Почему уровень политического участия  в тоталитарных режимах



Выше, чем в демократиях? Какова специфика политического участия в

Тоталитарных режимах?

Политическое участие - вовлеченность граждан в политические отношения. Это любые действия граждан и их объединений, которые позволяют им участвовать в принятии решений властью или влиять на власть.

Тип политического участия определяется характером политического режима. Об этом в частности писали Хантингтони Липсет.

Можно выделить по крайней мере 2 вида политического участия:

1) Автономно-добровольное. К нему относится голосование, работа добровольцем в избирательных кампаниях, взаимодействие с политиками. Главное, что решение о политическом участии принимается каждым гражданином сознательно, без принуждения. Такой вид политического участия характерен для демократических стран.

2) Мобилизованное. Достигается путем принуждения или путем манипулирования (с помощью государственной пропаганды). Такой вид политического участия характерен для тоталитарных режимов.

 

Нас интересует мобилизационное участие. Как же происходит «мобилизация»?

 

1)В тоталитарных режимах обязательно была официальная тотальная идеология. Как правило, она оправдывала борьбу как основу политики. По замечанию американского философа Эрика Хоффера, «массовые движения могут возникать и распространяться без веры в бога, но никогда без веры в дьявола». Именно на борьбу с «дьяволом» (империалистом, коммунистом, демократом, кулаком, евреем, землевладельцев и т.д.) призывала массы тоталитарная идеология, способствовала их мобилизации на классовую, революционную борьбу, тем самым активно вовлекая их в политику.

 

2)Помимо мобилизации на борьбу с «дьяволом», при тоталитарных режимах идеология использовалась для вдалбливания в головы людей их «высшего предназначения», что также способствовало их активности как в плане достижения «высших целей», так и в политической сфере в целом.

 

3)Партия в тоталитарном государстве играют очень важную роль, сама по себе являясь средством их мобилизации в политическом плане. Кроме того, иногда разрешалось проведение формальных выборов, с практически 100-процентной явкой, что показательно. Например, в США в среднем голосует только 53% граждан, имеющих право голоса. А в Северной Корее, единственной стране, режим в которой сегодня можно назвать тоталитарным, почти 100%. Кроме того, можно посмотреть на кол-во членов в политических партиях. В демократических странах кол-во зарегистрированных членов партий очень не велико.

 

4)В тоталитарных режимах более развито политпросвещение, проводились мероприятия с мобилизующим массы характером: факельные шествия в Германии, спортивные парады на Красной площади, праздничные выступления в Северной Корее, идеологически спланированные карнавалы на Кубе.

 

В демократических странах решение о политическом участии всегда принимается на индивидуальном уровне. Значительная часть граждан сознательно принимает решение не участвовать в политике. Это их право. В демократиях нет механизмов, которые бы принудили граждан к политическому участию. Тем не менее, более половины граждан сознательно и добровольно принимают участие в политической жизни. В тоталитарных режимах уровень политического участия выше, однако это иной тип участия. Это не выбор каждого отдельно взятого гражданина. Поэтому сопоставление формальных чисел электоральной активности мало о чем говорит.

 

Высокий уровень участия, политизации и активной мобилизации граждан нужен тоталитарным режимам для достижения политических и коллективных социальных задач. Членство в партии и руководимых ею организациях придает смысл жизни и чувство участия многим людям.

 

Писала на эту тему Ханна Арендти Карл Поппер, можно упомянуть.

 

 

Поясните определение институтов как «неформальных и формальных

Правил игры»

 

Правила игры – так как являются «моделями человеческих отношений, с которых копируются конкретные связи, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и крепких» (М.Дюверже, «Политическая социология»). М. Левив труде «О логике институциональных изменений» написал, что «политические институты есть формальные соглашения между группами людей, поведение который регулируется четко определенными правилами».

Неформальные и формальные – так как политические институты могут быть формально, юридически закреплены (например, государство, выборы и пр.), а могут быть и неформальными, например, закрепленными с помощь общественного мнения, традиций, обычаев. Примером неформальных политических институтов могут служить разнообразные неформальныеполитические клубы, существующие вне государственной системы.

 

Соотношение между социальным (не закрепленным законом) и юридическим (закрепленным) измерениями институтов может быть разным в разные эпохи и в разных странах и меняться с течением времени.

В связи с этим возможны 3 ситуации:

1) социальный институт существует в форме обычая и не приобретает правовую форму (новогодние подарки и украшение елки в Европе и России и тд).

2)Юридический институт венчает и закрепляет предыдущую практику (усыновление детей существовало всегда в общ-ве, однако в современном общ-ве это регулируется законом).

3)Юридически институт ориентирует людей на будущее поведение, т.е. формирует обычай (в Росси только обсуждается закон о запрете курения в общественных местах, возможно затем это станет уже и обычаем).

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!