Проблема бытия в истории философии: монистические, дуалистические и плюралистические концепции



Исходным пунктом размышлений о сущем является проблема существования. Дать строго логическое определение категории существования, по-видимому, нельзя, ибо среди множества понятий, созданных человеком, невозможно найти более общее родовое понятие, под которое можно было бы подвести категорию существования. Можно привести ряд синонимов таких, как «наличие», «данность», «обнаруживаемость». Эта категория дана субъекту через опыт и является результатом эмпирического обобщения. С ее помощью он способен мыслить все, с чем сталкивается в опыте. Содержание этой категории есть результат предельного абстрагирования от того «что», «как», «где» и «когда» существует, в ней фиксируется элементарный присутствия в мире.

В настоящее время проблема существования приобрела особую актуальность в связи с изучением микро- и мегамира, которые никогда не смогут оказаться в поле нашего непосредственного «макроскопического» опыта. Отношение к ним субъекта будет зависеть от теоретических (логических) средств, в том числе и от определенной трактовки категории существования.

Следующий шаг в размышлениях о сущем связан с категорией бытия. Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное, специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором определённых свойств. В категории бытия существование предмета мыслится более конкретно, потому что в содержании этой категории фиксируются определенные признаки существования. Так, живой организм являет собой органическую форму бытия, подчиняющуюся биологическим законам. Способ его обнаружения в мире именно как живой формы бытия состоит в том, что, взаимодействуя со средой, он стремится воспроизвести некоторую меру внутреннего неравновесного состояния, в то время как неорганические формы бытия стремятся к равновесному состоянию.

 

Понятия материального и идеального в философском материализме и идеализме

Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего, выделяют материальное бытие и идеальное бытие, являющиеся самыми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т. е. внутри и благодаря сознанию человека. Любой вид материального бытия обладает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют: природные неорганические (звезды, планеты, горы и т. д.), природные органические (биологические виды), социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека и т. д.), искусственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека).

В последние два десятилетия XX века благодаря развитию информационных технологий появилась новая форма бытия — виртуальная реальность. Этот вид бытия синтезирует в себе свойства многих других. Так, например, виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, так как ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем она обладает свойствами субъективно-идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, не говоря уж о том, что ее актуализация, т. е. наличное существование для данного субъекта определяется им же.

Многообразные формы бытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, кроме одного — различия рода и вида, целого и части, абсолютного и относительного. Эта форма бытия выражается категорией мира. Мир (мироздание, универсум) есть единая, целостная, завершенная совокупность всевозможных форм бытия. Он заключает в себе всю реальность, без каких-либо исключений. Из этого определения вытекает ряд особенностей данной категории. Она представляет собой отвлечение: 1) от всех качественных различий форм бытия; 2) от пространственно-временных отношений, в пределах которых существуют формы бытия; 3) от гносеологического статуса (познано или нет) той или иной формы бытия.

В понятии «мир» мы мыслим и то, что нами познано, и то, чего мы еще не знаем. В этом смысле мир является предметом только философского познания, осуществляющегося в рамках определенной философской системы. Из такого понимания мира вытекает тезис о его единственности и единстве, интерпретация которого зависит от того или иного философского решения проблемы субстанции.

Открытие категории бытия принадлежит представителям элейской школы (VI - V вв. до н. э.), которые считали, что бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. Их современник Демокрит (ок. 460 - ок. 370 гг. до н. э.) полагал в качестве бытия бесконечную совокупность атомов. Платон (ок. 427 — ок. 347 гг. до н. э.) объявил, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи. Последующее развитие философии породило различные варианты качественной трактовки бытия. Все многообразие этих трактовок сводится к трем главным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической и субъективно-идеалистической.

Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания. Для материализма категория бытия обозначает движущуюся материи.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Бытие в объективном идеализме служит исходным пунктом для развертывания целой системы понятий, отображающих иерархию форм бытия во всей ее сложности и конкретности.

В третьей концепции бытия — субъективно-идеалистической — бытие отождествляется с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать — это значит быть воспринимаемым. То, что мы обычно видим и считаем реально существующим, в действительности столь же нереально, как и образы на киноэкране, которые лишь проецируются на него, но сами по себе не существуют. Для Бога сознание человека представляет собой как раз такой экран, на который он проецирует всю совокупность образов, которую человек принимает за реальность. Пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т. е. обладает бытием. Как только он перестает его воспринимать, он утрачивает свое бытие и перестает существовать.

Дальнейшее исследование проблемы сущего порождает категорию субстанции. Бытие предполагает не только существование, но и его причину. Другими словами, бытие есть единство существования и сущности. В понятии субстанции как раз и выражается сущностная сторона бытия. Термин «субстанция» происходит от латинского substantia — сущность, то, что лежит в основе. Субстанция есть самодостаточное, самодетерминированное существование. Другими словами, субстанция — это объективная реальность, мыслимая в аспекте ее внутреннего единства, взятого в отношении противоположности ко всем бесконечно многообразным формам ее проявления («бытие в себе-и-для-себя-необходимое» у Гегеля, реальность, являющаяся «причиной самой себя» у Спинозы). Иначе говоря, она представляет собой предельное основание, к которому сводятся все конечные формы бытия.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!