Вопрос№47.проблеманаправленностиисторическогопроцессаиегодетерминация.



Историческийпроцесс—этосовокупностьвсехобщественныхотношений,вкоторыхнаходитсячеловек.Онживет,работает,создаетматериальныеидуховныеценности.Поэтомусмыслисториипредполагаетанализэтихотношенийподугломзренияихизмененияиразвития.Проблематикасмыслаисторииохватываетдеятельностьлюдей,творящихсобственнуюисториюиинтересующихсянаправленностьюееразвития.Раскрытиесмыслаисторииозначаетраскрытиеимманентнойлогикиисторическогопроцесса.Крометого,понятиесмыслаисториипредполагаетчувствосоциальнойответственностикаждогочленаобщества,необходимостьосознаниясвоегоместаисвоейроливданныхобстоятельствах,общностьпереживаниязабудущеечеловечества.Безусловно,прианализенаправленностиисторическогопроцессанельзяигнорироватьвопросыисторическогопознания,таккакэтотпроцесснепрерывен,внемпрошлоеинастоящеенеразрывносвязаны,иадекватноезнаниеонастоящемможнополучитьлишьприучетеопытапрошлыхпоколений.Такимобразом,спектрпроблем,охваченныхпонятиемсмыслаистории,довольноширок.Главноежеприизучениисмыслаистории—этовыяснениенаправленностиразвитияобщества,анализтехвопросов,откоторыхзависитсудьбамировойцивилизации.Ивсякийразосмыслениеисториипроисходитвсвязисвозникновениемтруднейшихисложнейшихпроблемвходеразвитиячеловеческогообщества.Так,вэпохуВозрожденияосмыслениеисторическогопроцессапроисходилочерезпризмучеловека,егоместависторическом,поле.ВНовоевремясмыслисториирассматриваетсячерезрациональноеобъяснениеразвитиясоциумаповосходящейлинии.Философияисторииэтойэпохи,какправило,движимадухомромантизмаиверойвнеограниченныйпрогрессчеловечества.Внастоящеевремяанализсмыслаисториисвязансизучениемпланетарногомышления,суниверсализациейценностей,срешениемглобальныхпроблемсовременности.IJ>Мыживемвсложную*трудную,полнуюпротиворечийэпоху.Этаэпоха,можносказать,представляетсобойпереломнійэтапвисториичеловечества,,когдавстал.вопрособудущемземной,цивилизации,когдасвободныйчеловекощущаетсвоюнесвободуотприродныхи.социальныхсил,когдасознаниеегоразорваноипотеряныидеалы.Поэтомувнашевремявопросыосмыслеистории,оеенаправленностииимманентнойлогике,оролипознанияпрошлогоисамосознаниянародов,являющихсяодновременноиактерами,изрителямисобственнойистории,которуюонитворятикотораявместестемразвиваетсячасто»независимоотних,сноваприобрелиактуальностьизлободневность.

Детерминация(от.лат.determinare-определять)-этопроцессопределениясутиоднихявленийчерездругие.Основызнанийодетерминациибылизаложенывмировойфилософииещесдревнейшихвремен.Учениеовсеобщейвзаимосвязиявлений(детерминизм)означало,чтовсеявления(вт.ч.исоциальные)вприродеиобществевзаимосвязаны,ничтовмиренепроисходитсамопосебе,каждоеизявлений,будучиследствиемкакого-либодругогоявления,приэтомвыступаетвролипричинытретьегоявленияилиусловиядлячетвертогоит.д.Приэтомвданномпроцессеотносительносоциальныхявленийнетфатальнойпредрасположенности,неизбежности:детерминизмпризнаетзаобществомизаотдельнойличностьювозможностьповлиятьнаходсобытий,изменитьего,избежатьнегативныхпоследствийилисмягчитьих.ВпериодСредневековьявевропейскойфилософиигосподствовалт.н.механистическийдетерминизм,которыйкакразотрицалвышеуказаннуюрольличности,низведяличностькдеталимеханизмаобщества.Сразвитиемженауки,механистическийдетерминизмушелвисторию,будучивытесненнымдетерминизмомдиалектическим.

Противоположностьюдетерминизмувфилософииявляетсяиндетерминизм-учениеопринципиальнойнепознаваемостиявлений,оналичиивысшейзлойидобройволи,подкоторойпонималисьвразноевремялибоБожественнаясила,либоастральная,либоидеологическая:Индетерминистскиевоззрениявотдельныхслучаяхвстречаютсяи.сегодня,,нокакого-либосущественногонаучногозначенияонинеимеют.Чтокасаетсякатегорий,применяемыхдляописаниядетерминации,тоонитрадиционны.Этопричина-явление,порождающеедругоеявление;условие-явление,непорождающееследствие,нопорождающееегопричинуилиспособствующееегопоявлению;следствие-искомоеявление,порожденноепричинойприпомощиусловий;детерминанты-вышеуказанныепричиныиусловия



Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!