Какова же методика проведения “мозгового штурма” (“мозговой атаки”)?



Обычно он проводится в несколько этапов.

Первый этап - этап генерирования способов решения проблемы, когда учащийся предлагает свой вариант, но пока на уровне идеи. Автор каждой идеи может дать краткий (до 30 секунд) комментарий по существу, но без аргументов (для этого время будет выделено специально). Общее число предложений не должно превышать примерно половины числа участников. Все идеи преподаватель должен обязательно фиксировать на доске, экране, бумаге.

Особенность этапа - никаких критических высказываний. Принимаются все идеи: и здравые, обдуманные, и фантастические, и даже абсурдные. Ни идеи, ни люди их предлагающие не должны на этом этапе подвергаться критике; чем больше идей, тем лучше!

Второй этап - поиск аргументов в поддержку предложенных способов решений. Методика может быть такой: по числу зафиксированных идей создается несколько малых групп, представитель (“спикер”) вытаскивает карточку с идеей (аналогично билету на экзамене); карточки заполняются педагогом в конце первого этапа и раскладываются на столе. Далее в течение 8-10 минут группа нарабатывает как можно большее число аргументов в пользу доставшейся ей идее, даже если сам способ решения и не очень нравится участникам.

Третий этап - отбор наиболее аргументированных способов решения. “Спикер” каждой команды излагает наработанные группой аргументы, а затем начинается обсуждение с целью отбора приблизительно половины из имеющихся вариантов для дальнейшей проработки. Продолжительность любого выступления строго ограничивается по времени (не более 40 секунд).

Четвертый этап - критика отобранных решений. Из карточек с идеями изымаются те, которые не прошли предыдущий этап. И далее вновь в групповой работе (аналогично второму этапу) идет острая, но доказательная критика доставшегося варианта. Чем больше недостатков, слабых сторон, неясностей, тем продуктивнее работа.

Пятый этап - выбор наиболее продуктивных способов решения, для которых нашлось меньше всего критических суждений по методике третьего этапа. Здесь важно выбрать не один единственный вариант, об этом должен позаботиться педагог. В итоге обсуждения желательно иметь два или три варианта решения проблемы, обучаемым надо привыкать к пониманию множественности истин, допустимости и естественности несовпадающих путей к одному и тому же результату.

Практика показывает, что при хорошей организации такое учебное занятие в методике “мозгового штурма” займет от 2 до 4- академических часов в зависимости от сложности рассматриваемой проблемы. При этом более длительными оказываются межпредметные семинары, готовящиеся усилиями преподавателей разных учебных дисциплин и проводимые за счет объединения времени их занятий.

 

Задание. Познакомившись с методом “мозгового штурма” приведите все возможные аргументы и контраргументы по его использованию на учебных занятиях в профессиональном учебном заведении.

Обратимся ниже к краткому описанию еще одной группы методов - игровым методам, сделав акцент на деловых играх, наиболее адекватных целям и условиям обучения рабочих в системе ПО.

По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 Игру как метод обучения передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современных образовательных учреждениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

*  в качестве самостоятельных методов для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

*  в качестве учебного занятия или его части (введения в деятельность, отработки умений, контроля и др.);

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и выделен в явном виде.

Деловая игра  используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей и коммуникативных умений. Иногда Вы можете услышать о различных модификациях деловых игр: имитационных, операционных, ролевых и др.

В имитационных играх имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или подразделения, например, кондитерского цеха, бригады сварщиков и др. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (утренняя планерка, беседа бригадира с рабочими) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха и др.). Сценарий этого вида игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов.

   


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!