Условия формирования и особенности русской философии. Славянофильство и западничёство.
Своеобразие русской философии – следствие, в первую очередь, нестандартных путей отечественной истории. Большинство исследователей связывают проникновение философских идей в Киевскую Русь с принятием и распространением здесь христианства. Мы знаем, что вся средневековая философия прочно связана с религией, на Руси же она практически «растворяется» в теологии, говорит в основном на «религиозном языке». Следует отметить, что связь с религиозной почвой, с православием сохраняется на всем протяжении истории русской философии вплоть до 1917 г. Это первая характерная черта русской философии.
До XVIII в. философские проблемы в основном обсуждались в рамках религиозного сознания. Светская философия появилась в России только во II-ой половине XVIII столетия, когда начинается преподавание философии, появляются первые профессиональные философы. Русские мыслители показывали довольно высокий уровень понимания проблем мировой философской мысли, появились работы последователей Канта, Шеллинга, Гегеля и др. Однако, следует признать, что эти работы не были оригинальными, они мало прибавляли ценного к достижениям западной философии.
Оригинальная русская профессиональная философия возникает в России только в последние десятилетия XIX века. До этого наиболее глубокие и значительные мысли и идеи в России были высказаны не в систематических научных работах, а в литературной форме. Прежде всего богата философскими идеями, размышлениями замечательная русская художественная литература XIX â., а также литературная критика, публицистика. Свободная, вненаучная форма философского творчества всегда преобладала в России и это вторая характерная черта русской философии.
|
|
Следующая и наиболее важная черта русской философии связана с ее содержанием. В центре ее стоит человек, она отличается пристальным интересом к проблемам нравственности, смыслу человеческой жизни. В свое время И. Кант расчленил вопрос о человеке на три части: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? А русские мыслители, в свою очередь, поставили и новый вопрос: зачем я живу? Один из крупнейших знатоков русской философии В. В. Зеньковский писал: «Если нужно давать общую характеристику русской философии, то я бы на первый план выдвинул ее антропоцентризм. Она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе… даже при обсуждении русскими философами отвлеченных проблем, доминирует моральная установка».
Четвертая характерная черта русской философии тесно связана с третьей: размышления о смысле человеческой жизни приводят к мыслям о смысле человеческой истории в целом. Поэтому русской философии присуще исключительное внимание к социальным проблемам, к философии истории. Выдающийся русский мыслитель Н. А. Бердяев в книге «Русская идея» отмечал: «Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме смысла российской истории. Что есть Россия, каковы ее судьбы, может ли Россия пойти особым путем, не повторяя пути Западной Европы?»
|
|
Необходимо отметить, что термин “славянофильство” условен и выражает лишь их общественно-политические позиции. Сами представители данного направления чаще всего пользовались терминами “русское воззрение”, “славяно-христианское” или “православно-русское воззрение”. Следует обратить особое внимание на то, что немецкий классический идеализм был не только отправной точкой для создания философии славянофилов, но и главным объектом их критики. Осознавая свою генетическую связь с немецкой философией, славянофилы вместе с тем четко осознавали противоположность двух национальных типов философствования.
Сущность славянофильства определялась идеей “несхожести” культур и исторического развития России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса. Основные идеи славянофилов: признание мессианской сущности России, ее особого культурно-исторического предназначения; ориентация на учение православной церкви и идеалы народа. Большое внимание уделялось вопросам гносеологическим и религиозным. В теории познания славянофилы критиковали односторонность умозрительного и эмпирического методов, утверждая иррационалистические способы познания (откровение, интуиция). Для познания мира необходима не только наука, но также религия и поэзия.
|
|
Своеобразие философии славянофилов можно показать на примере антитезы с западниками (Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, К.Д.Кавелин А.И.Герцен, В.Г.Белинский, и др.). В 30-40-е гг. вступив в полемику со славянофилами об историческом своеобразии России и Западной Европы, западники отстаивали развитие России по европейскому образцу, приобщение русского народа к общему прогрессу человечества путем науки и разума. Во многих пунктах учения обоих направлений совершенно сходятся, поэтому существует объективная трудность разграничения славянофильства и западничества. Между ними есть одно серьезное различие – отношение к религии, понимание веры. Религиозный интерес, вера как источник знания связывает всех славянофилов в единое направление. Западники же или отождествляют религию с суеверием, или просто не придают ей большого значения, единственным источником знания признавая разум и науку.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 928; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!