Историко-культурные предпосылки возникновения философии
Экзамен по философии
Мировоззрение и его структура (в тетради)
Мировоззрение — это общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение — исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира.
Мировоззрение формируется не только философией, но в процессе взаимодействии всех форм общественного сознания – науки, политики, права, религии, искусства, морали. Однако целостный и завершенный вид мировоззрению придает только философия, которая объединяет, обобщает все мировоззренческие установки, принципы и ценности человека и общества и выражает их в теоретической форме.
Мировоззрение существует на двух уровнях: чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности, и рациональном как миропонимание. Мировоззрение на рациональном уровне предполагает теоретическое познание и объяснение законов развития объективного мира.
|
|
Структура мировоззрения отражает структуру сознания:
- чувственно-эмоциональный компонент;
- рациональный компонент;
- волевой компонент;
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
Мировоззренческие установки первобытного общества, до возникновения философии, были представлены в мифах. В процессе разрушения первобытного мифологического мировоззрения возникла религия.
Религиозное мировоззрение было основано на вере в существование сверхъестественного бытия. Мифы и религия не ушли в прошлое, они сопутствовали человечеству на всех последующих этапах истории и существуют сейчас. Существенным признаком религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное, философия же опирается на логические умозаключения и доказательства в своих попытках объяснить сущность и законы бытия. Там, где окончательного разделения философии и религии не произошло, развитие философской мысли замедлилось и остановилось на уровне так называемой предфилософии, не завершившись возникновением собственно философских учений. Так было в Древнем Египте и Месопотамии.
Разновидностью мифов являются социальные утопии как представления об идеальном обществе, государстве, социально-политической системе и т. д. Утопии не связаны с научными представлениями об обществе и истории, и реформирование общества на основе утопических идей лишено исторической перспективы.
|
|
В современном обществе можно выявить различные виды, формы и типы мировоззрения: материалистическое, идеалистическое, научное, религиозное, нигилистическое и др. По своей социальной роли они могут быть отнесены к прогрессивным, способствующим социальному и духовному прогрессу, утилитарным, связанным с обыденной, повседневной жизнью, и реакционным, ведущим к деградации и разрушению общества и культуры.
Содержание мировоззрения определяется практическими результатами деятельности людей. Мировоззрение неразрывно связано с практикой. Если мировоззрение неадекватно отражает объективную действительность, то требуется его корректировка. Постиндустриальное общество нуждается в гуманистическом, научном мировоззрении, опирающемся на современную научную картину мира и учитывающем весь совокупный духовный опыт человечества. Такое мировоззрение может стать основанием творческой, созидательной деятельности и противостоять разрушительным тенденциям в духовной жизни современного общества.
|
|
Выдающийся мыслитель XVII в Р. Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют. В этом суждении отмечена культурная ценность философской мысли. Переход от дикости и варварства к цивилизации был ознаменован развитием теоретических знаний и возникновением теоретической формы мировоззрения – философии. В отличие от миросозерцания теоретическое мировоззрение не может опираться на чувственное и интуитивное постижение мира. Оно нуждается в рациональном понимании природы, в ее осмыслении с помощью системы абстрактных понятий. Такими понятиями и стали первые философские категории.
Итак, философия — это предельно обобщенное, теоретическое мировоззрение. Она отличается и от религиозного и от научного способов постижения действительности. Философское мировоззрение - это совокупность фундаментальных идей о сущности человека, мира и отношений человека с миром. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в окружающей действительности, принимать осознанные решения, рационально мотивировать свои поступки, действовать эффективно и целенаправленно. Философия позволяет предельно широко, в соответствии с особенностями и ценностями той или иной культуры воспринимать и интерпретировать все происходящие в мире события.
|
|
Избрав мудрость в качестве предмета своего мышления, античные философы сформулировали проблему познания сущности мира как единого целого. На чем основано бытие природы и ее многообразие? Какое место занимает человек в мире и что он может ожидать от мировых событий? С этих вопросов и началось развитие философии.
Историко-культурные предпосылки возникновения философии
Философия — один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.
Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.
Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света — на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции — набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.
Человек в этот период становится настоящей личностью — одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.
Философия зародилась в очагах цивилизации:
— Древней Индии;
— Древнем Китае;
— Древней Греции;
— Древнем Риме.
Родоначальниками философии принято считать:
— Лао-цзы (Китай);
— Кун-цзы (Китай);
— Даниил (Палестина);
— Фалес (Древняя Греция);
— Анаксимен (Древняя Греция);
— Анаксимандр (Древняя Греция).
Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.
Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:
— от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;
— с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.
Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.
Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.
В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.
Важнейшие качества человека для древней философии: знания, справедливость, добродетель.
С самого начала в философии были заложены основы гуманизма — учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.
Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости. Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.
Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).
Предмет философии
Греческое слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». Овладение философским мышлением позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, она имеет вполне практический смысл. Ее назначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять стратегические цели и направление деятельности.
Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом. Переход к новому уровню философского мышления всегда являлся подготовкой глубоких социальных и политических перемен.
При самом общем взгляде на мир предметы и явления, которые он в себе заключает, подразделяются на материальные и идеальные. Этот наиболее общий подход к определению их сущности составляет содержание основного вопроса философии. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, духом и природой, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: Что является первичным — сознание или материя? Познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два идейных лагеря: материалистов и идеалистов. Материалисты исходят из первичности материального бытия и вторичности идеальных процессов, считают мир познаваемым, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира. В истории философии существовали и в настоящее время существует также большое количество философских школ, представители которых занимают промежуточную позицию между материализмом и идеализмом, эклектически объединяя элементы того и другого направления.
Материалистов и идеалистов разделяет также вопрос и об источниках философского знания. Его решение возможно лишь на основе общественно-исторической и повседневной практики людей, которая постоянно доказывает объективное существование внешнего мира и возможность его познания. Научные открытия всегда являлись подтверждением материалистических взглядов, теоретической основой практической деятельности людей. В настоящее время материалистическую линию продолжает так называемая научная философия, а идеализм представлен такими философскими течениями, как экзистенциализм, постпозитивизм, герменевтика, неотомизм и другими. В последние десятилетия на Западе возник постмодернизм как идеология, обобщающая и включающая в себя многие идеалистические течения.
Смена форм материализма и идеализма исторически происходила в результате перехода самого общества на качественно новые уровни развития, возрастания роли науки в общественной жизни, расширения сферы общественно-исторической практики.
Содержание предмета философии формировалось исторически в зависимости от уровня развития общества и данных научных исследований: от натурфилософии Древнего общества, когда существовало единое естественно-философское знание о мире, через натурфилософию эпохи Возрождения и периода Нового времени в условиях постепенного выделения из нее специальных областей знания, к современной философии. В этот период предметом философии становится изучение наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, а сама она выступает не только как учение о бытии с его центральной проблемой человека, но и методологией научного познания и практической деятельности. В качественно новой исторической форме в настоящее время материалистическую линию продолжает современная философия. Объектом ее изучения является окружающий мир как многомерная и многоуровневая система, для характеристики которой большое значение имеют категории устойчивости, перехода, сложности, вероятности, неопределенности, выбора, самоорганизации и др., отражающие статистический, нелинейный характер его состояния и развития. Новое содержание философского мышления в настоящее время определяется также возрастанием объемов разумной деятельности человека, возникновением искусственного интеллекта, возможностью сознательного управления все большим количеством природных и социальных процессов.
Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции. Важнейшей из них является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в единую систему, которая называется философской картиной мира. Методологическая функцияфилософии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований и практической деятельности людей, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире. Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире. Социально-коммуникативная функция позволяет использовать философские знания в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует сознание личности, социальных групп, общества в целом. Все функции философии взаимосвязаны и преимущественное проявление какой-либо из них связано с ориентированностью человека и общества на решение определенных задач, конкретными целевыми установками теоретической и практической деятельности. Эти функции проявляются по-разному в различных философских учениях, и результат их реализации для общества может быть как позитивным, так и отрицательным.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!