Антропоцентризм философии Эпохи Возрождения и Нового Времени.
К концу Средневековья в недрах феодализма происходит зарождение нового строя – капитализма. Меняется характер отношений, социальных связей, меняется и философия. Эпоха Возрождения ознаменована возвращением к ценностям античной культуры и философии с ее культурой разума и гармонии. Формируется новая эпоха. В основе лежит секуляризация освобождение всех сторон жизни общества от влияния церкви.
В эпоху Возрождения устанавливается примат городской жизни над сельской и связано это с организацией коммунального самоуправления в городах. Формируется новая городская цивилизация внутри которой появляется новый класс – интеллигенция (люди занимающиеся умственным трудом).
В результате происходит разрушение сословных рамок. Формируется новый взгляд на человека и мир, который опирается на 2 явления: гуманизм и индивидуализм.
1. Гуманизм – целостная система взглядов центральной идеей, которой становится идея человек как высшей ценности. В гуманизме утверждается право каждого человека на свободу, счастье, развитие и проявление собственных творческих способностей (через духовное развитие).
Центральный предмет размышлений в эпоху Возрождения – человек во всем многообразии собственных проявлений. Вся духовная жизнь носит антропоцентрический характер. Человек становится главным судьей всего разумного и целесообразного.
В эпоху Ренессанса творческие способности «возвращаются» к человеку и уже не Бог, а человек понимается как творец, т.е. он активно реализует себя и свои творческие способности в земной жизни. Появляется идея счастья при жизни. Носило это свое выражение в развитии искусства.
|
|
2. Индивидуализм – направление в развитии человеческой мысли, особо подчеркивающее первостепенное значение личности человека, его независимость, свободу, своеобразие и уникальность каждого человека.
В эпоху Возрождения ценилась оригинальность и непохожесть на др. Существование каждого человека считается не просто единичным, а единственным. Вместе с человеком умирает целая Вселенная, мир. При этом неповторимый мир человека уравнивается по значению с Вселенной. Идеал человека в эпоху Ренессанса человек всесторонне развитый.
В философии формируется новый подход к пониманию природы, который связан с активным развитием наук и формированием новой картины мира. Философы эпохи Возрождения пытаются преодолеть разрыв между миром Бога, к-ый сложился в Средневековье и миром природы и появляется новое течение в философии – пантеизм (направление в философии, представители к-го понимают Бога как слитого с природой). Н. Кузанский :Человек наиболее полно выражает сущность мира, т.к. это единственное живое существо, воплощающее божественную сущность, таким образом, К не только убирает дистанцию м/у Богом и природой , но он также ликвидирует пропасть м/у Богом и человеком.
|
|
Философия нового времени
Начиная с 17 в.бурно развиваются естествознание,астрономия,математика,механика,развитие науки не могло не оказать влияния на философию.В Ф возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.Характерной для Ф Н.В. яв-ся сильная материалистическая тенденция,вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Крупными философами в Европе 17 в. Яв-ся:Ф.Бэкон,он создаё т учение об идеалах-клише или стереотипы ,которые мешают процессу познания.Вся Ф Н.в. по своему ха-ру идеалистическая.Немецкие ф-ы полагают,Ф должна быть совестью культуры.Нем. ф-ы рассматривают че-ка как живущеего не в мире природы,а в мире культуры,кторый яв-ся результатом деятельности че-го духа.Все они рассматривали антологические проблемы Ф,т.е рассуждали о мире в целом и закономерностях его развития.
Новое понимание че-ка,новый способ рассмотрения че-ка,кторый концентрируется вокруг свободы и гумманистических ценностей.Кант создаёт новую схему познания в которой выражено новое представление о соотношении чувств и интелекта.ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Эта Ф становится очень сложной для усвоения-теряет популярность.
|
|
Рационализм в широком понимании-это вера в безграничные способности че-ка, способность на разумных началах организовать а также переустроить общество.Рассудок-способность оперировать общими понятиями,а разум способность к умозаключению.Вещь – ощущения-мнгообразие ощущений-восприятие-целостный образ объекта-рассудок-представление.С помощью рассудка упорядочивается,выявляется нечто общее и формируется понятие.
Эмпиризм-направление Ф,представители которого источником всех знаний о мире считают чувственный опыт.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 689; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!