Метафизика всеединства (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский).



Всеединство - внутреннее органическое единство бытия как универсума. Философский термин.

 

Идея всеединства была представлена во многих философских концепциях, начиная с древнегреческой натурфилософии.

 

[править]

Русская философия

 

Всеединство является центральной идеей такого направления в русской философии как метафизика всеединства.

 

Основателем этого философского течения стал русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв. Продолжателями его идей стали Сергей Трубецкой и Евгений Трубецкой, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Лев Карсавин, Семён Франк и некоторые другие.

 

Ярчайшим представителем русской философии конца XIX века, создателем наиболее полной философской системы и первым русским профессиональным философом, значение которого вышло за пределы России, является Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Его учение называют философией всеединства, и, действительно, общим понятием, цементирующим все философские рассуждения Соловьева, является понятие положительного всеединства. Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле. В этом стремлении к всеединству мировой процесс развития проходит три основные стадии: астрофизическую, биологическую и историческую, в ходе которых происходит постепенное одухотворение материи и материализация идеи.

 

Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение Творца и твари; в гносеологическом отношении всеединство выступает как «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, сколько верой и интуицией. В аксиологии всеединства центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир, как система, обусловлен всеединством, то есть Богом. Владимир Соловьёв определяет всеединство следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра")

 

 

Русская философская антропология («персонализм») о природе человека, смысле его жизни, об истоках добра и зла.

 

Основные категории онтологии: субстанция, материя, пространство, время, движение.

Материя - фил. категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. субстанция (акт. начало) субстрат(пассивное).

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизи­ческих материалистов, которые, как и древ­ние материалисты, не могли в доста­точной мере сосредото­чить внимание на философском аспекте проблемы мате­рии и направляли внимание, главным образом, на выявление ее фи­зических свойств. Они понимали, что материю нельзя отож­дествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами ве­щества. Однако, как и древним материалистам, материя пред­ставлялась им первоосно­вой всех объектов природы. Под ма­те­рией понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая меха­ника определила ряд физических свойств вещества. Это побу­дило метафизических материалистов к отождествле­нию понятия материи с представлениями о веществе и его механи­ческими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали отно­сить тя­жесть, инер­цию, не­делимость, непроницаемость, массу и др.

В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

Движение - феномен, отражающий изменение; атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности; философская категория, отражающая любые изменения в мире. В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», стоя в ряду с такими понятиями, как «пространство», «время» или «энергия», механическим перемещением, у него может быть направленность, оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д. В диалектическом материализме движение - объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Вопреки бытующему мнению, что движение - состояние материи противоположное покою - это не так. Покой является лишь частным случаем движения. Для движения как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить. Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.ДВИЖЕНИЕ — изменение во­обще; способ существования ма­терии и духа. Типы движения — количественный (перемещение тел и пр. — без качественных пре­вращений) и качественный. Качест­венный тип включает в себя подти­пы или виды: функционирование, круговороты, развитие.

ПРОСТРАНСТВОИ ВРЕМЯ— философские категории для обоз­начения во всеобщей форме таких эмпирически проявляющихся ка­честв, как протяженность и длитель­ность. В истории философии нали­чие представлений или понятий пространства и времени никогда ни­кем не отрицалось' оспаривалось лишь, принадлежат ли пространство и время самому предметному миру или же являются особыми свойства­ми самого человека (его системы восприятия и мышления), Для сти­хийного материализма и натурфило­софских представлений характерно понимание времени и пространства как объективно существующих ка­честв внешнего мира. Свое логиче­ское завершение такой подход нахо-дит в физике и натуральной фило­софии И. Ньютона. В его концеп­цию включены понятия абсолют­ного пространства и абсолютного времени.. И то. и другое не зависят от каких-либо процессов внутри самой материи. Именно такая «абсолютная независи­мость» пространства и времени позволила И. Канту сделать пара­доксальный вывод о том. что они, по-видимому, вообще принадле­жат не миру нашего опыта, а са­мим познавательным способно­стям человека. Иными слонами, мир, существующий вне человека и безотносительно к его позна­нию, обладает принципиально недоступными нам параметрами. Лишь когда мы делаем его фраг­менты «вещами-для-нас», мы оформляем их временем и про­странством. Время и пространст­во для Канта — это априорные (доопытные) формы чувственно­го созерцания, изначально прису­щие человеческой способности восприятия. По Канту, вывести, абстрагировать из реальности время и пространство невозмож­но.

Традиция объективного идеа­лизма Нового времени продолжает платоновский подход. Пространство и время выступают к всеобщие внешние условия бытия тел, но созданные вместе с материей Богом (религиозные кон­цепции} или выступающие как фор­мы Абсолютной Идеи (например, у Гегеля). Диалектако -материалисти­ческое учение о пространстве и вре­мени состоит в понимании послед­них как «всеобщих атрибутов и форм движения материи». Тем са­мым считается, что пространство и время неразрывно связаны с мате­рией, а к их свойствам относятся: единство прерывного и непрерыв­ного; количественная и качествен­ная бесконечность. . Огромный вклад в форми­рование современных представлений о пространстве и времени вне­сла специальная теория относи­тельности А. Эйнштейна, вырабо­тавшая положение о едином «ма­териально-пространственно-вре­менном континууме», где все три параметра взаимосвязаны и относи­тельны друг друга. Дальнейшее раз­витие физической наукой понятий пространства и времени привело к определенным логическим и теоре­тико-познавательным трудностям, и в настоящее Время невозможно го­ворить о проблеме статуса про­странства и времени как о закрытой, вполне разрешенной философской Проблеме.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!