СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ



ТОЛЕРАНТНОСТИ

Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменения сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, — все это связывают сегодня с понятием «толерантность». В последние десятилетия этот термин стал международным. Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия. Вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

В журнале «Век толерантности» было опубликовано стихотворение Бориса Заходера, которое очень метко было переименовано в «Чутье толерантности».

Я собака — всего лишь собака!

В голове у меня — пустота,

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки,

Ни слова — потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...

Мы вступаем и в.драки, и в браки,

Неизменную веру храня:

Что бы ни было — все мы собаки,

Все мы братья,

Все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

Распознать не способны никак...

Сразу видно — чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш — не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

 

Вы же рвете его на части, Словно он вам уже и не брат.

Сосуществование с людьми другой «масти», других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя. Явление социальной рефлексии, т.е. понимания себя через другого, позволяет человеку открывать в себе новые грани и новые возможности. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность — взаимодействие разных культур, рас, наций, этносов и т.д., многообразие людей и вместе с тем принадлежность к общей группе — человечеству. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.

 

ОСНОВНЫЕ СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

В русском языке существуют два слова со сходным значением — «толерантность» и «терпимость». Термин «толерантность» сначала укоренился в медицине, где он означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Отсюда такие словосочетания, как толерантность к никотину, алкоголю, наркотику. Иными словами, человек, начинающий регулярно потреблять алкоголь, снижает чувствительность, нарушает собственные реакции. При этом организм, подверженный негативному влиянию, будучи не способным это контролировать, незаметно разрушается.

Слово «терпимость», употребляемое довольно часто в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением злу, со способностью «подставить вторую щеку». Когда же мы говорим о толерантности, толерантных установках, напротив, речь идет об активной жизненной позиции, предполагающей формирование самосознания, ответственности, защиту прав любого человека, и своих прав не в последнюю очередь. Здесь позиция: «сделай так, чтобы не пришлось подставлять даже первую щеку», «уважай другого, умея уважать себя».

В зависимости от контекста толерантность наполняется особым, специфическим смыслом. В этическом плане подчеркивается ценность различных достоинств (в том числе отличающих одного человека от другого) и добродетелей человека, необходимых для сохранения единства в многообразии.

В разных языках в зависимости от исторического опыта народов толерантность имеет различные смысловые оттенки [9, с. 7], в большинстве связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли»; в арабском — «мягкость, сострадание, терпение»; в персидском — «готовность к примирению»; в китайском языке быть толерантным значит «проявлять великодушие в отношении других».

Толерантность — готовность к принятию иных логик и взглядов, право на отличия, непохожесть, инаковость.

Термин «толерантность» (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, устойчивость, выносливость, терпимость к чужому, чужеродному) появился в Европе в XVI в., иименно в этот период начинается его обсуждение в работах философов в связи с религиозной терпимостью.

Идея толерантности является одной из основополагающих ценностей европейской культуры. На протяжении многих веков европейские мыслители разрабатывали различные аспекты толерантности. Ее первой исторической формой было стремление к свободе мысли и вероисповедания. Принципы разграничения политической и духовной власти с позиции уважения свободы человека были разработаны еще в трудах Д. Локка. Значение его философии состоит втом, что он разграничил сферы деятельности государства и церкви и провозгласил принцип свободы воли человека в качестве основы религиозной толерантности. Спасение души никоим образом не зависит от деятельности церкви, которая не должна действовать силой. Согласно Локку, толерантность с политической точки зрения важна для разграничения государства и церкви, а с нравственной — важна идея, что принуждение в религиозной сфере противоречит цели спасения души.

В политическом плане сегодня толерантность — готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит втолерантности разные аспекты [87, с. 27]:

1)            отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира;

2)                      милостивое равнодушие к различиям («Пусть расцветают все цветы»);

3)                 принципиальное признание того, что и «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь;

4)              открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться;

5)                      восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих);

6)         одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии.

Для понимания психологической сущности толерантности в современных условиях необходимо представление о внутренней стабильности систем при изменениях внешних. Человек как живая система существенно отличается от других систем такой особенностью, как устойчивость, т.е. способностью в одно и тоже время активно сохранять свою организацию и развиваться. Такая устойчивость для личности определяется как относительная независимость от внешних воздействий и перемен, что не исключает развития личности. Устойчивость имеет активный характер, т. е. активность системы подразумевает поддержание достигнутых ею состояний в ходе развития и сохранение самого процесса развития.

Толерантность — это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри. Толерантность личности связана с устойчивостью к внешним воздействиям и с внутренней устойчивостью. Представьте себе, что кто-то в метро вас неожиданно резко толкнул. Если это ситуация обычная, вы не ожидаете никакой опасности, не ждете подвоха, да еще у вас нормальное состояние и настроение, тогда достаточно услышать слова извинения — и все в порядке, конфликта нет. Если же ситуация иная, например, вы слышали о том, что в метро воришки выхватывают сумочки, то в этом случае реакция может быть резко негативной и страх может дестабилизировать вас. Причем один человек может остолбенеть, онеметь, а другой — кинуться с кулаками на обидчика. Толерантность в этом случае способствует сохранению внутренней устойчивости. Выработанная толерантность к стрессовым ситуациям позволит вам не бежать в страхе и не бороться, а сначала понять, в чем дело, а потом уже действовать. Конечно, пример этот чрезвычайно упрощенный, но, надеюсь, дает возможность понять, как работает толерантность в качестве стабилизирующего фактора.

Толерантность — это и социальный фактор, направляющий межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающий индивидов между собой, а также с традициями, нормами, культурой и т.д. Предположим, оказавшись в какой-то стране, имеющей совсем иные традиции, непривычные вам, вы можете попадать в конфликтные ситуации, сами того не желая. Различия в социальных нормах также могут стать поводом для конфликта. Например, многочисленные русские, приехавшие из бывших советских республик, отличаются от живущих в России своими обычаями, традициями, что часто вызывает непонимание местных жителей, а иногда и откровенно агрессивные реакции. В этом случае толерантность помогает осуществлять саморегуляцию, сохраняя внутреннюю устойчивость и внешнюю терпимость к инаковости.

Толерантность как результат развития и саморазвития — собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности:

внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументы; внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле властелина или большинства и т.д.;

внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) — способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Люди, поддаваясь внешнему и внутреннему воздействию (управлению), различаются по уровню устойчивости своих реакций и поведению. Устойчивость эта зависит как от воздействий окружающей среды, так и от внутренней структуры системы.

Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество, играет немаловажную роль.

Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности в сравнении с интолерантной значительно выше. Толерантная личность отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью). Дальнейшее применение концепций толерантности в различных сферах бытия и познания весьма необходимо нам после десятилетий тоталитарного режима. Способность самостоятельно действовать и думать, ставить перед собой осознанные цели является одной из самых нужных. Для того чтобы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы, стремиться к успеху, к определенному уровню достижений, необходимо осознавать и развивать самого себя, свою внутреннюю устойчивость и быть одновременно толерантным к другим. Все это, став частью нас, постепенно входя в нашу жизнь, поможет многое изменить.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!