Вопрос№6.социально-историческиеикультурныепредпосылкивозникновенияфилософии.



Вопрос№1Мировоззрение:егопонятиеиструктура.Историческиетипымировоззрения.

Мировоззрение–системавзглядовнамир,начеловекаиегоместовэтоммире.Ононоситобщественно-историческийхарактер.

Структурамировоззрения:Познавательныйкомпонент:

а)мироощущение–этообобщениеэмоциональногоопыта(исходяизсвоегоопыта,кто-тождетотжизниоднихнеприятностейивсегданасторожён,акто-то–наоборот)-чувственнаяступеньпознания.

б)миропонимание–этообобщениеинтеллектуальногоопыта,т.е.нашизнания(обыденныеинаучные)-рациональнаяступеньпознания.

Ценностныйкомпонент(системаценностей).

Ценности–этосложныеоценки,содержащиеипознавательныйиэмоциональныйкомпоненты.Ценностисуществуютвформеубеждений,идеалов,смыслажизниит.п.Бываютматериальныеидуховныеценности.Высшиеценности–нравственныеценности.

Ценностиизнанияявляютсяосновойдляформулированиянамицелейдеятельности.Деятельностныйкомпонент.Человек–существодеятельностное.Трудсделалчеловекачеловеком.Безтрудачеловекнеможетвыжить.Деятельностьчеловека(каксоциальногосущества)регулируетсязнаниямииценностями(нокакбиологическоесущество,мычто-тоделаемиинстинктивно).Результатыдеятельностипозволяютобогатитьнашизнанияисовершенствоватьсистемунашихценностей(сегоднянамважно,ценноодно,азавтра–другое).

Итак,всекомпонентымировоззрениявзаимосвязаны,влияютдругнадруга.

Функциимировоззрения:-познавательная–даеткартинумира;-оценочная;

-методологическая;-социокультурная(объединяетколлектив).

Историческиетипымировоззрения.1.Мифологическийтипхарактерененпервобытномуобществу.Абстрактноемышлениеиразумтолькоразвиваются,поэтомудоминируетнаглядно-образноеотражениемира.Основныечерты:анимизм(одушевлениепредметовиявлений),атропорморфизация(приписываниепредметамчеловеческихсвойств.Например:солнцевсходит,ветердует,океанволнуется),неразличалиматериальноеиидеальное,реальностьифантазию,приобъясненииявленийнеискалипричин,объяснениепроисходитпоаналогии(наэтойосновевозникаетмагия).Исовременныйчеловекможетсоздаватьсвоимифы.2.Религиозныйтипвозникаетспереходомкклассовомуобществусформированиемгосударства.Происходитудвоениемираназемнойипотусторонний.Всознаниивычленяютсявераиразум.Вераценится,признаетсявышеразума.Характеренавторитаризм–объяснениепроисходитсоссылкойнаавторитеты;догматизм,символизм,приписываниепредметамиявлениямвысшихиликаких-тоиныхсмыслов(когдапредметпревращаетсявсимвол).3.Философскийтипмировоззренияопираетсянанауку,философиякритична,кактипмировоззрениядаетцелостнуюобобщеннуюкартинумира.Приэтомпытаетсявыявитьпредельныеоснованиясуществующего.Найтинекуюпервооснову,первопричинумира.Фалес(древнийгреческийфилософ)ввелпонятие«субстанция»(суб-под),дляобозначенияпервопричинымира.

Усовременногочеловекамировоззрениевключаетвсебяэлементывсех3-хтиповмировоззрения,носдоминированиемкакого-тоодного.


Вопрос№2рольфилософиявсистемекультуры.

Философияявляетсятеоретическимфундаментомкультурыивтожесамоевремя-ее,культуры,наивысшимосознаннымвыражением.НеслучайноГегель,азанимиКарлМарксназывалифилософию"цветкомкультурынации".

Философия,конечно,входитвсоставкультуры,самаявляетсяэлементомкультуры,новтожевремявыполняетвней,вкультуре,рольдрожжей,которыесвоимброжениемподготавливаютизтестанациональныхдуховныхэлементовгодныйдлявыпечкииупотребленияхлебыкультуры-произведенияискусства,научныеоткрытия,моральныекодексыивседругое,чтослужитдуховнойпищейчеловечеству.

Вфилософиираскрываютсяобщезначимые(природныеисоциальные)условиятворческойдеятельностичеловека,который«обрабатывает»,совершенствуетдействительность,авместеснейисвоюсобственнуюприроду,своиинтеллектуальные,нравственныеиэстетическиепотенции.Таккультурапроявляетсебякакспособфункционированиясущностныхсилличности.

Развитиекультурынаходитсявпрямойсвязисосвобождениемчеловекаотприроднойзависимости,егопорабощениягосударством,обществом,собственнымипороками.ФУНКЦИИФИЛОСОФИИ:--Мировоззренческаяфункцияфилософиисостоитвееспособностидаватькартинумиравцелом,объединятьданныенаук,искусств,практик.--Гуманистическаяфункцияфилософиитакжепроявляетсяоченьярко,реализуетсяонавпредельновнимательномотношениикчеловеку.Хорошаяфилософиянасквозьпроникнуталюбовьюклюдям,человеческомудостоинству.-Практическаяфункцияфилософиисостоит,преждевсего,веезаботеоблагелюдей.-Методологическаяфункцияфилософиисостоитвопределенииспособовдостижениякакой-либоцели,напримерэффективногоконструированиянаучногопознания,эстетическоготворчества,социальнойпрактики.Всоответствиисоспецификойфилософииречьидетотакихметодах,принципахдействия,которыеобладаютфундаментальным,анеузколокальнымзначением.Прогностическаяфункцияфилософиизаключаетсяввыдвижениигипотезобобщихтенденцияхразвитияматерииисознания,человекаимира.Приэтомстепеньвероятностипрогноза,естественно,будеттемвыше,чембольшефилософияопираетсянанауку.–Критическаяфункцияфилософии.Принцип«подвергайвсесомнению»,современантичностипроповедуемыймногимифилософами,какразисвидетельствуетоважностикритическогоподходаиналичияопределеннойдолискепсисапоотношениюксуществующемузнаниюисоциокультурнымценностям.-Аксиологическаяфункцияилиценностная.Любаяфилософскаясистемасодержитвсебемоментоценкиисследуемогообъектасточкизрениясамихразличныхценностей:социальных,нравственных,эстетических,идеологическихит.п.


Вопрос№3.Проблемноеполефилософии.ФормированиесистемысовременногофилософскогознанияВсепроблемыфилософиинаукиможноразделитьнатриподвида.Кпервымотносятсяпроблемы,векторнаправленностикоторыхотталкиваетсяотспецификифилософскогознания.Посколькуфилософиястремитсякуниверсальномупостижениюмираипознаниюегообщихпринципов,этиинтенциинаследуетифилософиянауки.Онарассматриваетнаукувееглубиннойсущностииподлинныхосновах.Здесьвполноймереиспользуетсяконцептуальныйаппаратфилософии.Приэтомпредполагаетсяналичиеопределенноймировоззренческойпозиции.Втораягруппапроблемвозникаетвнутрисамойнаукиинуждаетсявкомпетентномарбитре,вроликоторогооказываетсяфилософия.Этовосновномпроблемыпознавательнойдеятельности:теорияотражения,когнитивныепроцессыисобственно«философскиеподсказки»решенияпарадоксальныхпроблем.Ктретьейгруппеотносятпроблемывзаимодействиянаукиифилософиисучетомихфундаментальныхразличийинеразрывныхсвязейвовсехвозможныхплоскостях.Исследованияпоисториинаукипоказали,какуюогромнуюрольиграетфилософскоемировоззрениевразвитиинауки.Особеннозаметновлияниефилософиивэпохитакназываемыхнаучныхреволюций.Этовчастности:эпохавозникновенияантичнойматематикииастрономии;коперниканскийпереворот—рождениегелиоцентрическойсистемыКоперника;эпохастановленияклассическойнаучнойкартинымира,связаннаясфизикойГалилея–Ньютона;революционныйпериодвестествознаниинарубежеXIX–XXвв.Втакомразрезефилософиянаукивключаетвсебяэпистемологию,методологиюисоциологиюнаучногопознания,хотятакиеееграницыследуетрассматриватьнекакокончательные,акакимеющиетенденциюкуточнениюиизменению.Типологияпредставленийоприродефилософиинаукипредполагаетразличениетойилиинойееориентации,кпримеру,онтологическиориентированной(А.Уайтхед)илиметодологическиориентированнойфилософиинауки(критическийрационализмК.Поппера).
Структура:1.Историко-философскийраздел–содержитопределённуютрактовкувозникновенияиразвитияфилософиикакформыобщественногосознания,историюформированияеепредметаиспособовфилософствованиянаматериалеконкретныхнаиболееоригинальныхфилософскихшколитечений.2.Онтология–учениеобытиикакосновныхформахсуществованияприродной,социальнойидуховнойреальности,содержаниикатегориальнойсистемыинаиболееобщихзаконах,воспроизводящихееструктуруидинамику.3.Философскаяантропология–учениеочеловеческомбытии,очеловекекакносителесознанияисубъектетворческойпреобразующейдеятельности.4.Гносеология(теорияпознания)–разделф-ии,содержащийопределённуютрактовкупредпосылокисущности,возможностейипутейчеловеческогопознанияотношениязнаниякреальностииусловийегоистинности.5.Социальнаяф-я–разделф-ии,предметкоторогосоставляютструктура,законыфункционированияиразвитияобществакакцелостнойсаморазвивающейсясистемы.

Структурообразующимядромявляетсяонтология,котораяприсутствуетвовсехфилософскихсистемах.Основныенаправлениявсовременнойфилософии:-экзистенциализм(предметомявляетсяпроблемасуществованиячеловека);-феноменология(предметомявл-сясознание,егоструктура);-герменевтика(предметомявл-сяособенностисоциальногоигуманитарногопознания,точнее,проблемыпонимания);-неопозитивизм(философиянауки);-неотомизм(философиякатолическойцеркви);-философияэкологии;-философияпостмодернизмаидр


Вопрос№4.Спецификафилософскогомышлениязаключаетсявтом,что:

-оноимееточеньширокийуровеньобобщения(категории,принципы),чтовыходитзапределыбытияинебытия;-оноявляетсяформойчеловеческогосамоосмыслениясточкизрениячеловека,егожизненноговыбора;-философскоемышлениеможетобозначатьдействительностьнетакой,какаяонаесть,атакой,какойонадолжнабыть;-философскоемышлениевыступаетодновременнокакмышлениемореальности,такимышлениемосамомышление;-онооказываетсявзаимосвязанным,логическипоследовательным,аргументированнымиобоснованным;-приэтомфилософскоемышлениевсегдастараетсяпоставитьирешитьсудьбоносные,абстрактныепроблемычеловеческогобытия;-онопредставляетсобойрефлексиючеловека,тоестьвзгляднасебясостороны,сквозьпризмусвоихценностейиинтересовПриведенныечертыфилософскогомышлениярезюмируютсятем,чтоименновфилософиииспомощьюфилософиичеловекзаявляетосвоемжеланиивзятьнасебясамуюответственностьзасознательноерешениесвоейжизненнойвойсудьбыВэтомразумениифилософиявыступаеткакинтеллектуальноепросветлениесвоейжизненнойситуации,осмыслениестратегииитактикисвоейсамореализации.Основныетипыфилософскогомировоззрения.Можновыделитьразличныетипыфилософскихсистем,положиввихосновуразличныеоснованияклассификации.Поотношениюкнаучномузнаниюможновыделитьнатурфилософскийипозитивистскийтипымировоззрения(см.выше).Можетбытьрелигиозная,аможетбытьисветская,атеистическаяфилософиявзависимостиоттого,какрешаетсявтойилиинойфилософскойсистемевопрособожественномбытии.Возможнывариантыхудожественногофилософствования,подчассозримымипроявлениямииррационализма,какэтобылосвойственно,скажемФ.Ницше,и,наоборот,подчеркнуторационалистическиедоктринытипагегелевскойфилософскойсистемы.Вруслеонтологическихисканийможновыделитьидеалистическиеиматериалистическиефилософскиесистемывзависимостиотприродыначала,полагаемоговфундаментбытия.Попыткиизбегнутьжесткойконфронтациимеждуматериализмомиидеализмомприводяткдуалистическим,когдавосновемирапостулируетсяналичиедвухдиаметральнопротивоположныхначал(Р.Декарт),илипантеистическим,когдаматерияидухсливаютсявединойсубстанции(Б.Спиноза),философскимсистемам.Взависимостиотчисланачал,полагаемыхвосновусуществующего,могутбытьмонистические(одноначало),дуалистические(двапротивоположныхначала),иплюралистические(множествоначал)разновидностифилософскихсистем.Врусскойфилософиибылапредпринятапопыткасинтезироватьпозитивныеэлементымонистического,пантеистическогоидуалистическогоонтологическогоподходовврамкахконцепциимонодуализма(С.Н.Булгаков,С.Л.Франк,С.Я.Грот),когдадвапротивоположныхначала(дуализм)образуютнерасторжимоеединство(монизм)инуждаютсядругвдругедлясвоегоорганическогопроявления.Вовзглядахнаприродуихарактерсвязеймировогоцелогоможновыделитьдетерминизм,признающийзакономернуюупорядоченностьсущегоииндетерминизмразныхвидов,гдеэтаупорядоченностьподвергаетсясомнению.


Вопрос№5.взаимосвязьфилософииинаукиискусстваморалиирелигии

Значениефилософиивсистемекультурыявляетсяследствиемеефункций.Этоможнопроследитьчерезвыявлениевзаимоотношенияфилософиистакимисферамикультурыкакнаука,политика,искусство,религия.Философияинаука.Несмотрянато,чтофилософияпредставляетсобойобластьтеоретическогознаниявстрогомсмыслесловаставитьееводинрядсдругиминаукаминельзя.Философиюинаукусближаетизучениезаконов,атакжестремлениекпознаниюистины.Обеиспользуютрациональныйспособпознаниямираипринципыеготеоретическогоописания.Однако,дажесамаявысокоразвитаянаука(напр.современнаяфизика),обладающаяогромнымитеоретическимпотенциалом,включающаявсебясамостоятельныенауки–всежеостаетсячастнойнаукой.Еепредмет–конкретнаяобластьдействительности.Философиякакужебылорассмотреноисследуетмиркакцелое.Крометого,формируяобщеемировоззрениетойилиинойэпохифилософиявыступаеткакведущийисторическийтип,втовремякакнауки,вместевзятыеучаствуютвданномпроцессе.Научноезнаниевосновесвоейстремитьсяклогичностииаксиоматичности,кнепротиворечивости,втовремякаквфилософиипротиворечие,нарядусантиномичностью(двапротиворечащих,ноодинаковообоснованныхсуждения)одноизосновныхпонятий.Наука–этовомногомколлективныйпроцессдостиженияистины,афилософиявомногомнесетнасебепечатьличностиеесоздателя,чтосближаетеесискусством.Оценкаиценностноезначениевфилософиинеменееважны,чемистина.Философияирелигия.Религиознаяифилософскаякартинымира,вомногомнаходятсянаоднойступени,посколькупредставляютсобойфундаментальныемировоззренческиепредставления.Итаидругаястремятсяпонятьмиркакцелое,вегоединствеимногочисленныхпротиворечиях.Однако,вотличиеотфилософии,котораяопираетсянарациональноеобъяснениеприсозданиимоделеймира,религияглавнымсвоимметодомделаетверу.ВосноверелигиознойкартинымиралежитБог,бытиекоторогонесомненно,втовремякаквфилософиивосновемирозданияможетлежатьбезличноеначало,иливообщебытьнескольконачал.Философияиискусство.Являясьдуховнымвыражениемчеловеческойдеятельностиифилософияиискусствопытаютсяпонятьразличныеаспектымирасквозьпризмусвоеобразияличностиконкретногочеловека,понятьмиркакневыразимыйполностьюнаязыкелогическихпонятийирациональныхсхем.Однако,есливискусстведоминирующуюрольприобретаетименнохудожественноепереживание,товфилософииглавноеместоотводитсяпопыткамрациональнообъяснитьмир.Философияиполитика.Ифилософияиполитикавыступаютнетолькосферамидуховнойжизниобщества,ноиимеютстремлениекактивномупереустройствуобщественнойжизни.Различиемеждунимисостоитвтом,чтофилософиявееморально-нравственномисоциально-философскомаспектеявляетсясферойвыработкиобщихстратегическихзадачдляполитики.Мирполитикивсравнениисфилософскимипроблемамипредстаеткакмирдинамичноизменяющийсяирадикальнопересматривающийобщечеловеческиеценности.Сохранениепоследних–вэтойсвязииявляетсязадачейфилософии.Другойвопрос–насколькопредставителиискусства,политики,наукиготовобращатьсякпредставителямфилософии.


Вопрос№6.социально-историческиеикультурныепредпосылкивозникновенияфилософии.

Философия—одинизсамыхдревнейшихспособовпостижениямираиопределениячеловекомсвоегоместавнем.Предпосылкивозникновенияфилософии:взаимодействиевкультуремировоззренческогоикатегориально-логическогокомплексов;структурноеифункциональноеразличиемеждуними;отказотнереальностимифа,которыйпрепятствовалоформлениюфундаментальныхпринциповнаучнойидеологии(непротиворечивости,инвариантности,универсальности);разрушениемифологическойидентичностичеловекаидействительности;формированиепознавательнойдеятельности.

Социальныепредпосылкивозникновенияфилософии:ранняянаука;отделениеумственноготрудаотфизического;формированиедемократииислоясвободныхграждан.ВозникновениефилософиихронологическиотноситсякрубежуVIII–IIвв.дон.э.Вэтовремявразныхчастяхсвета—наБлижнемиДальнемВостоке,античнойГреции—набралосилу,окрепло,упрочилосьидейноедвижение,вкоторомчеловекосознаетиосмысливаетвысшиеценностиицели,своеместоназемле.Человеквэтотпериодстановитсянастоящейличностью—одухотворенной,разумной,унегопоявляютсяосмысленныепредставленияомироздании.Философиязародиласьвочагахцивилизации:—ДревнейИндии;—ДревнемКитае;—ДревнейГреции;—ДревнемРиме.Родоначальникамифилософиипринятосчитать:—Лао-цзы(Китай);—Кун-цзы(Китай);—Шакьямуни(Индия);—Заратустра(Персия);—Иеремия(Палестина);—Аввакум(Палестина);—Даниил(Палестина);—Фалес(ДревняяГреция);—Анаксимен(ДревняяГреция);—Анаксимандр(ДревняяГреция).Этимудрецысформулироваливажнейшиефилософскиепонятияипредставления.Философияпоявиласьврезультатесращениямифологическихипронаучныхпорядков:—отмифологиифилософиидосталасьпредметнаясфера,тематическаяобласть,проблематика;—снаукойфилософиюединитдемонстрация,способфиксации,удостоверениярезультатов,аппаратобоснования.Главнойзаслугойпервыхфилософовбылоразличениемыслиипредметамысли.Ониположилиначалорационализации,котораятрансформировала:героическоеправдоподобиевгражданскоежизнеподобие;обрядвнорму;традициювзакон;бытвбытие;неподвластноеумучувственно-конкретноевабстрактно-мыслительное,умопостигаемое.Философияпришланасменумифологическойкартинемираипомогларациональноосмыслитьмир.Вдревнейфилософииприсутствовали:осмыслениеокружающегомира;понятиебытиячеловекавмире;поискгармониивовзаимоотношенияхмираичеловека.Важнейшиекачествачеловекадлядревнейфилософии:знания,справедливость,добродетель.Ссамогоначалавфилософиибылизаложеныосновыгуманизма—учениеочеловекекакнаивысшейценностиицелиобщественногоразвития.Философиявозниклакакспособрационально-понятийногоосмыслениямираичеловекавнем,впоследствииставорганичнымединствомнаучногознанияижизненноймудрости.Основнойтемойдревнейфилософииявляласьтемапервоначала(основы)мираиважнейшиххарактеристикмироздания.Главнымиидеямидревнейфилософиибыли:материализм,идеализм,синкретизм(слитностьнаучныхиненаучныхзнаний).


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!