Постпозитивистская программа в философии науки. Является ли развитие науки дарвинистским процессом? (По Поппер К. Р. Эволюционная эпистемология.)
Эволюционная эпистемология рассматривает познание как продукт биологической эволюции, а именно - дарвиновской эволюции путем естественного отбора. Основными проблемами эволюционной эпистемологии Поппер считает следующие: эволюция человеческого языка и роль, которую он играл и продолжает играть в росте человеческого знания.
Тезисы эволюционной эпистемологии:
1) Специфически человеческая способность познавать, как и способность производить научное знание, являются результатами естественного отбора. Они тесно связаны с эволюцией специфически человеческого языка.
2) Эволюция научного знания представляет собой в основном эволюцию в направлении построения все лучших и лучших теорий.
Эволюцию теорий мы можем суммарно изобразить следующей схемой:
P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2.
Проблема (P1) порождает попытки решить ее с помощью пробных теорий (tentative theories) (ТТ). Эти теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок (error elimination) ЕЕ. Выявленные нами ошибки порождают новые проблемы Р2.
Главная разница между амебой и Эйнштейном не в способности производить пробные теории ТТ, а в ЕЕ, то есть в способе устранения ошибок. Амеба не осознает процесса устранения ошибок. Основные ошибки амебы устраняются путем устранения амебы: это и есть естественный отбор.
3) Ученому-человеку, такому как Эйнштейн, позволяет идти дальше амебы владение тем, что я называю специфически человеческим языком.
|
|
В то время как теории, вырабатываемые амебой, составляют часть ее организма, Эйнштейн мог формулировать свои теории на языке; в случае надобности - на письменном языке. Таким путем он смог вывести свои теории из своего организма.
«Бадейные теории познания» - обсервационизм, обоснование суждений через данное в опыте. Поппер предполагает существования априорного знания, являющегося продуктом эволюции. Считает бадейные теории познания несостоятельными, так как субъект познания в них пассивен. Кроме того, такая теория предполагает логическую первичность органов чувств над наблюдениями и их обобщениями, в то время как по Попперу они являются развнозначными продуктами эволюции.
Эволюция языка
Человеческий язык, помимо экспрессивной и сигнальной, несет дескриптивную (репрезентативную) функцию - способен описывать возможные или действительные положения дел. Именно эта особенность, являющаяся продуктом эволюции, и определяет способность рассматривать теории как объект и делает науку возможной.
Постпозитивистская программа в философии науки. Следует ли отделить науку от государства? (По Фейрабенд П. Против метода.)
Теории в науке следует принимать контриндуктивным методом – искать такие теории, которые не согласуются с общепринятыми. В противном случае развитие замедляется так как новые идеи отвергаются только из-за невозможности встроить их в устаревшую космологию. Методология науки почти так же догматична, как религиозные доктрины.
|
|
Таким образом, наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той или иной идеологии следует предоставлять самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института.
Отличия науки от мифа
Центральные идеи мифа считаются священными, почти никогда не встречается признание в том, что чего-то не знают, события, которые бросают серьезный вызов признанной классификации, наталкиваются на табу. Для науки же считается характерным существенный скептицизм, открытость деятельности, плюрализм идей. Все нарушающее обоснованную научную категориальную систему не ужасает, не изолируется и не отбрасывается.
|
|
Фейерабенд считает, что хотя отдельные ученые могут действовать описанным выше образом, подавляющее большинство ведет себя совершенно иначе. Скептицизм сводится к минимуму; он направлен против мнений противников и против незначительных разработок собственных основных идей, однако никогда – против самих фундаментальных идей, нападки на которые также являются табу. Более того, он считает, что без твердокаменного догматизма наука вовсе невозможна.
В отличие от религии, научный взгляд на мир повсеместно насаждается. Например, родители вольны отказаться от религиозного образования ребенка, но физику изучать нужно. Наука, претендующая на обладание единственно правильным методом и единственно приемлемыми результатами, представляет собой идеологию и должна быть отделена от государства, и в частности от процесса обучения
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!