Вопрос№20.особенностиразвитияиосновныепроблемырусскойфилософии



Русскаяфилософия—феноменмировойфилософскоймысли.Еефеноменальностьзаключаетсявтом,чторусскаяфило­софияразвиваласьисключительноавтономно,самостоятельно,независимоотевропейскойимировойфилософии,ненаходи­ласьподвлияниеммногочисленныхфилософскихнаправленийЗапада—эмпиризма,рационализма,идеализмаидр.Втожевремярусскуюфилософиюотличаютглубина,всесторонность,достаточноспецифическийкругисследуемыхпроблем,поройнепонятныхдляЗапада.Начальныйпериодстановлениярусскойфилософии–XI–XVIIвв.,егоназываютпо-разному:древнерусскаяфилософия,русскаясредневековаяфилософия,философиядопетровскогопериода.Основнаячертаэтогопериода–отсутствиесамостоятельногостатусаивплетенностьвтканьрелигиозногомировоззренияВторойпериодразвитиярусскойфилософииначинаетсясXVIIIв.Дваосновныхвзаимосвязанныхфактора,подвлияниемкоторыхразвиваетсянетолькофилософия,ноивсядуховнаякультураэтоговремени:–процессевропеизацииРоссии,связанныйсреформамиПетраВеликого;–секуляризацияобщественнойжизни.Вэтовремяфилософияотходитотсхоластическихобразовистановитсясвободнойотцеркви.ПервымисторонникаминаучногознанияифилософииНовоговременинаРусибыли:–М.В.Ломоносов;–А.Н.Радищев;–ФеофанПрокопович;–В.Н.Татищев;–А.Д.Кантемиридр.Ломоносов(1711-1765)положилначаломатериалистическойтрадиции.Онвыступалсматериалистическихпозиций,но,какивсематериалистытоговремени,понималматериютольковкачествевещества.ФилософияЛомоносованоситсекуляризованный,антиклерикальныйхарактер,ондовольнорезкокритикуетцерковьиневежествопопов.Новтожевремяонстремитсяпримиритьестественно-научноеитеологическоеобъяснениемираинеотвергаетБога-творца.АлександрНиколаевичРадищев(1749–1802),какиЛомоносов,хорошозналзападнуюфилософию,втомчислеифранцузскийматериализм.ПослепубликациизнаменитогопроизведенияРадищева«ПутешествиеизПетербургавМоскву»,вкоторомонбеспощаднообличаеткрепостничествоисамодержавие,онстановитсяпервымрусскимфилософом,которыйпровозгласилидеючеловечностиневлонерелигиознойфилософии,авкачествеосновногостержнясекуляризированной,светскойобщественноймысли.

СамостоятельноефилософскоетворчествовРоссииначинаетсявXIXв.,которыйявляетсятретьимэтапомразвитиярусскойфилософии.Первым,ктоначалсамостоятельноефилософскоетворчествовРоссии,былПетрЯковлевичЧаадаев(1794–1856).Своимыслионизложилвзнаменитых«Философическихписьмах».ОсновнымвученииЧаадаевабылифилософиячеловекаифилософияистории.СледомзаЧаадаевымпоявляютсядванаправления,противоположныевпониманиисмыслаизначениярусскойидеи:–славянофилы(заложилиосновурусскойрелигиознойфилософиивторойполовиныXIXв.–западники(критиковалицерковьитяготеликматериализму).Вконце60–начале70-хгг.XIXв.вРоссиипоявляетсямировоззрениенародничества.Егоосновнойидеейбыложеланиеприйтиксоциализму,минуякапитализм,ипризнаниесамобытностипутиразвитияРоссии.Продолжателямиславянофильствав60-70-егг.явилисьпочвенники,идеяихфилософии–национальнаяпочвакакосновасоциальногоидуховногоразвитияРоссии.Следующийэтап(конецXIX–перваяполовинаXXвв.)русскойфилософиисвязансвозникновениемфилософскихсистем.ОсновныминаправлениямирусскойфилософииXIXв.являлись:•декабристскаяфилософия;•философиязападниковиславянофилов;•философияЧаадаева;•политическаяфилософияконсерваторов(монархистов),либераловиреволюционныхдемократов;•философскиесистемыписателейФ.М.ДостоевскогоиЛ.Н.Тол­стого;

Характернымичертамирусскойфилософииявляются:•сильнаяподверженностьрелигиозномувлиянию,особенноправославиюиязычеству;•специфическаяформавыраженияфилософскихмыслей—художественноетворчество,литературнаякритика,публици­стика,искусство,"эзоповязык"(чтообъясняетсяполитиче­скойнесвободойижесткойцензурой);•целостность,стремлениепочтивсехфилософовзаниматьсянеотдельнойпроблематикой,авсемкомплексомактуальныхпроблем;•большаярольпроблемморалиинравственности;•широкоераспространениевмассах,понятностьпростомународу.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!