Учение Спинозы в юриспруденции.



Спиноза употоблял государство субстанции (вслед за Аристотелем). А гражданина — модусу. И пришел к выводу что гражданин настолько свободен насколько он соблюдает законы государства.

Комментарий: «Индивидуальное человеческое свобода подразделяется на: а)свободу реализации сиюминутных страстей, влечений, вожделений; б)на свободу самореализации. Первое всегда мешает второй, а вторая всегда органичивает первую».

Следующий комментарий: «Человек свободен но должен учитывать объективные закономерности, обстоятельства, соблюдать меру. Пример с нарущением меры.»

На деятельность законодателя существенно влияют философские концепции.

Право по всоей сущности это сфера свободу, но это особая свобода: ее особенность показана в Кантовском определении права. В этом определении 2 принципа.

Вопрос.Этика Канта

26 вопрос.Этика Канта — предпосылка философии права. Кант 1724-1804. Кант основоположник европейской философии права, который создал этическую систему послужившую философским основаниям новой научной отрасли — философии права.

Этика Канта:

-есть 2 вида поступков: а)моральные — это поступки основным мотивам которых является только один — стремление следовать нравственной норме, даже вопреки своим страстям, выгоде и потребностям. При этом Кант удовлетворение от морального поступка называл «сверхвыгода».

б)легальные — это ненарушают моральных нормам, но в основе их другой мотив страсть, корысть и выгода.

А история говорит что моральные нормы меняются от эпохи к эпохе, но в отличие от правовых норм они складываеются стихийно — за счет постепенного нарастающего нарушения, устаревших моральных норм.

Основное условие того что нарушение старой моральной нормы может стать «ростком» нового морального законодательства. Соответствие поступка категорическому императиву Канта, а также необходимым, неотъемлемым от него принципам, в которых отражены приоритеты человеческих ценностей (ценности человеческой жизни, достоинства, суверенности личности):

-Категорический императив Канта «действует так что максима своей воли могла бы стать актом всеобщего морального законодательства».

Императив — это объективный принцип долженствовании.

Долженствование — это способность подчиняться нормам без принуждения.

Максима — (буквально принцип) — это субъективный принцип долженствовании, т.е индивидуальный закон конкретного поступка.

-Категорический императив Канта — это принцип «самозаконности», своеволия без неотъемлемых от него требований: относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого как к цели, а не как к средству (иногда называют практический императив Канта).

Кантовская этика это учение о человеческой свободе, основанный на разуме. Она является концептуальным основание европейской философской праву (до революции философии права была обязательной академической дисциплиной в специальном юридическом образовании).

Последняя философии права сохраняет свое большое значение для мировой и отечественной юриспруденции, она вернулась в высшее юридическое образование в России в середине 90-х годов.

Вопрос. Соотношение понятий «свобода» и «право» в философии права Канта.

Кантовской философии права понятие «права» определяется через понятие «свободы»: Право — это ограничение свободы каждого (S) условием согласования ее с такой же свободой всякого другого на основании всеобщего законодательства. В этом определении два основных принципа: 1)Принцип паритета свободных воль. 2) «свобода через подчинение звкону» (по Канту человек не может быть свободен нарушая закон).

По Канту свободным считается только поступок основанный на разуме. А поступок основанный на удовлетворении чувственных импульсов своеволия, безумия, это не свободный поступок.

Кант выделял 2 вида воли: 1)животное воля — ее Кант называл несвободной, потому что она основана на чувственном произволе, а чувство однозначно, она не дает выбора, а где нет выбора там нет свободы (только иллюзия свободы является облегчение субъекта, который дал волю своим эмоциям). 2)свободная воля — воля основанная на разуме потому что только разум дает возможность человеку свободно распологать собой, а где есть разумный выбор, есть свобода.

В праве Кантовский моральный императив преобретает особое значение: «Действуй так как бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон которым ты руководствовался в своей поступке» (с этой точки зрения формула «относись к другим как ты хочешь чтобы они относились к тебе» это принцип коррукции). В 60-х годах 20 века постструктуралисты Гваттари, Мишель и другие создали концепцию оказавшую сильное влияние на правосознание 20 века: «свободным является только поступок основанный на безумии, идеалом свободного человека являтеся шизоид». С этой точки зрения: если право на свободу это естесственное неотъемлемое право человека то путем к свободе является безумие, а проявлением свободы является дивиантное отклоняющее поведение.

28 вопрос. Кант виды свободы: -свобода мышления и совести - это свобода не регулируется право

Соотношение право и морали

Кант доказывал что мышление и совесть свободны по своей воле, поэтому не могут регулироваться правом, право на свободу мыслей и совести не может предоставлятся в принципе. Однако в нормах международного права о правах человека и в Конституции РФ такое право предоставляется право на свободу мысли и совести, такие формулировки противоречат высше описанным принципам поэтому не случайно эти нормы в их реализации чрезвычайно коллегиальна. А также используются для злоупотребления правом тоталитарными секциями, порнографами и так далее. У Канта мораль и право это взаимодополняющие способы нормативного регулирования отношений поведения и отношения. Однако мораль и право это разные способы праворегулирования. У атичной аксеологии имется гносеологические отношения. Моральные нормы — это внутренний регулятор поведения, а правовые нормы — это внешние регулятор поведения; структура моральной нормы не содержит санкций, а структура правовой нормы содержит санкцию.

Практическая свобода — это свобода реализованная в поступке.

Праизвол- свобода без правил, фактически, несвобода. Потому что свобода по Канту это производное от ограничений, потому что нет органичений, нет свободы как феномена. Нету зла нету добра. Разум налагая на себя органичения создает тем самым пространство своей свободы.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!