Основные подходы к концептуализации гражданского общества: M-концепция и L-концепция.



 

Гражданское общество характеризует всю сово­купность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощаю­щую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое по­нятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской само­деятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.

Чарльз Тейлор предлагает рассматривать развитие концепции гражданского общества с точки зрения двух направлений. Первое направление, по мнению Тэйлора, связано с именем Джона Локка и предполагает, что общество до появления политики и государства живёт по естественным законам. В этом обществе уже есть и право, и мораль. Государство возникает лишь для того, чтобы гарантировать порядок, то есть выполнять минимальные функции, а гражданское общество в этой связи приравнивается к политическому обществу.

Дж. Локком используется даже специальный термин 'политическое общество', который шире понятия 'государство', поскольку английский политический мыслитель' включает в него все виды добровольных союзов и соглашений людей при выборе своих способов и форм правления

К L-традиции Тэйлор отнес кроме Локка многих других авторов англо-американской либеральной мысли. Сюда попали такие теоретики, как Адам Фергюсон - автор первого специального исследования "Опыт истории гражданского общества" (1767), Адам Смит - автор фундаментальной "Теории нравственных чувств" (1759), заложившей основы более позднего и лучше нам известного исследования "О богатстве народов", радикальный мыслитель американской революции Томас Пейн с его теорией минимального государства и другие

Для L-традиции важна концепция естественного состояния, в которой уже заложены все основные черты той совокупности разнообразнейших форм жизни, которую более поздние англо-американские теоретики будут называть "гражданским обществом".

То есть, по сути, гражданское или политическое общество является своеобразной предпосылкой образования государства, а, следовательно, они не находятся в вечном конфликте.

 

 

С другой стороны, существует так называемая M-традиция, берущая своё начало в трудах Шарля Монтескьё. Основное отличие М-традиции от L-традиции заключается в том, что в М-традиции присутствует сильное централизованное государство. Общество в этом случае подвержено угрозе развития государственного деспотизма, вмешательства государства в их частную жизнь, поэтому проект гражданского общества сводится к построению переходных органов, структур, опосредующих отношения между индивидом и государством.

 

Несмотря на то, что L-традиция и М-традиция исходят из различных предпосылок, при осмыслении гражданского общества их следует рассматривать в комплексе, что блестяще продемонстрировал Гегель в своём труде "Философия права". Синтез Гегеля – рассмотрение гражданского общества в качестве одной из составляющих триады семья – гражданское общество – государство, отражающей развитие этической жизни. Гегель, однако, воспринимает гражданское общество негативно, называя его "государством нужды и рассудка". Только с возникновением государства всеобщего интереса – нравственного целого и подчиняющегося власти разума – снимаются все негативные проявления гражданского общества, которое Гегелем воспринимается в духе corps intermediares. Безусловным заслугой Гегеля является то, что он наметил чёткое разделение понятий "гражданское общество" и "государство".

Ф.Теннис об «общности» и «обществе».

Важнейшая работа Тенниса — «Общность и общество» (1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, Теннис подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия.

Таким образом, концепция Тенниса – волюнтаристская. Воля в его понимании формирует и поддерживает конкретные социальные преобразования, дает начало двум возможным типам социальных отношений – общине (гемейншафт) и обществу (гессельшафт).

Община формируется посредством сущностной (органической) и инстинктивной воли, ее признаки: социальные отношения родства, обычаи и традиции, семейное право, форма организации деревня, обмена – земля.

Общество формируется избирательной и рассудочной волей, признаки – опосредованные контакты, экономический обмен, город, контрактное право, деньги.

Община и общество у Тенниса были сконструированы в виде идеальных психосоциальных типов социальных отношений, располагающихся в иерархии. Он построил их в ходе анализа реальных типов – родовых и соседских общин, коллективов и др.

В строгом смысле Теннис был, по сути, продолжателем L концепции в понимании гражданского общества. Он разграничивает гражданское общество и государство и мыслит общество как некую систему коллективных интересов граждан, которые они реализуют посредством объединения гражданского капитала и образования «социальной республики».

Государство она мыслит как средство для достижения своих целей, т. е. в первую очередь как орган защиты ее личности и собственности, в том числе духовной собственности, высоко ценимой и почитаемой ее носителями.

Государство – это лишь форма организации общества, объединения его ресурсов.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 854; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!