Ценностно-смысловые ориентации личности в истории культуры.



Ценностно-смысловые ориентации личности в ист культуры Ценности – один из важнейших элементов мировоззр. Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действит-ти. Понятие ценностей раскрыв особый аспект отношений чел к миру. Ценности позвол глубже понять специфику чел деят-ти, общества, культуры, они явл важнейшим фактором консолид людей, их интеграции в сообщества. Ценности явл предметом изуч особого раздела фил - аксиологии, или теор ценностей. Одни философы видели ист ценности в субъекте, воле, чувстве, особ-х трансцедентального субъекта. Неокантианцы -в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Философы материалистич напр -в независ от субъекта реалиях, в материал благах. Марксизм -ценности обществ порядка.Ц является то, что обладает положит значимостью для чел. Значимость опред не св-ми предмета самого по себе, а их вовлеченностью в чел жизнь. Мир ценностей обнар свою завис-ть от человеч, он обусл его развитием, расширением сферы деят-ти, хар культуры и цивилиз. Ценности надиндивиду, они м осознаваться/ не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки. Ценности отраж реальную связь субъекта с потребностями и интересами, устремл, целями, идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с т зр их истинности или ложности. Значит роль в формиров ценностных сужд принадл нормам, кот придают потребностям чел соц ф. Одним из осн спос нормативн регуляции действ чел в обществе явл мораль, или нравств-ть. Мораль -особ ф обществен сознания и как вид обществен отнош. Нормы выступ как одна из ф осознания потребностей, и поэтому относ к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями сущ некот функциональное различие. Ценности, тк порождены потребностями, опред цели деят-ти, а нормы относ к ср-м достиж цели. Системе ценностей, классифиц по разным основан. По сод: соответств подсистемам общества: материальные (эконом), политич, соц и дух. Материал ценности включ производственно-потребительские (утилит) ценности, связ с отношениями собственности, быта. Дух ценности вкл нравств, познават, эстетич, религ и др идеи, представления, знания. Ценности имеют конкретно-историч хар, они соответств тому или иному этапу развит общества либо относ к различн демографич группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднор-сть соц структ общества порожд неоднор и даже противоречив ценностей и ценностных ориентации. По ф бытия различ предметн и идеальные (дух) ц. Предметные ц - это естеств блага, потребительная стоимость продуктов труда, соц блага, сод в общественных явл, историч события, культурное наследие, моральное добро, эстетич явл, отвечающие критериям красоты, предметы религ культа или воплощ в знаковой ф религ идеи. Эти ценности сущ в мире конкретных вещей, явл, функционир в жизнедеят людей. Гл сферой предметных ц выступ продукты целесообр деят-ти чел, воплощ представления личности и общества о совершенстве. В кач предметно воплощенной ц м выступать как результат деят-ти, так и сама деят-ть. Предметн ценности предстают как объекты потребностей и интересов чел. К дух ц относят обществ идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выр в ф нормативных представл о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедл и несправедл, правомерн и неправом, о смысле истории и предназнач чел. Ценности сознания выст и как самостоят сфера ценностей, и как основание, критерий оценки предметн ценностей. Идеальная ф бытия ценностей реализ либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Сущ целый класс предписаний, программир цели и способы деятельности - это стандарты, правила, каноны. Более гибкие, предоставл достат свободу в реализации ценности - это нормы, вкусы, идеалы. По субъекту - носителю ценностного отношения - различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности - это результат развития общества и культуры. Те и другие ценности неразрывно связаны между собой. Дух ц обладают неутилитарным и неинструментальным хар. Они не служат ни для чего иного, напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечел ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), соц ценности (представле о соц справедливости, свободе, правах чел), ценности стиля жизни, самоутвержд личности. Высш ценности реализ в бесконечном мн-ве ситуаций выбора.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!