Вопрос№37.Проблемапознаваемостимира.Знаниеивера.Развитиеконцепциипознаваниявисториифилософии.



Познание—процессцеленаправленногоактивногоотображениядействительностивсознаниичеловека.

Вопрос,надкоторымвекамибиласьнеуемнаямысльчеловека,-каквозможнопознание,познаваемлимирвпринципе.Иэтонечистосхоластическийвопрос.Всамомделе,Вселеннаябесконечна,ачеловекконечен,ивграницахегоконечногоопытаневозможнопознаниетого,чтобесконечно.Этотвопроснеотвязнопреследовалфилософскуюмысльвсамыхразныхформах.Впопыткеответитьнанегочеткообозначилисьтриосновныелинии:реализм,скептицизмиагностицизм.Вобычномпониманиирационализм–это«трезвостьума»,«рассудительность»,т.е.способностьчеловекавсвоейобыденнойжизниипознавательнойпрактикерассуждатьтрезво,выходяповозможностииз-подвластичувств,эмоций,размышлять,взвешиваявсе«за»и«против»,стремитьсякобоснованиюсвоихутвержденийипоступков.Вфилософииподрационализмомпонимаюттакжеособоенаправлениевтеориипознания,противоположноеэмпиризму.Приэтомчувственное(эмпирическое)познание(ощущение,восприятие,представление)илиотрицается,илижерассматриваетсякакнесовершенное,недающееистинногознаниялишьразум,интеллект,помнению,способендатьдостоверноезнание,котороеноситвсеобщий,необходимый,авероятный(случайный)характер.Дляобоснованиясовейточкизрениярационалистывыдвигалиучениеотакназываемыхврожденныхидеях(Декарт,Лейбниц),илиучениеобаприорных(апостеорииаприори),существующихвмышлениичеловекадовсякогоопытавформахзнания(Кант).Диалектическийматериализмотвергаетодносторонностьрационализма.Познание–этонеразрывноеединстворационального(разумного)ичувственногомоментов.Врешениивопросаопознаваемостимирасуществуютпозиции-антиподы:точкезренияпознавательногооптимизмапротивостоятболеепессимистическиесистемывзглядов–скептицизмиагностицизм.

Каквсякиепротивоположности,знаниеиверанемогутсуществоватьпоотдельности.Чтобымынеделали,онивместеприсутствуютвлюбомнашемпоступкеидажевкаждоймысли.Чтобыверитьвочто-то,необходимотакилииначезнатьпредмет,вкоторыйтыверишь.Всвоюочередь,знаниевсегданачинаетсясположений,принимаемыхнаверубезвсякогодоказательства,спостулатовиаксиом.

Всредневековойфилософскоймысливопрососоотношенииверыизнаниябылоднимизважнейших.ПриоритетверынадзнаниемотстаивалАвгустинидругиепредставителипатристики,азнаниянадверой-схоластики(например,ФомаАквинский).ВэпохуПросвещенияиНовоговремениистиннымисточникомзнанийпровозглашалсяразум,аневера.Внемецкойклассическойфилософии,например,уКантаможновстретитьотделениеверырелигиознойотлюбойдругой,котораявстречаетсяивнауке.Современнаяфилософия(позитивизм,неопозитивизм)преимущественнобазируетсянанаучномидеалезнаний,хотяврядетечений(экзистенциализм,феноменологияидр.)встречаютсямыслители,отстаивающиеприоритетверы,какспособапонимания,надзнанием.Проблемавзаимодействияверыизнания,религииинаукидосихпоростаетсяоткрытойиактуальнойвсвязисявлением«парадигмальногокризиса»научногомышления.Важнейшимразделомфилософииявляетсягносеология-теорияпознания.Висториифилософииполучилиразвитиедвеконцепциипознания:эмпирическая,согласнокоторой,всезнанияпроистекаютизопыта(Бэкон,Локк),ощущения-единственныйисточникнашихзнанийомире(сенсуализм);рационалистическая,согласнокоторой,познающийсубъектнакладываетнапоступающуюоторгановчувствинформациюаприорные(доопытные)идеиисхемы(Декарт,Лейбниц,Кант).
Этиконцепцииоснованынажесткомпротивопоставлениисубъектаиобъектапознания.Всовременнойфилософиитакогопротивопоставлениянет.

Вопрос№38.Структурапознавательногопроцесса.Основныеформычувственногоирациональногопознания.Практика.Творчество.Структурапознавательногопроцессаопределяетсистемууровнейиэлементовсознания,посредствомкоторыхосуществляетсяпознавательнаядеятельностьсубъекта.Конкретизируяработумышлениякактакового,этиструктурныеэлементыпредставленывовсехформахпознания(обыденно-практическом,мифологическом,религиозном,художественном,философском,научном).Вструктурепознавательногопроцессапринятовыделятьдваосновныхуровня:чувственныйирациональный.Чувственноепознаниехарактеризуется:а)непосредственнымхарактеромотражения,возникающеговрезультатевоздействиявнешнихпредметовнанашиорганычувств;б)индивидуальноймножественностьюиконкретностью,обусловленнойзависимостьюкакотвнешнихобстоятельств,такиотсостоянияорганизма;в)фиксациейвнешних,поверхностных(феноменальных)характеристикобъектавформечувственныхобразов.Вкачествеосновныхэлементовчувственногопознаниявыступаютощущение,восприятиеипредставление.Рациональноепознаниеотличается:а)постижениемсущностных(ноуменальных)свойствизаконовдействительности,отраженныхвсознаниивформеабстрактно-идеальныхконцептов;б)универсально-всеобщейприродойидеального,заданногонауровненеиндивидуального,аобщественногосознания;в)опосредованностьюязыкомикультурнойтрадицией.Элементамирациональногопознанияявляютсяпонятие,суждениеиумозаключение.Практика-этоматериальная,чувствннопредметнаяцеленаправленнаядеятельностьлюдей,имеющаясвоимсодержаниемосвоениеипреобразовпририсоциальныхобъектовисоставляющаявсеобщуюоснову,движсилуразвитиячеловобществаипознания.Подпрпреждевсегоразумеютнетолькоинестолькодеятотдельногочел,сколькосовокупнуюдеят,опытвсегочеловечествавегоисторразвитии..Какпосодержтакипоформепрактиканоситобщхарактер.Соврпрактикаестьр-твсемирнойистории.Практикавключаетвсебятакиемоментыкакцель,потребность,мотив,отдельныедействия,движения,акты,предмет,накотнаправленадеятельность,средствадостижцелиир-тдеятельности.Основнымивидамипрактявлматериально-произвдеятлюдейисоциально-преобразующаядеятельностьмасс.(социальная,духовная,политическаясферы).Естественнонаучныйэксперимент-этоособыйвидпрактики.ТВОРЧЕСТВО—деятельностьобщества,социальныхгрупп,классов,отдельныхличностей,входекоторойсоздаетсяновое,никогдаранеенесуществовавшее.Творчество—этосозиданиеновоговинтересахсоциальногопрогресса,возрастаниястепенисвободычеловека,гуманизацииобщественныхотношений,обеспечивающихвсестороннее,гармоническоеразвитиеличности.Творчестводиалектическипротиворечиво,оно—единстворепродуктивнойипродуктивнойдеятельности.Опираясьнасозданноепредшествующимипоколениями,человеквходепостановкиирешенияпроблемсозидаетновое.Существуютмногочисленныефилософскиеконцепции,пытающиесяобъяснитьтворчество.Одниусматриваютеговсвободной,ничемнеобусловленной,произвольнойактивностичеловека,другиесвязываютсдеятельностьюБога,творящегомирприродыисамогочеловека.Творчествонередкоотождествляютснравственным,эстетическимсовершенствованиемчеловека,вдругихслучаях—сразвитиемнауки.Кчислуфакторов,обусловливающихтворчество,относятлибосоциальные,либоприродно-биологическиеусловия.Внекоторыхтеорияхакцентделаетсянаобщественнуюприроду,виных—наличностно-индивидуальнуюсторонутворчества.Творчествопроявляетсявразличныхформах:научной,художественной,производственно-технической,политическойит.д.Егоосновусоставляетпредметно-практическаядеятельностьлюдей,целесообразнопреобразующихокружающиймир.Важнейшаясфераприложениятворческойдеятельностичеловека.—общество,осуществлениеисторическойдеятельности.Втворчествечеловекразвиваетисамогосебя,формируетсебякакцелостнуюличность,соединяющуювсебеипрактическое,идуховно-нравственноесовершенствование.Важнейшаяобластьсовременноготворчества—научнаядеятельность.Наосноверазвитиянаучногознаниячеловекспособенкреализациисвоихтворческихпотенцийвовсехдругихвидахдеятельности.Творчествовнастоящеевремяпонимаетсявпервуюочередькакпродуктивнаядеятельность.Главнаяхарактеристикапродуктивнойдеятельности–этопроизводствонового,арепродуктивной–повторениеизвестного.

Вопрос №40. Понятие науки. Специфика научного познания.Наука– общественная познавательная деятельность, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. (Авторы как бы вернулись на привычные для них марксистско-ленинские позиции, но не верь глазам своим).Комплекс значений понятия «наука»:- система знаний (факты, зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки);- производство знаний (создание мира теоретических образов);- социальный институт (система специальных учреждений: академии наук, научно-исследовательские институты, вузы, лаборатории и т.д.).Основные функции науки:- культурно-мировоззренческая;- непосредственной производительной силы;- социальной силы (направляет и организует почти все виды человеческой деятельности).Специфика научного познания постигается при сравнении с повседневным (обыденным) познанием. По субъекту: в повседневности кто угодно познает – в науке профессионал. По объекту: там обыденное знание приобретается – здесь законы действительности и даже прозревание будущего. По способу: в быту познают ненарочно – в науке целенаправленно, экспериментируя, осмысливая с помощью спецязыка. По результату: вне науки банальности – а в ней якобы всегда нечто новое и глубокое.Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия? 1. У науки свой, особый набор объектов познания в отличие от познания обыденного. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов, что вовсе не свойственно обыденному познанию.2. Научное познание требует выработки особых языков науки.3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.4. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.5. Наконец, отличны в науке и обыденном познании и способы обоснования истинности знаний. Можно сказать, что наука - это и итог познания мира.


Вопрос№39.познаниекакпостижениеистины.Концепцииистинывисториифилософии.Цельюпроцессапознанияявляетсяпознаниеистины,тоестьполучениеистинныхзнанийомире.Одничтосчитатьистиной?Висториифилософиисуществуютразличныеобразныеподходыкопределениюистины.Вантичности,например,вученияхСократа,Платона,Аристотеляистиннымзпаниемсчиталосьзнаниеобщихпонятий,тоестьумениевидетьразнообразнымипроявлениямиреальностиихобщийфундаментизначальноеединство.ВсредневековойхристианскойфилософииистинуВЯделивБоге,вегоОткровении.Вмарксистскойфилософииосновнымихарактеристиками.истиныявляются:объективность:-истинанезависитотиндивидуальныхпредпочтенийчеловека;процессуальность:-Г.Гегельподметил,чтоистина-этонерезультат,апроцесс,какипознаниеестьнерезультат,абесконечныйпроцесс;диалектичность:
-истинаестьединствоотносительнойиабсолютнойистин;конкретность:-небываетабстрактныхистин;социальностьиисторичность:-небываетвечныхистин;вкаждуюисторическуюэпохугосподствуютсвоиистины;практикавыступаетважнейшимкритериемистины.Всовременнойфилософииможновыделитьследующиеподходыкистине:
1.Классическая(традиционная,соответствия)концепцияистиныкаксоответствиязнанийдействительностибылавпервыесформулированавантичнойфилософииПлатономиАристотелем.ЕесторонникамивисториифилософииявляютсяФ.Бэкон,Б.Спиноза,Д.Дидро,К.А.Гельвеций,П.Д.Гольбахидр.Согласноконцепциисоответствия,понятиеистиныпринадлежитсферечеловеческогосознания,анесфереобъективнойреальности.Вдействительностифактымогутиметьместоилинеимеютместа,ноонинемогутбытьистиннымиилиложными.Истиннымиявляютсячеловеческиесуждения,описывающиефактыреальностиисоответствующиедействительности.Суждение«снегбел»истинно,еслиснегдействительнобел;суждение«идетдождь»ложно,еслидождьнеидет.2.Когерентнаяконцепцияистины.Подкогерентностьюпонимаютсцеплениеинепротиворечивостьсуждений.Концепциякогерентностиистинынеотменяет,аобогащаетконцепцию
Соответствия.Элементыданногоподходаможнообнаружитьвантичнойфилософии.Например,ПарменидиЗенон,придерживаяськлассическойконцепцииистиныкаксоответствиядействительности,полагали,чтоэтосоответствиеможетбудостоверенонепутемнаблюдений,алишьпутемустановивнепротиворечивостизнаний.ИногдаксторонникамданнойконцепциипричисляютИ.Канта.СточкизренияИ.Канта,шествуетвзаимнаясогласованность,единствочувственнологического,которыеиопределяютсодержаниеистины.3.Прагматическаяконцепцияистиныкакполезности.Сточкизренияпрагматизма,человеческиезнаниянапрямуюнезависятотпрактическойдеятельностиивлияютнапоследующиедействия,даютимнаправления,указываютсредства,ведущиедостижениюнамеченнойцели.Согласнопрагматизму,полезноенеявляетсякритериемистины,тоестьнельзяутверждать,чтознания,обладающиесвойствамиполезности,одновременнооказываютсясоответствующимиреальности.4.Марксистскаяконцепцияистины,появившаясявсрединеXIXвека,неотменяет,ауглубляетклассическуюисториюистины.Длямарксизмаистинаобъективна,представляетдиалектическоеединствоотносительнойиабсолютнойистиныисторична,социальна,имеетклассовыйхарактеридолжнапроверятьсянапрактике.5.ОнтологическаяконцепцияистиныбылапредложеннаянемецкимфилософомXXвекаМартиномХайдеггером.Сеготочкизрения,истинанаходитсяневсуждениях,авсамомбытии.6.Экзистенциальнаяконцепцияистины.Истинарассматриваетсякакпсихологическоесостояниечеловека.Истиннымявляетсято,чтозначимодлячеловека,пережитоиосознано,экзистенциальноважно.7.Плюралистическаяконцепция,сторонникамикоторойвыступаютФ.Ницшеифилософияпостмодернизма,полагает,чтоабсолютнойистинынесуществует,истинаотносительна.

Вопрос№41.Структуранаучногознания.Методологиянаучногоисследования.Уровниструктурынаучногознанияотличаютсяспецификойметодов,методологией.Метод–совокупностьправил,приемовиспособовпознанияипреобразованиядействительности.Методологиянауки–системавсехметодов.Основныеуровниструктурынаучногознания:-эмпирический:постижениевнешних(эмпирических)фактовизависимостейчерезнаблюдение(прямоеикосвенное),сравнение(непосредственноеиопосредованное),измерение(прямоеикосвенное),эксперимент(натуральный,модельный,поисковый,проверочный),описание;-теоретический:выявлениевнутреннихисущественныхсвязей(законов)ипроблем,созданиегипотезитеорийпосредствоммысленногоэксперимента,идеализации,формализации(формул,графиковит.п.),восхожденияотабстрактногокконкретному(тоестьсборкаабстрактно-исчерпывающегообразавсегоивсяизегожеабстрактныхчерт),аксиоматики(постулаты,аксиомы),гипотетико-дедукции(проверкидедуктивныхвыводов),историко-логическихисследований(логикапроцесса,эволюции);-метатеоретический:установлениеобщиххарактеристикобъектов(предметныйаспект)испособовихпознания(рефлексивныйаспект),такимобразомсоздаютсякартинымира,идеалыинормынауки,философскиеоснованиянауки–ивсеэточерезотраслевуюифилософскуюрефлексию.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!