Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
Во 2-й половине 17 в. начинается нов. период в разв. новой Евр. фил., которая наз. Просвещение. В общем смысле слова под просв. понимается необход. ступень в культ. разв. общества, расстающегося с феодальным образом жизни.
Просветители опирались на демокр.идеалы, вели непримеримую борьбу против суеверий, религ. фанатизма, всех форм дискриминала, за веротерпимость и свободу слова. Осн.з. они видели распространение знаний, искренность невежества воспитания и образования людей.
В эпоху Просв. возн. 2 основных идеи филослфии того времени.
1. Идея естественных прав человека
2. Теория общественного договора.
Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.
|
|
Ф. Гоббса:
- сделал объединение 2-х методов познания – индукции и дедукции;
- создал концепцию «общественного договора»: *человек явл. эгоистом; * гос-во должно обеспечивать человека природными правами человека; * человек составляет условный договор с обществом; * позволено все, что не запрещено;
- «знание – это сила»;
- «война всех против всех».
Ф. Дж. Локка:
- человек при рождении – табула расса – «Чистая доска» - отвержение врожденных знаний;
- основатель теории англ. системы воспитания (физ-ра, интеллектуальное, моральное и тд)
- источники знаний: *ощущения, кот. дают нам простые идеи (белое, овальное, сладкое и тд); *рефлексия – деятельность ума, направленная на сопоставление и обобщение простых идей и образование на их основе «сложных идей»;
Ф.Ж-Ж Руссо:
- написал трактат «Об общественном договоре», кот. начинает словами: "Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!";
- утверждал, в отличии от Гоббса, что в "естественном состоянии" не только не было "войны всех против всех", но в отношениях между людьми господствовали дружба и гармония;
- современная ему цивилизации - цивилизации неравенства;
- различал 2 вида неравенства: *физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., *политическое, выражающееся в различных привилегиях.
|
|
- сторонник естественного права;
- его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны.
Немецкая классическая философия. Философские воззрения И. Канта.
Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, "душой" культуры.
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо.
3. Все представители НКФ относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, н-р, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику.
|
|
4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
В деятельности Канта 3 периода:
1. Докритический:
- наиболее известный труд – «Универсальная природная история и теория неба»;
- разработал космогоническую гипотезу – солнечная система явл. продуктом постепенного охлаждения газовой туманности;
- считал, что Луна влияет на Землю;
- теория про происхождения расы.
2. Критический:
- появление 3-х трудов, кот. начинаются со слова «Критика..»;
- познание и знания человека – это результат человеческой активности;
- создает научную картину познания: процесс познания – деятельность;
- источниками знания явл. чувства, через кот. реальность дается нам как материал для знания и познания;
- благодаря человеческому сознанию появляется синтез знаний, наши навыки, осуществление которых – опыт;
- человеческие знания строятся «сверху, а не снизу», без действий разума и рассудка познавательный опыт невозможен;
3. Антропологический:
- рассматриваются этические, эстетические и социологические идеи;
- в сфере морали считал необходимым равенство всех человеческих умов как суверенных факторов сознательного выбора поведения;
|
|
- основа развития общества – прир. потребность человека;
- распределение власти должен быть на: *воспитательная (законодательная); *исполнительная; *судебная;
- в обществе сущ. вещественные и личностные отношение, когда все используют друг друга;
- религия – это предмет не знания, а веры.
Вывод: человек не может рассматриваться как средство достижения цели, даже благородной.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 698; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!