Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.



Даосизм. Основатель – философ Лао-Цзы, кот. в своем трактате изложил учение о правильном пути и добродетеле. Осн. категория – ДАО (путь). Дао – субстанциальная закономерность всего сущего, а также общества и человека. ДАО - вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, не существует границ и разделений. В рамках данного учения разрабатывается «Доктрина об обретении бессмертия», где человек рассматривается как единое целое, кот. с пом. определенных практик, медитативных упражнений дыхательных и гимнастических тренингов может освободить свое тело от всего физ. Разработана доктрина «недеяния», кот. понимается не как бездействие, а как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

Конфуцианство. Основатель – Конфуций, кот. видел своей гл. задачей сохранение традиций. Он не писал трактатов, поэтому его идеи были собраны его учениками в кн. «Беседы и суждения». Осн. тема – отношения человека, семьи, гос-ва, т.к. прочное гос-во основывается на прочной семье. Управление гос-вом описывает К. в семейно-родственной категории, где гос-во – это отец и мать народа, а гос-во – единая семья. Конкретн. чел. он предписывал стремление к идеалу «благородного мужа» (человека), признание кот. является облад. 5 кач-ми: человечность, порядочность, знание приличий, мудрость, лояльность. Проявить данные кач-ва можно лишь в отношении с др. людьми.

Легизм или школа законников. Представители данной школы рассматривали вопросы характера гос. устройства. В качестве высшей ценности легисты выдвигали единое могущественное гос-во, принципиально отличное от семьи. Легисты вводят единый юр. закон, создателем кот. может быть лишь единочастный правитель. В отличии от традиции закон не имеет священного характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Соблюдение данного закона должно соблюдать суровую систему наказаний, кот. явл. основой любого гос-ва.

Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают. Возникновение Ф. в Др. Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для кот. характерна демократия, кот. предполагает решение всех вопросов на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Ранних греч. фил. называли «физиками» или «натурфилософы», т.к. все они исследовали вопросы о первоначалах мира.

Милетская школа (от греч. Милет в Др. Гр.). Возникла в 6 в. до н.э. Основатель – Фалес, который разработал космологическую концепцию о происхождении мира, кот. сводилась к 3-м осн. положениям:

1) все произошло из воды

2) земля плавала на воде

3) все в мире одушевленно или полно богов

Анаксимандр, который изложил своё учение в книге, являющейся первым научным сочинением в истории греч. мысли. Историю всего мира он считал вечное беспредельное начало, кот. он называл божественным и утвержд., что оно всем управляет.

Пифагорейская школа. Основателем является Пифагор, кот. занимался улучшением своих умственных способностей, учил умению слушать и наблюдать. Ф. основанием данной школы явл. учение о числе. Пифагорейцы утвержд., что всё есть число. Числа рассматр. как принципы, причины и структуры всех вещей.

Ф. Гераклита. Он разработал учение, где важнейшим понятием является логос – естественный порядок и закон, незримо правящий над всем миром. Также разработал 2 важнейших идей Ф.:

1) борьба и ед-во противоположностей, т.е. все в мире сост. из противоположн., и, поэтому, их борьбой определяется сущность любой вещи или процесса.

2) Идея об изменчивости и текучести всех вещей и процессов. Он утвержд., что все течет, все изменяется, и в одну реку нельзя войти дважды.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!