Вопрос№32.Понятиеличности.Рольсоциализации,образования,коммуникациивстановленииличности.



Вкачествеединичногопредставителячеловеческогородачеловекрассматриваетсякакиндивид.Индивид–этовсегдаодинизмногих.Этопонятиеневключаетвсебябиологическихисоциальныхособенностейчеловека.Говоряобособенностяхчеловека,употребляютпонятие«индивидуальность».Индивидуальность–этохарактеристикаособенности,неповторимостикаждогоконкретногочеловека,человеческойличности.Приэтомличностьпонимаетсякакотпечатоктехобщественныхотношений,вкоторыечеловеквступаетнапротяжениивсейсвоейжизни.Процессформированияличностиназывается«социализация».Личностьимеетсложнуюструктуру.Личностьрассматриваетсякакиндивидуальноевыражениеценностей,идеалов,нормданногоконкретногообщества.Личностьформируетсявконкретнойисторическойситуации,впроцессеобщенияивзаимодействиясдругимилюдьми.Существуютразныеподходыкизучениюличностичеловека:психологический,социологическийидр.Вфилософииличностьизучаетсявеецелостности.Философияпытаетсясочетатьразнообразныеподходыкизучениюличности.Этимзанимаетсяспециальнаяфилософскаядисциплина–антропология.Проблемаличностивфилософии–этовопрососущностичеловека,егоместевмире,егосоциальномпредназначениикактворцаистории.Важнойхарактеристикойличностиявляетсяегонравственно-духовнаясущность.Чемярчевыраженыучеловекаинтеллектуальность,нравственностьиволевыекачества,темярчеизначительнеесамаличность.Личностьтакогочеловекаориентировананаобщечеловеческиеценности,насвободноесамовыражение,творчество,добро.Сущностьпроцессасоциализацииличности:усвоениесоциальногоопыта,преобразованиееговсобственныеценности,установки,ориентации,воспроизведениесоциальногоопытачерездеятельностьвсистемесоциальныхсвязейиотношений.
Сферысоциализацииличности:деятельность,общение,самосознание.Периодысоциализацииличностивдеятельности:подготовительный
(знакомствососферойдеятельности,ориентировкавней,корректировкаиуяснениесмысловыхаспектовдеятельности);определениецентральнойсферыдеятельностиисоподчинениеейдругихсфер;ролевойпериод(освоениеиосмыслениесоциальныхролей).Процессобразованияпредполагаетприобщениекбазовымцен­ностямкультурыиобъединяетвсебеобучениеивоспитание.Результатомдолжнобытьформированиесмысловойсферы,обра­щеннойвнутрьсубъектапознанияивлияющейнаегожизнен­нуюпозицию,мировоззрение,убеждения,поведенческийисо­циальныйвыбор.Формированиесовре­менноготипаличности-передачатехилииныхзнаний,ноикакинтегративныйпроцессобработки,«возделывания»,«окультуривания»личностиучащегося.Внемприсутствуюткомпонентыобучения,трансля­циитрадиций,компонента,предполагающаяразвитиетворчес­койипоисковойдеятельности.Образованиеявляетсяосновойтраекториикарьерыличности.Онооткрываетпутидальнейшегопрофессиональногоростаиразвития.Социальныйстатусчеловекатакжеопределяетсяобразованием.Положениевобщественеможетневолноватьличность.Образованиеспособствуетвозможностисознательнорегулироватьилиизменятьэтоположение.


Вопрос№33.Жизнь,смертьибессмертиевдуховномопытечеловека.Проблемасмыслажизни.

Человекавсегдаинтересовалапроблемажизниисмерти.Чтобудетпослесмерти?Есливсеумрутраноилипоздно,токаковсмыслжитьвообще?Ведьблагородноилиподложилчеловек-смертьвсеобесценивает.Благодарясознанию,человекможетвыходитьзарамкиналичногобытия,представлятьбудущее.Нашесознаниепротивитсясмерти.Человекхочетпродлитьсвоебытие.Религияговорит,чтоумираеттолькотело,адушавечна.Поэтомуестьсмыслжитьправедно,намнебезразлично,чтобудетпослесмерти.Религия,такимобразом,ищетсмыслжизнивнежизни.Материалистынепризнаютбессмертиядуши.Онисчитают,чточеловекоставляетпослесебясвоидела,воплощаетсебявпостроенныхздания,созданныхтеориях,простовпамятиблизких.Естьсмыслжитьблагородно,ибоважно,чтомывносимвжизнь.Откаждогозависитбудущее.Смыслжизнивсамойжизни,анезаеепределами.Большоевниманиепроблемежизниисмертиуделялиэкзистенциалисты.Хайдеггервыдвигаетидеючеловекаживущего,действующего,переживающего.ЭтоиотличаетучениеХайдеггераот«классического»субъективизма,длякоторогосубъектестьсубъектпреждевсегопознающий,творящийизсебямир,аужепотомживущий.Создаваясвоюоригинальнуютеориюсмерти,Хайдеггеротмечает,чтоосновная«задача»смертикакэкзистенциала—раскрытьсуществованиюегособственноебытиевсобственныхвозможностях.Вонтологическомсмыслезадачасмерти—создатьбытиетаким,какимонодолжнобыть.Вцелом,интерпретируясмерть,Хайдеггервыступаетсагностическихпозиций,отрицаявсякуювозможностьпознаниязагробнойжизни.Смерть«начинается»срождениемчеловекаисопровождаетеговсюжизнь.«Смертьестьфеноменжизни».Тоестьсмертьопределяетжизнь.Существованиеконечно.Окончаниебытия-в-миреестьсмерть.Несмотрянавсеусилияудержатьсуществование,смертьоказываетсясильнее.Смертьвырываетсуществованиеизповседневности.Впредстояниисвоейсмертичеловеквсегдаодин.Бытие-в-миреоставляетчеловека«наедине»ссамимсобой.Рассмотревсмертькакосновнуюпричинуодиночества,необходиморассмотретьееиподдругимаспектом,какпричину«страхасмерти».Человеккакбывсевремяумирает.Страхвыражаетпребываниесуществованиявсвоейконечности.Такимобразом,страхсмертиестьсоставляющаячеловеческогобытия.Рассматриваемаяконцепциясформироваласьв20-хгодахXXвека.ДляЕвропыэтобылодалеконелучшеевремя.Назревалпервыйсерьезныйобщественныйкризис.Основныеценностичеловеческогобытия,ранееказавшиесянезыблемыми,рушилисьодназадругой.Отношениямеждулюдьмивсеболеемеханизировались,человектерялсвоюсамостоятельность,становилсявинтикомогромногомеханизма.Этипроцессынемоглиненайтиотражениявобщественномсознании.Вновь,какивначаленашейэры,встаютвопросыоличности,ееотношениикдругимиксамойсебе,толькорешаютсяониужепо-иному.ОднимизвыразителейэпохисталХайдеггер.ХристианинвсегдаодинпередлицомБога,этойвсемогущейинеизбежнойсилы.В«Бытиеивремя»Хайдеггеручит,чтосмерть—единственноевжизни,чегонельзяпередать,—тоестьчеловек,поставивсебявотношениексмерти,отделяетотсебядругих,остаетсяодин.Да,человексмертен.Ноонможетжитьтак,какеслибыонбылбессмертен,анепоприсказке«посленасхотьпотоп».Вэтоммужествоивеличиечеловека.Американскийфилософ20векаТиллихговорито«мужествебыть»,т.е.противостоятьстрахусмерти,жить«вопреки»-вопрекистраху,отчаянию,болезнямит.п.Вэтомдостоинствочеловека.
Вопрос№34.Проблемасознаниявфилософиииосновныетрадицииееосмыслениявклассическойипостклассическойфилософии.

Сознание–сложноемногогранноеявление,поэтому,чтобыотразитьеговсесторонне,требуетсянеодно,амногоразныхопределений.Приведемнекоторые.Сознание–способностьвыделятьсебявокружающеммире,разделять«Я»и«не-Я».Гегель:«Сознаниеесть,соднойстороны,осознаниепредмета,асдругойстороны,осознаниесамогосебя».

Сознаниесубъективныйобразобъективногомира.Сознаниеявляетсяфундаментальнымпонятиемфилософии.Познатьсознаниетрудно,ибоононесуществуеткаквещь,егонельзяпотрогать,понюхатьит.д.–вотличиеотматерииононедановощущениях,сознаниеидеально.Сознаниенебываетвнечеловекаивэтомсмыслесознаниевсегдасубъективнопоформесвоегосуществования,хотяотражаетобъективнуюреальностьипосодержаниюсознаниеобъективно.Познаеммысознаниеанализируяформыегопроявления:речь,поступки,результатыдеятельности.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!