Вопрос 4. Космоцентризм античной философии



Для определенной части населения Древней Греции миф перестал быть единственным достоверным источником инф-и о мире.

Греки сопоставляют собственные традиции и культуры с традициями и культурой др народов. Рождается мысль об относительности собственных традиционных представлений. Появляется философия как новый способ объяснения действительности, опирающийся не на традицию или худ. Образ, а на собственный разум человека. Рождается лозунг «Не принимай ничего на веру – умай сам».

Ф возникает как стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Космос для древнего грека – окружающий человека мир, в него входят растения, животные, человек, земля, небесные светила и небесный свод. Космос замкнутый, имеет сферическую форму. Античная философия, особенно на ранних периодах носит космоцентрический характер, т.е. центральной проблемой философии этого периода была проблема космоса, которая трансформируется в проблему поиска первоначала. Философы пытаются ответить на такие вопросы «Что лежит в основе мира?» или «Из чего все?» Философия в отличии от мифа пытается ответить на эти вопросы рационально, т.е прибегая к разуму. Миф «Кто все создал».

Фактически 1-ые философы закладывают основы научного изучения окружающей действительности.Они К своим выврдам приходят случайно,опираясь только на чувственный опыт.Бездоказательны-высказывают свои рассуждения в виде афоризмов.за первооснову мира греки брали часть самого мира(часть природы и возвышали её над миром как целым).Что-то ,что яв-ся часть целого,не может быть выше целого.Несмотря на все свои недостатки рассуждение первых философоф подвели к тому,ради чего появляется любая наука:работать с общим и всеобщим.

Достижения А Ф:

1Материализм(ФДемокрита_атомистическое учение)

2Идеализм(Плотон 4 в. До н.э.)-мир вещей и мир мыслей.

Софисты и Сократы(антрополоия)

В ранней А Ф создаётся учение о теори гос-ва(Плотон и Арестотель),как самостоятельные науки оформляются этика и логика,благодаря Аристотелю расширяется и создаётся понятийный аппарат философии:бытие,материя,изменчивость,устойчивость,мера,качество,количество,отношение,сущность,диалектика.Гераклит-всё течёт всё изменяется,в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Всё изменяется,переходит из одного состояния в другое,зачастую в противоположное-Гераклит был первым кто выявил,что в основании всякого развития лежит взаимодействие противоположностей.

Тип философствования в А Ф –созерцательный,философ наблюдая за миром ничего в нём не изменяет.

Античная Ф-это последовательно развивавшаяся ф-ая мысль,которая охватывает свыше тысячи лет-с когца 7 в до н.э. вплоть до 6 в.до н. э.А Ф развивалась неизолированно-она черпала мудрось Др.вос.,таких стран,как Ливия,Вавилон,Египет,Персия,Др.Китай,Др.Индия.

 

Вопрос 5. Теоцентризм философии Средних веков

Конец античной философии означал конец античной культуры, закат античной цивилизации. В это период изменяются общественные отношения, экон-ий строй, все это ведет к смене типа культуры, формированию нового МВЗ. Формированию нового типа философии.

Новая эпоха связана с установлением феодальных отношений, переходу к религиозному МВЗ, становления государства и государственной религией. Меняется статус самой философии, т.к. античная философия в Средние века ассоциируется с язычеством. Она утрачивает самостоятельность и более чем на 1000 лет превращается в «служанку богословия» .

Христианство использовала фил-ий способ доказательства и рассуждения. Христианство усвоило некоторые черты античной философии, подчинив ее доказательсьву христианских догматов. Догмат – положение, принимаемое на веру, к-е ни в коем случае не должно быть оспорено или подвергнуто критике.

Формируется новая картина мира, центральным элементом становится Бог, а мир и человек рассматриваются как его творения. Мышление культура, включаю философию, носит теоцентрический характер. Теоцентризм – концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное бытие и высшее благо, становится источником всякого бытия и блага, подражание и уподобление Богу – основа нравственности и высший смысл человеческой жизни. Несколько идей, на которые опирается теоцентризм:

  1. Идея творения связана с концепцией креационизма (создание мира из ничего, актом человеческой воли).
  2. Идея откровения о познаваемости мира. Познать истину о мире можно только познавая Бога, а для этого используется вера.

Основные проблемы С Ф

1.Соотношение веры и знания

Если человек в познании опирается только на разум, то он одурачивается подобием разумных выводов впадает во вредный образ мыслей и никогда не познает истины.Вера ед.способ познания, сокращает путь познания.

2.Проблема соотношения Ф и теологии – нет противоречия Ф и теологией,Ф ниже теологии, богословия как ограниченный человеческий разум ниже божественной мудрости.Ф служанка богословии.(Фома Аквинский).

3.Проблема универсалий-спор.

Универсалии-обозначение общих понятий в Ср.в.У существуют до вещей в уме бога,как мысли в божественном разуме.Т.к. статусом подлинной реальности обладает не сама вещь,а её суть, то подлинное познание –это познание сущности вещи,а не самой вещи,а значит возможно только с помощью разума,т.к. только разум способен постигать общее.

Проблема универсалий, проблема соотношения общего и отдельного, ед. и многово,связана с необходимостью доказать,как единый бо существует в трёх ипостасях (отец,сын и святой дух).

Реализм(средневековый)-это учение согласно которому ,подлинной реальностью обладают только общие идеи,а не реальный ед.вещи сущ-ие в эмпирическом мире.(влияние Платона).

 

Номинализм –концепция ,согласно которой ,общие понятия-это только имена и названия, которые не могут существовать вне и независимо от ед. вещи.

Общее понятие мы можем получить лишь абстрагируясь от индивидуальных св-в предмета предмета,оставляя лишьто,что яв-ся общим для них,подлинное познание-это познание реальных вещей ,т.е.направлено на саму вещь,а не на её сущность,источником познания становится чувственный опыт че-ка,Ср. номинализм основой эмпиризма.

4.Проблема теодицеи- оправдание бога за сущ-ие зла в мире.

Ср. ф-ы полагали,что зла не существует как самостоятельной силы.Бог-это высшее бытие и благо,и всё что сотворено богом таже есть благо и совершенство.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 653; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!