Нравственные и эстетические идеалы Л.Н. Толстого; их отражение в романе-эпопее «Война и мир».



Понятие о романе-эпопее: масштаб темы, образной системы, особенность хронотопа.

Возникновение замысла романа и его изменение. Философия истории Толстого как философско-эстетическая основа эпопеи. Проблема свободы и необходимости в концепции романа и в структуре образов. Отражение исторических событий и изображение исторических лиц в романе Л.Н. Толстого. Образы Кутузова и Наполеона.

Решение в романе вопроса о месте человека в обществе и о смысле жизни. Жизненный путь любимых героев Л.Н. Толстого – путь исканий, ведущих к правде и добру.

Характеры и идейно-нравственные установки Андрея Болконского и Пьера Безухова: общее и различное. Духовные искания до 1812 года. Место героев в событиях 1812 года и событий 1812 года в жизни и идейном развитии героев. Роль народных героев в духовно-нравствен­ном самоопределении Андрея и Пьера в 1812 году. Изображение Андрея и Пьера в массовых сценах. Идейно-художественная закономерность исхода судьбы Болконского и Безухова (смерть, декабризм).

Место Наташи Ростовой как толстовского идеала женщины в системе женских образов романа.

Жанровое многообразие прозы М.Е. Салтыкова-Щедрина. Идейно-художественное своеобразие сказок Щедрина.

М.Е. Салтыков-Щедрин – ведущий сатирик в русской литературе XIX в.

Очерк в творчестве Щедрина, циклизация очерков («Губернские очерки» и др.).

Комическое и трагическое в характере и судьбе русского народа в романе-гротеске «История одного города». Пародирование исторических источников.

Судьба сословия, семьи, личности в семейно-бытовом романе «Господа Головлевы», связь романа с традицией очерка. Комическое и трагическое в разрыве сути и формы семейно-хозяй­ственных отношений в семействе Головлевых, судьбе рода, перспективах сословия. Сатирический психологизм: гиперболизация одной черты характера, маниакальность страхов и неприязней, замещение психологического физиологическим и др. Особая роль образа Иудушки в романе.

Закономерность и «случайность» возникновения сказок в творчестве писателя. Жанр сказки у Щедрина в соотношении с жанрами басней и фольклорной сказки. Тематика сказок. Особенности языка.

Вишневый сад» А.П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Художественное своеобразие пьесы (конфликт, система образов, подтекст, ремарки и др.).

Новаторство Чехова-драматурга. Традиции западноевропейской драматургии (М. Метер­линк, Б. Шоу, Г. Ибсен, Г. Гауптман и др.) и их роль в создании «новой драмы» А.П. Чехова. Своеобразие драматургии Чехова: децентрализация действующих лиц, отсутствие открытого конфликта и единого сквозного действия как такового, проявление в пьесах за бытовым планом событий сущностного, бытийного. Чеховский подтекст – скрытое переживание человека, неожиданно прорывающееся «случайной» репликой, непредвиденным душевным движением.

Пьеса «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Старые и новые хозяева вишневого сада. Смысл финала. Лирическое и трагическое в пьесе; роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Особенности диалога («глухой диалог»). Ремарка как средство раскрытия авторской позиции. Роль символов и символических деталей.

Эстетическая теория русских символистов. Творчество А.Блока. Традиция и новаторство в решении Блоком темы Родины.

90-е гг. XIX в. – время самоопределения символизма. «Старшее» поколение символистов (Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб и др.). Доклад Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» как теоретическое обоснование нового направления (3 элемента новой поэзии: «мистическое содержание», «символы», «расширение поэтической впечатлительности»). Философские основы символизма (учение И. Канта о мире явлений и мире непознаваемых, сокровенных сущностей, труды А. Шопен­гауэра и Ф. Ницше). Образ-символ как способ проникнуть сквозь материальную оболочку в область духовно-прекрасного.

Младосимволизм. Философия В.С. Соловьева. Идея теургического преображения действительности.

Три тома лирики А.А. Блока как «роман в стихах», раскрывающий «трилогию вочеловечения». Лирический герой – личность в водовороте эпохи. Идея пути как вечного движения к идеалу. Первая фаза «трилогии вочеловечения» – цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Чистота, благородство идеала, его отвлеченность, мистический характер. Идея рыцарской любви-пре­клонения. Мотив напряженного ожидания встречи и страха перед возможным разочарованием. Сомнение в возможности земного воплощения Вечной Женственности. Вторая фаза «трилогии». Мотивы безысходности, утраты идеала, «страшного мира» в циклах «Снежная маска», «Страшный мир», «Фаина». Третья фаза.

Цикл «Родина»: героическое и жертвенническое в исторической судьбе России, вера в ее будущность. Женственный образ России, его связь с прежними воплощениями идеала поэта.

Осознание кровной связи с народом в 1905–1907 годах; любовь к «нищей России». Обращение к прошлому (цикл «На поле Куликовом») – отождествление мрачного «сегодня» с монголо-татарским нашествием. Поэма «Двенадцать». «Скифы» как осознание мощи и силы Родины. Среди новаторских черт олицетворение родины (Россия – возлюбленная, жена), мотив пути, сопровождающий этот образ.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!