Тема 3. История изобразительного искусства периода высокого Возрождения в Италии



Семинар 3. «История изобразительного искусства периода высокого Возрождения в Италии» (1 час)

План:

1. Основные признаки стиля Высокого Возрождения. Папский Рим как ведущий художественный центр.

2. Архитектура Высокого Возрождения. Постройки Донато Браманте в Риме: Темпьетто, ансамбль Бельведера, начало строительства собора Святого Петра. Наследие Браманте и его значение для архитектуры XVI века. Рафаэль как архитектор Виллы Мадама.

3. Леонардо да Винчи. Личность художника. Рациональное начало в творчестве, неразрывная связь художественных и научных интересов. Рисунки Леонардо. Штудии анатомии, движения, жестов, мимики. Особенности творческого метода и художественного мышления мастера. Фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. Леонардо и теория световоздушной перспективы. «Мадонна в гроте» (Лувр), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» (Эрмитаж). Вклад Леонардо в искусство портрета, «Джоконда».

4. Рафаэль. Умбрийские и флорентийские традиции в его творчестве. «Мадонна Конестабиле», «Обручение Марии». Новые черты в религиозной живописи — «Мадонна в зелени». Рафаэль как мастер композиции. Фрески Станца дела Сеньятура в Ватиканском дворце. Идеал гармонической личности в портретах Рафаэля. «Сикстинская мадонна». Поздние произведения художника и его мастерская. Фрески виллы Фарнезина.

5. Творчество Микеланджело до 1516 года. Индивидуальные особенности скульптурного языка Микеланджело. Специфика его творческого метода и работы с мрамором. Рельеф «Мадонна Питти», «Пьета» в соборе св. Петра, «Давид». Микеланджело в Риме. Замысел гробницы папы Юлия II. «Моисей». Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане.

Литература:

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1. — М.: Просвещение, 1948-1949.

2. Всеобщая история искусств. Т. 1. — М.: Л., 1948-1949.

3. Т. В. Ильина  История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник М.: Юрайт, 2011

4. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для пед. вузов    М.: Академия, 2009

5. Гнедич Г.Я. История искусств. Т. 1. — С-Пб.: Азбука классики, 1997.

6. Гнедич П.П.   История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура     М.:ЭКСМО, 2010

 

Тема 4. История изобразительного искусства периода Позднего Возрождения

Семинар 4. «История изобразительного искусства периода Позднего Возрождения» (0,5 часа)

План:

1. Особенности социально-экономического и политического развития европейских стран в XVI в. Великие географические открытия и их последствия. Итальянские войны.

2. Проблема стиля в итальянском искусстве позднего Возрождения. Классические традиции и антиклассические тенденции. Маньеризм, его идейные основы и художественные особенности.

3. Архитектура позднего Возрождения в Риме и центральной Италии. Антонио да Сангалло Младший и Бальдассаре Перуцци (палаццо Фарнезе и палаццо Массими). Архитектурное творчество Микеланджело и его специфика. Библиотека Лауренциана во Флоренции, собор св. Петра, ансамбль площади Капитолия в Риме. Влияние Микеланджело на итальянскую архитектуру. Протобарочные тенденции в архитектуре и скульптуре.

4. Венецианская архитектура позднего Возрождения — классический эпилог ренессансного зодчества. Местные традиции, опыт античности и Высокого Возрождения в работах венецианских мастеров. Андреа Палладио, его архитектурная теория и постройки. Базилика в Виченце. Дворцы и виллы Палладио: палаццо Тьене и палаццо Вальмарана в Виченце, вилла Барбаро в Мазер, вилла Ротонда. Место Палладио в архитектуре Возрождения и значение его наследия для европейской архитектуре.

5. Градостроительство в ренессансной Италии. Теория и практика. Перепланировка сложившейся застройки и создание «идеального города».

6. Общая характеристика изобразительного искусства позднего Возрождения. Живопись флорентийского маньеризма.

7. Корреджо и живопись Пармы. Роспись купола Пармского собора. Маньеризм в скульптуре. «Персей» Бенвенуто Челлини.

8. Венецианская школа живописи в период Высокого Возрождения. Гуманизм в Венеции. Джорджоне и «джорджонизм». Картины «Гроза», «Спящая Венера», «Юдифь». Цвет и свет в венецианской живописи. Роль пейзажа. Ранние произведения Тициана в религиозной живописи, жанре «поэзий» и портрете: алтарный образ «Вознесение Марии», «Любовь небесная и Любовь земная», «Портрет юноши с перчаткой». Роль колорита в живописи Тициана.

9. Паоло Веронезе и вкусы патрицианской Венеции. «Пир в доме Левия». Росписи виллы Барбаро в Мазер. Якопо Тинторетто и новые тенденции в венецианской живописи XVI в. Особенности построения композиции, свет и цвет в живописи мастера. Работы для Скуола ди Сан Рокко. «Тайная вечеря» из церкви Сан Джорджо Маджоре.

Литература:

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1. — М.: Просвещение, 1948-1949.

2. Всеобщая история искусств. Т. 1. — М.: Л., 1948-1949.

3. Т. В. Ильина  История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник М.: Юрайт, 2011

4. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для пед. вузов    М.: Академия, 2009

5. Гнедич Г.Я. История искусств. Т. 1. — С-Пб.: Азбука классики, 1997.

6. Гнедич П.П.   История искусств: Живопись. Скульптура. Архитектура     М.:ЭКСМО, 2010

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!