Эволюционный и революционный типы развития общества



Социальные изменения — представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем

выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные

Эволюционный путь(слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

Реформы в социальных системахпреобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы , в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом.

Сторонники революционного пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» (рая на земле) хороши все средства, включая и насилие. При этом, по их мнению и убеждению, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено, уничтожено. Под революцией вообще понимают любое (как правило, насильственное) изменение характера правления обществом . Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.

Революция(от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно-исторического развития , образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.

Каждый преобразователь общества понимал «прогресс» по-своему. Соответственно, менялись и «враги прогресса». Это могли быть короли и президенты, феодалы и буржуа (для Петра 1 это были бояре), но суть такого направления всегда оставалась одной и той же – действовать быстро и беспощадно. Насильственный путь, путь революции (по-латыни – «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и многочисленными жертвами. В процессе развития социально-политической мысли взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными. Но все же примерно до конца 18 в., до Французской революции, теория и практика идейно-политических течений развивались преимущественно в духе эволюционных воззрений. Это в определенной мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и гуманизма, а затем и Просвещения, которые отвергали насилие и жестокость.

Уникальными являются в конце 17 – начале 18 вв. реформы Петра 1, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества . В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.


73) Понимание общественного прогресса в различных социально-философских учениях. Гуманизм и общественный прогресс.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному

Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие прогресса соотносительно с понятием регресса.

Регресс - когда в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы

 

Для большинства античных авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное.История - регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель,Полибий).

Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, как движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории.

Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем.

Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф.Бэкон и Р.Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго,Кондорсе).

Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. они возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романтическая историография начала XIX века: идея медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако этот историзм был односторонне обращен в прошлое. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив против обеих теорий. Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.

 

Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса . Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, не историчностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социальноисторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Степень овладения обществом стихийными силами природы (рост производительности труда) и степень освобождения людей из под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса . А значит общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны.

 

XVII-XVIII вв. критерием общественного прогресса считали рост науки и разума.

Социалисты– утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон (1760-1825) утверждал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья.

(Идеалист)Немецкий философ Шеллинг (1775-1854), считал, что прогресс в науке и технике – скорее регресс, а источником прогресса скорее является постепенное приближение к правовому устройству.

(Идеализм)Г.Гегель (1770-1831) критерий прогресса усматривал в сознании свободы: по мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. идеализм, то есть попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале - в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии.

(Идеалист)И. Кант отметил в качестве критерия общественного прогресса замену деспотизма природы диктатом разума.

Философы XIX считали критерием социального прогресса нравственность в тех или иных формах. Русские народники Н.К. Михайловский, П.Л.Лавров усмотрели критерии в том, насколько укореняются в обществе идеалы истины и справедливости.

К.Маркс считал критерием общественного прогресса свободу человека, самым важным показателем чего выступает уровень развития производительных сил.

Сущность гуманизма— в человеколюбии, в утверждении ценности человеческой личности, ее права на счастье, в признании человеческой солидарности и общечеловеческих нравственных идеалов. Гуманизм требует ставить интересы человека выше любых классовых, партийных, групповых интересов

В идеалах гуманизма непосредственно выражаются самые общие принципы общественного прогресса — создание условий для сохранения человечества и для реализации каждым человеком своего «права на счастье». Поэтому любые процессы, ведущие к расхождению с гуманистическими идеалами, содержат в себе угрозу общественному прогрессу . История свидетельствует, что ход прогресса в отдельных сферах общественной жизни нередко сопровождается отступлением от нравственных начал гуманизма . Это историческая неизбежность, с которой приходится считаться. Но прогресс необходимо оценивать с точки зрения гуманистических идеалов, чтобы заметить и понять возникающие в нем опасности. Такая оценка предупреждает абсолютизацию частных форм и критериев прогресса , превращение прогресса в какой-то отдельной сфере общественной жизни в самоцель.

 


74) Место научно-технического прогресса в развитии общества.

Научно-техническаяреволюция – это скачок в развитии производительных сил общества , переход их в качественно-новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Научно-технический прогресс – это обусловленное действием объективных экономических законов непрерывное совершенствование всех сторон общественного производства и сферы обслуживания на базе развития повсеместного использования достижений науки и техники.

Научно-техническаяреволюция выступает как современная форма научно-технического прогресса . Начало научно-технической революции относится к середине XX в.

На современном этапе научно-техническая революция характеризуется следующими чертами:

1) На этой основе развивается автоматизация производства, осуществляется переход к автоматической системе машин

2) повсеместное внедрение ЭВМ, передача управления техническим устройствам, компьютеризация. Этот процесс еще называют кибернетической революцией;

3) появление синтетических материалов, новых видов искусственного сырья, химизация производственных процессов. Этот процесс еще называют революцией в предметах труда;

4) использование новых источников энергии, развитие атомной энергетики, освоение термоядерного синтеза. Это так называемая революция в источниках энергии;

5) создание и внедрение безотходных технологий. Наряду с потреблением предметов и сил природы общество заботится о ее сохранении и воспроизводстве. Это повлияло на технологию производства и конструкции машин и оборудования;

6) превращение науки в непосредственную производительную силу.:

7) использование высоких технологий и современного оборудования создало широкие возможности контроля и повышения качества продукции,

8) повышается общеобразовательный и профессиональный уровень рабочих кадров

Социально-экономические последствия научно-технической революции:

1) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли простого труда, повышения требований к квалификации и образованию работников;

 2) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;

3) изменяется социальная структура общества , существенно растет количество людей с высшим образованием;

5) обостряются проблемы занятости населения;

5) во весь рост встают экологические проблемы.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!