Рассказ в русской литературе середины ХХ в. Тематическое и жанровое своеобразие рассказов В.М. Шукшина. Типология героев Шукшина, различие их жизненных ценностей.



Хронотоп рассказа. Роль случая в сюжете. Ситуация рассказа как ситуация испытания героя. О значении фабулы в рассказе, концентрированности сюжетно-композиционного единства и одноплановости речевого стиля повествования.

Экзистенциальность рассказов В. Шаламова. Проблема «расчеловечивания» («Ночью», «Сгущенное молоко», «Сухим пайком» и др.) как основная для лагерной темы. Особенность хронотопа рассказов В. Шаламова (двойная замкнутость пространства, отсутствие временной перспективы, «растягивание» и уплотнение времени и пр.). Специфика построения сюжета («Шерри-бренди», «Ягоды», «Рябоконь», «Детские картинки» и др.).

Рассказы В. Тендрякова – важная часть творчества писателя. Историческая основа и хронологическая определенность рассказов («Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «Охота»). Смысл и значение документальных справок в конце рассказов. «Новые» рассказы как своеобразный цикл (система персонажей, субъекты речи, композиция, особенности поэтики).

Исключительное и типовое в поступках и сознании героев В. Шукшина (душа, ум, воля и предписанные нормы поведения). Авторское внимание к странным героям («чудикам», «бесконвойным» и др.): «Микроскоп», «Забуксовал», «Алеша Бесконвойный», «Раскас», «Чудик» и др. Своеобразие художественной структуры рассказа Шукшина: отсутствие экспозиции, преобладание диалога, открытый финал, необычность события, необычность бытовой ситуации. Диалог, авторский комментарий, портрет и др. как способы создания характеров. Роль подтекста в рассказах («Дядя Ермолай», «Думы» и др.). Типы конфликтов в рассказах Шукшина (внешний и внутренний). Драматизм новелл, понимающая и прощающая позиция автора. Способы создания юмористического эффекта.

Рекомендуемая литература

История русской литературы ХI–ХVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1985.

Кусков В.В. История древней русской литературы. М., 1989.

Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М., 1999. (2-е изд.). М., 2002.

Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990.

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2001.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (первая половина). М., 1985.

Ревякин А.И. История русской литературы XIX века: Первая половина. М., 1977.

История русской литературы XIX в.: 1800–1830-е годы: В 2 ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001.

История русской литературы XIX века. 40-60-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной и Л.Д. Громовой. М., 2001.

История русской литературы XIX века. 70–90-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. М., 2001.

История русской литературы XIX в.: Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1987.

Кривонос В.Ш. Русская литература XIX века. Учебно-методическое пособие. Самара, 2001.

Русская литература рубежа веков (1890-е – нач. 1920-х гг.). Кн. 1. М., 2000.

Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы / Научн. ред. С.И. Тимина. М., 2002.

Гордович К.Д. История отечественной литературы 20 века. СПб, 2000.

Лейдерман Н., Линовецкий М. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: В 2 т. М., 2003.

Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие. М., 2003.

 

Методика преподавания русской литературы

 

Методика преподавания литературы как наука.

Предмет методики преподавания литературы – процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету. Задачи науки: открытие закономерностей этого процесса и обоснование принципов и частных правил работы с учениками. Основные принципы преподавания: научная достоверность преподавания, отбор социально и личностно значимых для учащихся произведений, доступность, наглядность, системность, опора на возрастные и индивидуальные особенности восприятия читателями литературного произведения. Связь методики преподавания литературы с эстетикой и другими общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией. Роль передового опыта учителей-словесников в развитии методической науки.

Требования к уроку литературы:

– уважительное отношение к личности ученика, его интересам, вкусам (определение уровня начитанности, литературного развития и читательских интересов учащихся, выявление особенностей восприятия учащимися художественного текста как условия работы на уроке; вариативность работы над литературным произведением в зависимости от конкретных возможностей учащихся);

– научность (всестороннее и глубокое знание учителем не только произведения, но и его широкого литературного, философско-эстетического и историко-культурного контекста; связь выбора варианта анализа с родовой и жанровой спецификой произведения, необходимость тщательно продумывать теоретико-литературный материал, который необходим для разбора произведения);

– доступность и наглядность (использование качественного литературоведческого комментария, иллюстраций);

– осуществление активного и целенаправленного движения к решению стоящей перед учащимися задачи – освоению определенных учебных (в применении к уроку литературы) читательских навыков и умений.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!