Тема № 4. Модификации и чередования фонем в потоке речи



План занятия

1. Комбинаторные и позиционные изменения

2. Аккомодация

3. Ассимиляция

4. Диссимиляция

5. Редукция

6. Оглушение звонких согласных в конце слова

7. Имплозия

8. Исторические чередования фонем

9. Затранскрибируйте слова мягкий, легче; докажите, что в этих словах наблюдается ассимиляция и диссимиляция согласных.

10.  Затранскрибируйте слова, установите, в чем своеобразие звуков [в] и [j] в современном русском языке:

сбить, свить, все; отделить, отвалить, втереть, сгореть, съехать, отгрузить, объехать; с дубом, с елью.

11. Затранскрибируйте словоформы. Определите признаки ассимиляции и диссимиляции (отстояние: контактная, дистантная; направление: прогрессивная, регрессивная; результат: полная, частичная; артикуляционный признак: способ образования, место образования, глухость / звонкость, твердость / мягкость):

в тумане, что, разжать, сжать, косьба, сжить, сделать, скучно.

Примечание: в словах что, скучный происходит диссимиляция согласных ([што], [скушнъ]). Диссимилируемый звук здесь [ч'] – смычно-щелевой; первая смычная его фаза подобна [т], вторая, щелевая, подобна [ш']. Звук диссимилирующий – [т] или [н], собственно смычно-взрывной или смычно-проходной. Оба звука, диссимилируемый и диссимилирующий, имеют, таким образом, сходную фазу – смычку. Это и является основой диссимиляции: второй, активный, звук влияет на первый, пассивный, расподобляющим образом, лишает его смычной фазы; в нем остается, следовательно, только щелевая фаза, которая в итоге дает звук [ш]: [што], [скушнъ], [к∆н'эшнъ] (А.И. Моисеев). Можно отметить и иную точку зрения: в слове что происходит ассимиляция по твердости; затем – диссимиляция по способу образования.

12. Укажите исторические чередования звуков в следующих парах слов: вытопить – вытапливать, обглодать – обгладывать, молоть – размалывать, выкроить – выкраивать, заморозить – замораживать, дотронуться – дотрагиваться, выкосить – выкашивать, засолить – засаливать, сбросить – сбрасывать, изготовить – изготавливать, засорить – засаривать, успокоить – успокаивать.

13.  Найдите в басне И.А. Крылова «Собака и лошадь» исторические чередования звуков:

У одного крестьянина служа,

Собака с Лошадью считаться как-то стали.

«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!

По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.

       Велика вещь возить или пахать!

Об удальстве твоем другого не слыхать:

И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

Днем стадо под моим надзором на лугу,

        А ночью дом я стерегу». –

«Конечно, – Лошадь отвечала, –

         Твоя правдива речь;

         Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

14. В чем заключается процесс аккомодации в следующих примерах:

игра – отыгрывать; Иван – к Ивану; изба – перед избой; избыток – с избытком; изгнание – в изгнании; история – предыстория.

(Упр. 12-14 из Сборника упражнений по современному русскому языку О.К. Кавецкой и др. С. 170-174).

Тема № 5. Фонетическая транскрипция

План занятия

1. Дефиниция фонетической транскрипции.

2. Цель исследования фонетической транскрипции.

3. Знаки фонетической транскрипции (по разным учебным пособиям).

4. Транскрипция и стили произношения.

5. Правила построения фонетической транскрипции.

Образец фонетической транскрипции:

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок (И.А. Крылов).

[уш скóл'къ рáс тв'и рд'ил'и м'иру /

што л'эс т' гнуснá / вр'и днá / но

тóл'къ ф с'ó н'и фпрóк / иˆ/фˆс'эрцъ

л'с т'эц ф с'и гдá ∆ты ш'ьт уг∆лóк //]

Примечание: фонетические единицы обозначаются в транскрипции: фразы – двумя сплошными вертикальными чертами; речевые такты (синтагмы) обязательные – одной сплошной вертикальной чертой; факультативные – одной пунктирной вертикальной чертой; фонетические слова – присоединив дужкой проклитики и энклитики.

В транскрипции нашло отражение действие следующих фонетических законов:

1) качественная редукция первой и второй степени гласных неверхнего подъема: [скóл'къ, ∆ты ш'ьт] и др.;

2) регрессивная ассимиляция по глухости: [ф с'ó, ф с'и гдá] и др., по мягкости: [л'эс т',  л'с т'эц];

3) диссимиляция: [што];

4) прогрессивная и регрессивная аккомодация ударных гласных, соседствующих с мягкими согласными: [ф с'ó, тóл'къ, фˆс'эрцъ] и др;

5) оглушение конечного звонкого согласного: [уш, рáс];

6) упрощение сочетания согласных: [фˆс'эрцъ].

6. Прочитайте вслух затранскрибированный текст. Сделайте его орфографическую запись, отмечая соотношение между звуковым обликом слова и его орфографией.

[já н∆брáл б∆л'шóй бук'эт рáзных цв'и тóф иˆшол д∆мóй / к∆гдá з∆м'эт'ил фˆк∆нáв'ь ч'удный м∆л'инъвый фˆпóлнъм цв'и ту р'и п'эй т∆вó сóртъ / к∆тóрый уˆнáс нъзывájьцъ т∆тáрн'икъм иˆк∆тóрый ст∆рáт'ьл'нъ ∆кáшывъjут / ∆ˆк∆гдá óн н'и ч'ájьнъ скóшън / вык'идывъjут исˆс'энъ п∆кóсн'ик'и / штóбы н'ьˆк∆лóт' нъˆн'и вó рук//]

Примечание: двойные согласные являются долгим согласным звуком обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог: [групъ], [мáсъ]. Если ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы: [∆кóрт], [б∆с'эйн], [гр∆мáт'икъ].

В транскрипции нашли отражение следующие орфоэпические нормы русской речи:

а) аканье и иканье, базирующиеся на законе количественной и качественной редукции безударных гласных неверхнего подъема;

б) однотипность произношения групп согласных по признаку «глухость / звонкость» (tt | dd), базирующаяся на законе регрессивной ассимиляции по глухости ([н'и ˆ фпрóк] и др.);

в) звучание только глухого согласного в конце слова – формула t – обусловлено действием оглушения согласного звука абсолютного конца ([уш], [рáс]);

г) И-образная дифтонгизация русских ударных гласных, соседствующих с мягкими согласными ([∆ты ш'ьт, фˆс'эрцъ]) и др.;

д) обязательная мягкость согласных перед гласными переднего ряда ([м'иру], [л'эс т'] и др.) обусловлена действием закона прогрессивной и регрессивной аккомодации.

 

Тема № 6. Орфоэпия

План занятия

1. Что понимается под орфоэпией и каковы исторические основы современного русского литературного произношения?

2. В чем заключается практическое значение орфоэпии? Орфофония.

3. Перечислите орфоэпические нормы, базирующиеся на современных фонетических законах.

4. В каких словарях закреплена орфоэпическая норма?

5. Варианты орфоэпической нормы. Произносительные варианты в области вокализма и в области консонантизма.

6. Территориальные разновидности орфоэпической нормы.

7. Орфоэпические ошибки.

8. Орфоэпические «фразеологизмы».

9. Закон Бодуэна де Куртенэ.

10. Чем вызываются отклонения от нормы литературного произношения?

11. Затранскрибируйте текст (по выбору студента), отметьте в нем основные орфоэпические нормы и орфоэпические варианты.

Схема орфоэпического разбора

1. Указать слово, имеющее орфоэпический вариант.

2. Определить тип орфоэпического варианта: произносительный, акцентологический, морфологический.

3. У произносительных вариантов указать разновидность (собственно орфоэпический или орфофонический), определить область произносительной вариантности (произношение гласных, согласных или сочетаний звуков).

4. * Этимологический, социолингвистический или стилистический комментарий причин возникновения вариантности данного слова.

Образец орфоэпического разбора

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста. (Н. Заболоцкий)

Слово, имеющее орфоэпический вариант, – дождик.

[ж'] вытесняется [жд']

Произносительный вариант, собственно орфоэпический, произношение сочетаний согласных.

Гремит музыка боевая (А. Пушкин).

Музыка – современный вариант, музыка – устаревший. Акцентологический тип орфоэпического варианта.

12. Объясните, какими причинами (происхождением, смысловой или стилистической дифференциацией) обусловлено двоякое произношение сочетания чн; выпишите в первый столбик слова, где произносится чн, во второй – где шн, в третий – с вариативным произношением чн и шн. Вспомните случаи отражения произношения чн как шн в орфографии (типа двурушник, Калашников).

Горчичный, поточный, сердечный, конечно, лоточник, нарочно, яичница, командировочный, сказочный, съемочный, конечный, двоечник, скворечник, прачечная, гречневый, заочный, скучно, полуночник, веревочный, скучный, порядочный, пустячный, прибавочный, лавочник, сливочный, личный, винтовочный.

(Упр. из сборника упражнений по современному русскому языку. Введение, лексика, фразеология, лексикография, фонетика, фонология, орфоэпия. Р.К. Кавецкой, К.П. Ленченко, С.М. Медянского, С.Н. Сычевой. – Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1974. – С. 204).

13. Мягко или твердо произносятся согласные перед [э] в следующих словах? В каких словах допускаются варианты?

Бактерия, безе, деликатес, декан, депрессия, критерий, модель, нетто, одесский, орхидея, патент, пенсне, сессия, свитер, термин, генезис, детектив, теннис, фонема, фонетика, демпинг, анестезия, академия.

Проверьте ваше произношение по «Словарю ударений для работников радио и телевидения».

14. Расставьте ударения в прилагательных. Если возможны варианты, укажите их: безудержный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый, госпитальный, гербовый, давнишний, искристый, мизерный, украинский.

Тема 7. Русская графика

План занятия

1. Что такое звук и что такое буква? Что первично в языке – звук или буква?

2. Дефиниция графики. В чем различие между понятиями графика и алфавит? В чем различие между понятиями графика и орфография?

3. История развития письма.

4. История русского письма.

5. Алфавит.

6. Слоговой принцип русской графики.

7. Двузначные и однозначные буквы.

8. Главные и второстепенные значения букв.

Схема графического анализа

1. Название буквы (графемы), ее звуковое значение в данном слове (обозначаемые звуки).

2. Алфавитным (главным) или второстепенным является данное значение буквы.

3. Количество алфавитных значений данной буквы (однозначна или двузначна она в алфавите)

4. Написания, нарушающие слоговой принцип графики.

Образец:город

Г – буква «гэ» обозначает в данном слове один звук [г]. Употреблена в алфавитном значении. В алфавите двузначна: [г, г'] (два звуковых значения).

О – буква «о» обозначает в данном слове один звук [о]. Употреблена в алфавитном значении. В алфавите однозначна: [о] (одно звуковое значение).

Р – буква «эр» обозначает в данном слове один звук [р]. Употреблена в алфавитном значении. В алфавите двузначна: [р, р'] (два звуковых значения).

О – буква «о» обозначает в данном слове один звук [ъ]. Употреблена во второстепенном значении. В алфавите однозначна: [о] (одно звуковое значение).

Д – буква «дэ» обозначает в данном слове один звук [т]. Употреблена во второстепенном значении. В алфавите двузначна: [д, д'] (два звуковых значения).

Написаний, нарушающих слоговой принцип графики, в данном слове нет.

9. Графиня Лидия Ивановна, утешая Каренина, говорит ему: «Опора наша есть любовь, та любовь, которую он завещал нам». В изданиях романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» по старой орфографии эта строка выглядит так: «Опора наше есть любовь, та любовь, которую Онъ завђщал намъ». Что изменилось в понимании фразы с изменением графики (он – Он)? (упр. из Сборника упражнений А.Я. Опришко. С. 117).

10. В каких примерах, приведенных ниже, проявляется слоговой принцип русской графики, а в каких можно отметить отступление от него?

Яма, юг, ель, елка, лук, люк, мол, мёл, поем, пойдем, польем, майор, конвейер, север, гравюра, горювелирторг, съем, бульон (Там же. С. 115).

11. Ниже дана схема, представляющая звуковые значения букв А и О. Составьте подобные схемы для всех гласных букв.

Буква Главное значение   Второстепенное значение     Главное значение   Буква
А     [а] трáвы   [а] травá водá [ъ] травянóй водянóй   [о] вóды О

(Там же, с. 118).

12. Ниже дана схема, представляющая звуковые значения букв Б и П. Составьте подобные схемы для всех согласных букв. Проследите за тем, окажутся ли схемы парными, как в данном случае.

Буква Главное значение   Второстепенное значение     Главное значение   Буква
Б     [б] быть [б'] бить   [п] дуб [б] хрип [п'] голубь [б'] россыпь         была [п] пыль был [п'] пить П

(упр. из Сборника упражнений А.Я. Опришко. С. 118).

Тема № 8. Орфография

План занятия

1. Дефиниция орфографии. Основные понятия теории орфографии.

2.  Принципы орфографии. Вопрос о ведущем принципе русской орфографии.

3. Понятие орфограммы.

4. Проверяемые, непроверяемые, беспроверочные написания.

5. Орфографическая система русского языка.

6. История русской орфографии. «Реформы» русской орфографии.

7. Орфография гиперфонем.

8. Экспрессивные возможности русской орфографии.

9. На основе изученного материала подготовьте сообщение по одной из тем:

а) Реформа орфографии: зло или благо?

б) Русская орфография и школа.

в) Русская орфография: достоинства и недостатки.

г) Современная русская орфография как зеркало посттоталитарной свободы.

д) Графико-орфографический облик моего города.

е) Возможные пути усовершенствования русской орфографии.

(Темы взяты из учебного пособия Т.М. Григорьевой. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.)

10. Учитывая правописание выделенных элементов, распределите слова по таким группам: морфологические написания, фонетические написания, традиционные и дифференцирующие написания:

 отдать, подписать, шофер, жизнь, сжег, спишь, Московская улица (название улицы), Коробочка (переносн.), шило, подытожить, крепкого, вокзал, наводнение, воле, воли, (о) новом, (с) новым, свадьба, розвальни.

Схема орфографического разбора

1. Указать все орфограммы, имеющиеся в слове (независимо от степени их актуальности).

2. Определить, в какой морфеме находится каждая орфограмма.

3. Указать тип написания (проверяемое / непроверяемое / беспроверочное).

4. Определить орфографические принципы и правила, регламентирующие написание орфограммы.

5. * Этимологический комментарий традиционных написаний.

Образец: С башни князь Гвидон сбегает,

            Дорогих гостей встречает… (А.С. Пушкин)

сбегает

1-2. Орфограммы: написание приставки с, корневой гласной е, написание букв е и тв окончании глагола, так как эти звуки (гласные и согласные) находятся в слабой позиции.

3. Буквой собозначен звук в проверяемой слабой позиции (сильная позиция: суметь, слить, свести). Написание проверяемое. Принцип – морфологический.

4. Буквой еобозначен звук в проверяемой слабой позиции (сильная позиция – бег). Написание проверяемое. Принцип морфологический.

5. Буквой еобозначен гласный в слабой позиции. Проверка возможна: поёт, несёт, идёт (глаголы 1 спряжения в форме настоящего времени, единственного числа, изъявительного наклонения). Написание непроверяемое, так как сильная позиция есть, но мы применяем другое правило: в личных окончаниях глаголах 1 спряжения пишется е (с точки зрения МФШ в данном случае выступает фонема <о>. Принцип традиционный.

6. Буква т обозначает согласный звук в слабой по звонкости / глухости позиции. Сильная позиция невозможна: мы не можем подобрать слова-глаголы того же времени, наклонения, числа, где [т] находился бы в сильной позиции. Следовательно, перед нами гиперфонема. Написание беспроверочное. Принцип традиционный.

Морфофонематическая транскрипция данного слова по МФШ: {С Б/Б' ЭГАJО Т/Д}.

 

11. Как можно объяснить написание проверяемых гласных в словах: собака и сапог? В каком из этих слов закрепилось фонетическое написание? Обратитесь к этимологическому словарю. (Упражнение № 372 из учебного пособия А.Я. Опришко. – С. 126).


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 874; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!