Сердцевиной идеологии выступают те ее положения, которые выражают интересы того или иного класса, согласующиеся или расходящиеся с интересами других классов.
Формы общественного сознания
В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания , как политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское сознание. Каждая из них отражает соответствующие стороны общественной жизни
В каждой из них преимущественно отражается та или иная сторона общественной жизни. Это и положено в основу их разграничения.
Так, в политическом сознании более, чем в каком-либо другом, отражается политическая жизнь общества, главными сторонами которой является политическая деятельность людей и возникающие при этом политические отношения между ними.
В правовом сознании отражаются различные моменты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим применением тех или иных правовых норм и законодательных актов.
Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения.
А эстетическое сознание, одним из проявлений которого является искусство, отражает эстетическое отношение людей к окружающему их миру.
.Наука, например, отражает мир в форме понятий, гипотез теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др.
Все они тесно взаимосвязаны. Однако «свой» объект она отражает и духовно осваивает более, чем другие.
Основные формы общественного сознания. Религиозное, моральное, правовое и эстетическое сознание.
|
|
Формы общественного сознания
В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания , как политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское сознание. Каждая из них отражает соответствующие стороны общественной жизни
В каждой из них преимущественно отражается та или иная сторона общественной жизни. Это и положено в основу их разграничения.
Так, в политическом сознании более, чем в каком-либо другом, отражается политическая жизнь общества, главными сторонами которой является политическая деятельность людей и возникающие при этом политические отношения между ними.
В правовом сознании отражаются различные моменты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим применением тех или иных правовых норм и законодательных актов.
Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения.
А эстетическое сознание, одним из проявлений которого является искусство, отражает эстетическое отношение людей к окружающему их миру.
.Наука, например, отражает мир в форме понятий, гипотез теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др.
|
|
Все они тесно взаимосвязаны. Однако «свой» объект она отражает и духовно осваивает более, чем другиеболее, чем другие
По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания : моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.
Мораль — форма общественного сознания , в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.
|
|
Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
Религия — это форма общественного сознания , основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.
63)Объективная закономерность общественного развития и сознательная деятельность людей.Проблема свободы.
С одной стороны, законы общественного развития , как уже отмечалось, возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей . С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей
Законы развития общества - это объективные , существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития . Законы общественного развития , так же мало могут осуществляться без посредства людей , как законы природы - без посредства материи. И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей , они тем не менее носят не субъективный, а объективный характер, ибо не зависят от воли и сознания отдельных (обычных) индивидов.. Наличие подобных закономерностей вовсе не означает, что история повторяется. Например, тот факт, что вторая мировая война не похожа на наполеоновские войны,
|
|
Другим вопросом является вопрос о роли объективных и субъективных факторов в историческом процессе. Каждое новое поколение людей , вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли . К этим условиям относится в первую очередь различные предметы, навыки общественного производства, определенные традиции, обычаи, верования, сложившаяся система общественных отношений, те или иные социальные институты, формы власти и т.д..
Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, , зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная , целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития .. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди , но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.
Не менее важной проблемой является вопрос о степени соотношения сознательного и стихийного в истории. В своей повседневной жизни люди действуют, как правило, сознательно , преследуя определенные цели и так или иначе предвидя последствия своих действий. Однако общий результат может быть таким, о котором никто и не помышлял: дело делается сознательно , но далеко не все результаты его, а особенно отдаленные, совпадают с предвидимыми. Для стихийности исторического развития характерно то, что люди не сознают объективно складывающихся общественных последствий своей деятельности . Непременной чертой стихийной деятельности является то, что, даже осуществляясь на сознательном уровне, она преследует ближайшие цели, ближайший интерес либо при достижении цели недостаточно учитывает средства их достижения, наличные условия и тенденции общественного развития , содержащиеся в качестве возможностей в этих наличных условиях.
Свобода есть познанная необходимость: чем лучше познал человек законы природы и общественного развития , тем свободней он в своей деятельности (разумеется, в рамках общей зависимости от этих законов).
64) Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.
Общество представляет собой сложную систему , развивающуюся на своей, собственной основе
Современной социальной философией выделяются следующие основные свойству общества как системы :
1) общество представляет собой целостное образование, в основе которого лежит деятельность людей, направленная на сохранение, воспроизводство, развитие самого социума;
2) отличительной особенностью общества является Учтойчивость, определенный консерватизм, который может быть обусловлен различными факторами (экономическими, религиозными, географическими и т.д.);
3) общество также обладает способностью к саморазвитию, саморегуляции самодеятельности. ему присуща самодостаточность,. Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. Можно возразить, что существование общества немыслимо без природы. Но самодостаточность,, означает не отсутствие внешней среды существования, а особый способ взаимодействия с такой средой, особый способ зарождения, поддержания и развития сущностных свойств системы , образующих присущее ей качество. Таким образом, самодостаточность - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все необходимое для ; коллективной жизни. Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей.
общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система , непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям бытия (в первую очередь изменением своих культурно-ценностных ориентации, во многом стимулирующих и изменение утилитарных социальных потребностей, определяемых не в последнюю очередь соображениями социальной престижности, моды, идейно-ценностными установками и т. п.).
САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯСИСТЕМА [self-developing system] — динамическая система, которая самостоятельно вырабатывает цели своего развития и критерии их достижения
Саморегуляция обществадостигается тем, что общество управляется и регулируется внутренними структурами, на основании собственных норм и принципов поведения, без вмешательства извне
Материалистическое понимание истории - в широком смысле - философский принцип, обосновывающий первичность общественного бытия и вторичность общественного сознании
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!