных наблюдений.

Хилари Путнам видит нормативность натурализованной эпистемологии в поиске метода, дающего вердикты, которые приемлемы для человека. Если речь идет о приемлимости в конкретный момент, то такой подход он сводит к солипсизму. Заявление же о том, что некоторое убеждение будет приемлемо в течение длительного времени условно.

Феминистская философия науки. Имеется ли конфликт между мужским и женским типами рациональности в науке? (По Келлер Э. Ф. Феминизм и наука.)

Как и в самом феминизме, при его применении к науке возникают различные по степени критичности замечания. Они варьируются в широком диапазоне от требующих коренного пересмотра всех научных доктрин до весьма поверхностых.

С либеральной позиции критикуется несправедливые условия приема на работу, выражающиеся в том, что большинство ученых – мужчины. Несколько более радикальная критика утверждает, что преобладание мужчин в науке влияет на спектр вопросов, которыми принято заниматься. Например, вопросам контрацепции не уделяется достаточного внимания. Тем не менее, это не затрагивает фундаментальных основ науки.

Далее, существует предположение о влиянии предвзятости на сам дизайн эксперимента и трактовку результатов. Например, для экспериментов с мышами всегда берут мужские особи. Также женщины внесли существенный вклад в приматологию, по новому истолковав поведение приматов (вместо гарема обсуждалась ненужность для группы женщин более чем одного самца).

Наиболее критические убеждения заключаются в том, что предвзятость влияет на самые глубокие основы науки, на ее идеологию.

Дальше какой-то бред про склонность к доминированию, с выводом, что она повлияла на формирование научного взгляда на мир.

Проблемы социологии знания. Может ли социология объяснить содержа-ние научного знания? (По Блур Д. Сильная программа в социологии знания.)

См. билет 26

Проблемы социологии знания. Должны ли ученые изменять мир? (По Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир.)

Для того, чтобы изменить мир с помощью лаборатории, нужно сперва перенести лабораторию в «поле», локализовать причину проблемы, затем пренести эту проблему обратно в лабораторию, разработать способ решения и пренести этот способ в «поле». Пример Пастера: спрева отправился на ферму для сбора возбудителей сибирской язвы, затем изучил ее в лаборатории и разработал вакцину, затем организовал презентацию вакцинации на ферме.

1) Ликвидация дихотомии внутреннего и внешнего

2) Разрушение различий масштаба

3) Превращение слабого в сильного

Запись лабораторных методик для дальнейшего перенесения их на крупномасштабный уровень.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!