Пути и приемы анализа эпического произведения на уроке литературы.



Особенности восприятия эпических жанров. Трудности в дифференциации типов повествователей, в определении характера повествования. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Значение понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя.

Проблемно-тематическое изучение большого эпического произведения.

Взаимосвязь путей анализа в системе работы над произведением. Выдвижение в центр разбора вопросов, важных для нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Приеманализа какспособ рассмотрения текста произведения. Школьные приемы анализа: составление плана (произведения, его части, рассказа о герое и т.п.), пересказы разного типа, комментированное чтение, работа над выразительным чтением, устное словесное рисование, чтение по ролям, составление характеристики (героя, образа и пр.), сравнение (сопоставление), композиционный, стилистический анализ, анализ средств художественной выразительности и т.д.

Проблема выбора путей анализа большого эпического произведения.

Технология проблемного изучения эпического произведения на уроке литературы. Проблемно-тематическое изучение эпического произведения.

Подготовка восприятия и приемы анализа драматического произведения на уроке литературы.

Особенность драмы как рода литературы и объективные и субъективные трудности его восприятия юными читателями.

Приемы подготовки восприятия драмы: знакомство с театром, историей театрального искусства, просмотр спектакля, знакомство со сценической историей пьесы,

Формы работы, связанные со спецификой драмы: устное словесное рисование, комментированное чтение, чтение по ролям, мизансценирование, инсценирование, создание режиссерского (актерского) комментария, сравнение с театральной или кинематографической интерпретацией.Их использование на уроке в старших классах.

Нетрадиционные уроки – диспут, пресс-конференция, зрительская конференция, литературный монтаж по материалам журнальной полемики и др.

Работа над характеристикой образа-персонажа на уроках литературы.

Проблема восприятия образа-персонажа читателями-подростками в трудах психологов и методистов. Наивно-реалистическое восприятие образа-персонажа.

Приемы изучения образа-персонажа: составление рассказа о герое, работа над портретом и речью, сопоставление образов-персонажей (в рамках одного или разных произведений, с их прототипами, с интерпретациями в других видах искусства). Обучение составлению сравнительных характеристик персонажей (например, Онегина и Печорина).

Приемы анализа произведения на уроке литературы.

Устное словесное рисование как одно из средств усиления эмоциональной стороны анализа образов произведения. Формы: сюжетная картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Этапы работы: вступительная беседа с использованием живописных или музыкальных иллюстраций, выразительное чтение, выделение ключевых слов и выражений, составление словесного описания.

Работа над выразительным чтением как вид творческой интерпретации текста. Этапы работы: знакомство с образцом выразительного чтения текста, осмысление его основной тональности, выявление авторской позиции через анализ композиции, лексических средств, ритма и звукового рисунка, составлением «партитуры чтения»: обдумывание плана чтения и техники произнесения (определение тональности чтения частей произведений, характер интонирования фраз и т.д.), исполнение.

Работа по составлению пересказа: определение характера повествования, выделение ключевых слов (подробный пересказ), основных смысловых узлов (сжатый пересказ), определенного «угла зрения» (выборочный пересказ), активности читательского воображения (творческие пересказы с изменением лица рассказчика, «домысливанием» действия, воссозданием ситуаций, предшествовавших событиям произведения и т.п.).

Комментированное чтение – прием анализа, предполагающий постепенное восхождение читателя к идейно-художественному смыслу произведения через рассмотрение элементов его словесной формы (композиции, стиля и т.д.). Он предполагает определение общего эмоционального настроя анализируемого отрывка; выделение в нем и объяснение смысла и значения для создания художественного образа ключевых слов и выражений, составление ассоциативных лексических рядов (лингвистических, литературных, мифологических, культурологических и др.) и рассмотрение особенностей построения отдельных частей и их связей в тексте, анализ средств художественной выразительности, особенностей ритма, звуковой организации текста и т.п., уточнение возникающих представление об авторе (лирическом герое, повествователе), рассмотрение связей текста, определение роли образов в его структуре, сведение всех наблюдений воедино в процессе перечитывания текста.

Типы комментария, используемые на уроке литературы. Лингвистический комментарий и его роль на уроках литературы и его место в комплексном анализе художественного текста.

Сравнение (сопоставление) как прием анализа литературного произведения. Цель использования – развитие образного мышления. Содержание: а) сопоставление между собой литературных текстов; б) сопоставление литературного текста с произведений разных видов искусства; в) сопоставление литературного текста и различные его интерпретаций (музыкальных, живописных, сценических, кинематографических и пр.). Сравнение разных произведений или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.) в средних классах. Сопоставление героев и «типов сознания» писателей (Г.А. Гуковский) встарших классах. Сравнение как средство создания портрета эпохи и формирования понятия о своеобразии художественного мира каждого писателя в выпускном классе.

Составление киносценария. Обогащение читательского восприятия школьников под влиянием киновпечатлений. «Кинематографичность» мышления учащихся: подчеркнутая событийность, динамичность, обостренность, рельефность характеристик героев, резкость светотени, ассоциативность (монтаж). Содержание работы по созданию киносценария: знакомство со спецификой киноискусства (просмотр и обсуждение кинофрагмента, выяснение понятий крупного, среднего, общего планов, их смены, поиск мотива сценария, объединяющего эпизоды, определение границ киноэпизодов, коллективная работа над первыми эпизодами (беседа, устное словесное рисование, создание диалогов, подбор музыкальных, живописных иллюстраций), определение типов заданий и способов распределения «ролей» в группе, самостоятельная работа по группам над отдельными эпизодами и система индивидуальных заданий учащимся, обсуждение результатов работы.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1920; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!