Вопрос№7.становлениефилософиивкультурахдревнеговостока(индиииКитая)



ПервыесведенияофилософииДревнегомиравосходяткконцутысячелетиядон.э.кгосударствамБлижнегоВостока-ВавилонуиЕгипту.ФилософскиевоззрениянаВостоке(какинаЗападе)сталискладыватьсянатойступениистории,культуры,когдавсвязисразвитиемобщественныхотношенийначалсянеобратимыйпроцессразложениясознания,господствовавшеговродовомираннемклассовомобществе.Виндийскойфилософиипервымделомотмечаютеерелигиозныйхарактер:Ведическийканон(вцентре«Ригведа»XIVв.дон.э.)иУпанишады(якобыкомментариикведам).
Базовыекатегории:Брахман(абсолютносовершенное),Атман(совершенныйдух),Пракрити(природа),сансара(течениеизменчивойжизни),карма(судьба-воздаяние),дхарма(долг),мокша-нирвана(освобождениеотсуетного).(Внимание:никогданельзязабывать,чтовсетерминывиндийскойфилософииочень-оченьтуманныимногозначны.)
Здесьглавнаяпроблема–достижениевечного(нетленного)черезизбавлениеотпреходящего.Разныешколыпредлагаютсвоипутииметодырешенияэтойпроблемы.
Существенныеособенности:психологизм(виртуализация),традиционализм,обращениеквнутреннемуопыту,философствованиерадиспасения.
Формированиефилософскихшкол–VI-Vвекадон.э.Сначалапоявилисьнеортодоксальные(отрицающиенепогрешимостьведибрахмановиапеллирующиекмассам),аимвответортодоксальные,приверженныетрадиционнымканонам.
3неортодоксальныешколы:буддизм(спасениеотстраданийчерезвосьмеричныйпутьизбавленияотжеланий),джайнизм(времяотвремениприходятучителя-спасатели–джины),локаята(естьтолькоэтотмир–иминасладимся).
6ортодоксальныхшкол:вайшешика-ньяя(мокшачерезвнутреннеесовершенствование),санкхья-йога(мокшачерезтелесныеупражнения-позы),веданта-миманса(мокшачерезритуалы).
Вкитайскойфилософиивыпячиваетсясветскийхарактерсгосударственническимуклоном.Центральныефигурыучительичиновник.Подробныеправилаповедения(ритуалыикодексы)–какпутьправеднойжизни,вселенскойгармониитемного(инь)исветлого(ян)начал.
Основойвсехученийобъявлена«Книгаперемен»,где64гексаграммы(шестизначника),составленныхиз«инь»и«ян»,обозначаютвсефундаментальныеявлениямирасего.
Особенности:вместоотвлеченныхсистемприкладныеиафористичныеправилаповедения-поучения.Крометого,стабильностьпоставленапревышевсего.ЗарождениефилософскихшколКитая(период100школ)вVI-IIIвв.дон.э.
Конфуцианство(соIIвекадон.э.официальнаягосидеология)созданоКонфуцием(551-479гг.дон.э.).Конфуцианствовидитпутькгармониивсоблюдениикаждымподробныхправилэтикета:хорошоделайсвоеинелезьвчужое.
Даосизм(основательЛао-цзы)–тольконедеяниепозволяетГармониисамоосуществиться.Путь(Дао)самсебяпрокладывает,еслиемунемешать.
Легизм:справедливыеистрогиезаконы,поощрениеинаказание–вотсредствадостижениягармонии.


Вопрос№8.Характердревнегреческойкультурыиособенностиантичной

Вдревнегреческойкультуреразличаютнесколькопериодов:
-1-крито-микенский,3-2тыс.дон.э.;

-2-гомеровский,11-9вв.дон.э.;
-3-архаический,8-6вв.дон.э.;

-4-классический,5-4вв.дон.э.;

-5-эллинистический,4-1вв.дон.э..Началоформы

Древнегреческаякультуранапротяжениивсегосвоегосуществованияносиламифологическийхарактер.

УжевVIII-VIIвв.дон.э.впоэмахГомера—«Илиада»и«Одиссея»,атакжеГесиода—«Теогония»и«Трудыидни»,этасистемаприобретаеттотзаконченныйвид,вкоторомстановитсяосновойвсегоантичногомировоззрения.
Сюжетымифовсталиосновойгреческогоклассическогоискусства.МифыилегендыЭллады,наосновекоторыхразви-валосьгреческоеискусство,совсемпо-другому,нежелимифы,возникшиевдругихстранах,изображаличеловекавборьбезагосподствонадприродой.
Главнымиобластямигреческойкультурыстановятсяфилософияиискусство.ПервыйдревнегреческийфилософФалесМилетскийсталискатьответневдеянияхбогов,авлогическомобобщениифактов(Фалесприходитквыводуотом,чтопервоосновойвсехвещейявляетсявода).вДревнейГрецииразвиваютсяиначальныеформынаучныхзнанийвобластиастрономии,математики,медицины.ВершинойгреческойфилософиисталиученияПлатонаиАристотеля,длякоторыххарактерныпервыепопыткиобъединениявединуюсистемувсехпредставленийомире,обществе,человеке,истине,добреикрасоте.Греческоеискусстворазвивалосьподвлияниемтрёхоченьразныхкультурныхнаправлений:Эгейского,дорийского,завоевательного(рожденноговолнойсеверо-дорийскогонашествия),восточного,принесшеговмолодуюЭлладуобразцыхудожественноготворчестваЕгиптаиМесопотамии.Основнымивидамигреческогоискусствабыли:архитектура,скульптура,керамикаиискусствовазописи,живопись,театридр.АрхитектураискульптурасоставляливДревнейГрецииединоеорганическоецелое.АрхитектураГрециибыла,преждевсего,храмовой.СлаваАфиннеразрывносвязанысименемвождяафинскойдемократии—Перикла.ИменноПериклотстраиваетАфинскийакрополь(акрополемназывалиукреплённуючастьдревнегреческогогорода,котораястроиласьнасамомвысокомместе).ВансамбльархитектурныхсооруженийАфинскогоакрополяклассическогопериодавходилиследующиеархитектурныепамятники:Парфенон,посвященныйзаместительницегородаАфин—АфинеПарфенос(АфинеДеве);храмНикиАптерос(БескрылойПобеды);храмЭрехтейон(421-406гг.дон.э.).
Особенностиантичнойфилософскойтрадиции.Спецификагреческойфилософиипоотношениюкдругимфилософскимтрадициямзаключается,преждевсего,впредельнойипостояннойсаморефлексии.Длягреческогофилософапрактическиотсутствоваливнешниеавторитеты.Самоочевиднымибылипринципы:«негарантированности»знания,неангажированностифилософскогознаниярелигией(мифом)иадминистративнойвластью.Открытостьдлярациональнойкритики,любознательность(аристотелевскаяфраза–«философияначинаетсясудивления»)–создалиусловиядлянедогматической,постоянноразвивающейсяпродуктивнойтеоретическойформыинтеллектуальногоосвоениямира,чтоспособствовалоипрактическомупреображениюпознанногомира.То,чтосегодняназываютглобализацией,тоестьпостоянноеуправляемоерасширениеираспространениетехнологических,экономических,научных,политических,социальныхевро-атлантическихстандартов,являетсярезультатомразвёртыванияпринциповгреческойтеоретической(философской,научнойиполитической)мысливовремени.Достаточнохорошоизвестно,чтофилософскаямысльпочтиодновременнопоявиласьвтрёхотдалённыхрегионахдревнегомира:вИндии,КитаеиГреции.Однакоименногреческаяфилософскаятрадициявосновополагающихчертахипринципахосталасьнеизменнойисистемообразующейтакжедлямировойсовременнойполитической,социальнойикультурологическойтеоретическойдеятельности.Мистические,символическиеэлементыфилософиииморально-этическиекачествафилософавесьмасущественныисегоднядляиндийскойикитайскойфилософскойтрадиции.Европейскаяфилософияпринялаиусилилагреческуюинтеллектуальнуютрадицию.Историчность,рациональностьидистанцированностьтеориииморальногодискурсаотличностисамогофилософа–неотъемлемыепринципызападнойфилософииДревнегреческая(античная)философиявсвоемразвитиипрошлачетыреосновныхэтапа.•демократический—VII—Vвв.дон.э.;•классический(сократический)-серединаV-конецIVвв.дон.э.;•эллинистический-конецIV-IIвв.дон.э.;•римский-Iв.дон.э.-Vв.н.э.
2.Кдосократическомупериодуотноситсядеятельностьтакна­зываемыхфилософов-"досократиков":
•милетскойшколы—"физиков"(Фалеса,Анаксимандра,Анак­симена);•ГераклитаЭфесского;•элейскойшколы;•атомистов(Демокрита,Левкиппа);•некоторыхиныхфилософов.
Основныепроблемы,которымизанимались"досократики":объяснениеявленийприроды,сущностиКосмоса,окружающегомира,поискипервоначалавсегосущего.Методфилософствования—декларированиесобственныхвзглядов,превращениеихвдогму.Классический(сократический)период—времярасцветадревнегре­ческойфилософии(совпавшеесрасцветомдревнегреческогополиса).Кданномуэтапуотносятся:•философско-просветительскаядеятельностьсофистов;•философияСократа;•зарождение"сократических"школ;•философияПлатона;•философияАристотеля.Философысократического(классического)периодатакжепыталисьобъяснитьсущностьприродыиКосмоса,однакосде­лалиэтоглубже"досократиков":Дляэллинистическогопериодахарактерно:•распространениеантиобщественнойфилософиикиников;•зарождениестоическогонаправленияфилософии;•деятельность"сократических"философскихшкол:


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!