Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация и реальное общество
Общий характер развития человечества как сложной глобальной макросистемы — поступательное прогрессивное развитие в историческом времени от низших форм общественной жизни к высшим, с рас-ширением и усложнением видов человеческой деятельности. Наиболее общим законом исторического процесса является закон развития и смены общественно-экономических формаций в соответствии с развитием производительных сил и изменением способа производства. Каждая новая формация является ступенью прогрессивного развития общества, сменяя устаревшую. Так, первобытнообщинную формацию сменил рабовладельческий строй, ему на смену пришел феодализм, которого сменил капитализм. ХХ век дал пример перехода в следующую формацию — социализм (или первую стадию коммунистической формации ), проявившийся в трех цивилизациях — российской, китайской и латиноамериканской (Куба). В этом неопровержимая суть исторического материализма как научной методологии познания истории.
Последовательную смену общественно-экономических формацийМаркс и Энгельс рассматривали как «естественно-исторический процесс », независимый от сознания и намерений людей, косвенно уподобляя его тем самым объективным законам природы. Об этом свидетельствует уже сам термин « формация »,
Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
|
|
Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая.
1. отличить один период истории от других
2. вскрыть общие и существенные черты разных стран
3. позвляет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм
4. позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местомв системе общественных отношений данной формации.
Базис и надстройка - категории исторического материализма, выработанные для харрактеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации.
Ленин: Базис - экономический скелет или сущность общественной формации, Н - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б и активно влияющих на него (Н состоит из 1) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений) 2) совокупность отношений между людьми 3) совокупность учреждений и организаций). Революц переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного Б другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей Н
|
|
Формационное членение не тождественно реальному историческому процессу : одни из сторон более полно выражают формационный тип; другие - дальше от него. Страны и народы не обязаны переходить из одного класса в другой через все, без исключения, формации. В истории все сложнее. Но чтобы учесть сложность, своеобразие, вариативность, необходимо знать общую закономерность поступательного движения истории
Понятие социальной структуры. Понимание сущности классов и классовых отношений в различных социально-философских учениях.
Структура общества— это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Социальной группой(класс)называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе определенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).
Большие социальные группы выделяют по положению в обществе , величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др.
|
|
Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.
Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную иерархическую структуру . В науке для обозначения данного явления используется термин «стратификация».Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политической, профессиональной, культурной.
Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества
В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе , имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство.Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравенство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.
|
|
68)Происхождение и сущность государства. Концепция "общественного договора".Организация государственной власти. Демократия и ее разновидности. Демократия и правовое государство
Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.
признаки государства
1.Наличие права.
Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.
2.Суверенитет.
Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств.
3.Право на взимание налогов и сборов
Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.
1. Теологическая (божественная) теория происхождения государстваи права - наиболее ранняя теория , возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение . Наиболее известным представителем этого
учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
2. Патриархальная теория государства , выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.
3. Договорная теория , или теория договорного происхождения государстваи права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.
4. Органическая теория представляет государствокак некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства.
5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гум-пловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например,Золотая Орда)..
6. Психологическая теориясводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Представитель Фрейд
7. Материалистическая (марксистская) теорияисходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.
В мировой истории прослеживаются самые разные формы и модели общественного договора. Но суть их в одном: достижение согласия и компромисса в обществе относительно правопорядка и общественных процессов в сообществе людей.
Сегодня, само собою разумеющимся является то, что политическое общество не может функционировать без повиновения граждан порядку, установленному законами или постановлениями официальных лиц и представительских органов.
В то же время, наличия законов и официальных представительских органов недостаточно для нормального стабильного функционирования политического, а также правового, государства. Помимо того, правила, определяющие права и обязанности граждан должны входить в обычаи, привычки и рациональные взгляды людей.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 758; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!