Структура философского знания (в тетради)
С момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания начала определяться и структура философского знания. Уже в период Древнего общества достаточно четко обозначились такие ее структурные элементы как онтология— учение о бытии, гносеология— учение о познании, диалектика — учение о развитии, социальная философия - учение об обществе, логика, этика, эстетика, история философии. В процессе развития философии сформировались такие структурные элементы философского знания как учение о методах и формах научного познания, философия культуры, философия науки, философия техники и др. В настоящее время философская теория — это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Она раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным фактором в его существовании. На первый план она выдвигает проблемы духовного мира личности, смысла жизни, сущности человеческого бытия, сознания и нравственности.
Роль философии в культуре личности и общества.
В философии как теоретическом мировоззрении систематизируются, изучаются, обосновываются и оцениваются мировоззренческие установки, принципы и ценности, существующие в обществе. Гегель: «Философия – теоретическое самопознание эпохи».
|
|
История философии представляет собой обзор всех известных человечеству способов постановки и решения мировоззренческих проблем.
История философии позволяет на теоретическом уровне проследить и изучить объективный, закономерный, поступательный процесс развития и смены различных форм и типов мировоззрения и предвидеть перспективы духовной эволюции человечества.
Изучение философии способствует формированию свободного и осознанного отношения человека к собственному мировоззренческому выбору, а также формированию «открытого сознания».
«открытое сознание» - это сознание, способное принимать иные точки зрения, мировоззренческие принципы и иную культуру.
Роль философии в культуре личности и общества
Социальная философия рассматривает проблемы развития человека и общества в их диалектической взаимосвязанности и взаимообусловленности. Философские проблемы личности включают в себя: определение личности; формы взаимозависимости личного и социального самоопределения; тенденции и перспективы изменения личности и общества, анализ основных подходов к ее изучению, существующих в истории философии.
|
|
Слово «личность» имеет общий корень со словом «личина» - маска. Это значение подчеркивает социальную обусловленность природы человека и определение его через место или роль в социуме. Позже в содержание понятия личности включается представление о человеческой индивидуальности. Слово «индивид» первоначально имело исключительно биологический смысл и обозначало отдельную «особь» как представителя биологического вида.
Процесс социализации условно можно разделить на личностное, внутреннее самоопределение и ответ на вопрос: «кто я такой?» и внешнее социальное самоопределение через поиск своего места в социальной реальности.
Социализация протекает в течение всей жизни человека и тесно связана с возрастными жизненными циклами. Она включает в себя усвоение социальных правил, самоопределение и самоутверждение в социальной реальности, в превращение из объекта социальной защиты и воспитания в субъект социального действия и творца социальных отношений.
Можно утверждать, что общество определяется типом или типами личности, его составляющими или им культивируемыми, и так же личность определяется характером общества, в котором развивается. Понятие социальной идентичности отражает тот факт, что каждая личность, во-первых, осознаёт свое место в социальной реальности, соответствующее полу, возрасту, статусу, возможностям и способностям, во-вторых, она имеет представление, сформированное через соответствующие социальные институты, о задачах, которые ей придется решать на этом месте. Социальная самоидентификация осуществляется в процессе приобщения к социальной группе.
|
|
Личность и общество рассматриваются в социальной философии как диалектические противоположности. В современном обществе главной проблемой личности остается поиск самоидентичности в возрастающем многообразии социальной жизни. Важной проблемой общества является создание социальных институтов, обеспечивающих гармонию процессов индивидуализации и социализации личности.
Родовыми характеристиками человека являются разум, труд, творчество, свобода и ответственность. Диалектика свободы и ответственности создает пространство выбора для личности, через которое она реализует свою индивидуальность. Реализация человека связана с теми возможностями, которые предоставляет ему социальная система. В связи с этим актуальна проблема прав и свобод личности. Свобода личности неразрывно связана со справедливостью, т. е. распределением материальных и духовных благ, прав и свобод в зависимости от реального или потенциального вклада в общественное развитие. Следует различать социальный и нравственный смысл понятий «свобода» и «справедливость».
|
|
Можно перечислить основные признаки современного понимания свободы:
1. Свобода личности предполагает свободу других личностей и обеспечивается ею.
2. Свобода гарантируется правом, которое ограничивает принцип насилия принципом справедливости и свободой воли человека. Государство стремится получить разумное, правовое обоснование и, таким образом, вынуждено отказываться от произвола и насилия. Постепенно формируется правовое государство, в котором законы имеют одинаковую силу для всех, а необходимое в некоторых случаях применение насилия регулируется законом.
3. Права свободного человека реализуются в обществе, которое обеспечивает изъявление его воли. Общество, в котором каждый человек в зависимости от уровня политической зрелости и аргументированности притязаний на власть может рассчитывать на признание, называется демократическим.
Свобода личности неразрывно связана с ответственностью за последствия свободного выбора. Свобода и ответственность личности проявляются во всех сферах жизни общества.
Признаком гражданского общества является особый характер власти, специфика которой состоит в том, что она выражает волю самих индивидов, а не их коллективных суррогатов. Наиболее адекватной формой ее выражения служит непосредственная, а не представительная демократия, воплощенная в системе многочисленных объединений, организаций и ассоциаций, действующих в разных сферах общественной жизни. Механизм распределения власти в гражданском обществе основывается на личной и общественной инициативе индивидов, на их поддержке и доверии. Власть не выделяется из гражданского общества, а имманентно присуща ему, составляет его неотъемлемый компонент. Она выступает не как власть силы, а как власть авторитета, подкрепленного общечеловеческими принципами. Специфическими являются и функции власти в гражданском обществе, основное назначение которых состоит в том, чтобы защитить социальные права и интересы индивидов, создать необходимые условия для самореализации личности.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!