Как соотносятся политика и мораль?



 

Проблема соотношения политики и морали с давнего времени занимает умы мыслителей. В центре проблемы всего стояли вопросы нравственного воздействия на власть, способности общ-ва к одухотворению политического конкуренции.

В процессе развития политической мысли образовалось 3 разныхпозиции по этим вопросам:

1) одна часть теоретиков (Макиавелли, Моска, Михельс, Бентли, Кан) считали, что мораль не может оказать серьезного влияния на политику.

2) другая часть ученых (Платон, Аристотель, Хаксли, Фромм, Мэмфорд) считали, что морально-этические оценки являются ведущими для любой деятельности, в том числе политической.

3) третья группа ученых (Швейцер, Ганди, Эпштейн) считали, что необходимо облагораживать политику моралью, соединять те и другие стандарты при осуществлении гос-венной власти.

В реальности в мотивации поведения в сфере гос-венной власти у человека переплетаются две системы координат: нравственная и политическая.

И моральное, и политическое сознание имеют групповое происхождение, однако они базируются на различных способах чувствования, оценивания и ориентации в социальном пространстве. Политическое сознание имеет логико-рациональный и целенаправленный характер, оно связано с оценкой конкретной проблемы. Моральное сознание – форма дологического мышления, базируется на принципах веры, перемещает чел-ка в мир идеальных сущностей. Мораль заставляет рассматривать социальную действительность с точки зрения «добра» и «зла». Моральное сознание максимизирует внутренние требования чел-ка к исполнению целей (т.к. чел-ек стремится к положительным самооценкам своих целей). С одной стороны, это превращает мораль в источник самосовершенствования, а с другой – делает сознание безотносительным к ситуациям, в которых действует чел-ек и к содержанию конкретных целей в сфере власти.

Таким образом, политика подчиняет чел-ка к приземленным целям, а мораль ориентирует на возвышенные идеи и представления. Политическое сознание заставляет чел-ка оценивать события с точки зрения вреда и пользы, выгоды и убытка, моральное сознание оценивает события с точки зрения абстрактного Добра и Зла.

Взаимоотношение этих 2 способов отношение к жизни приобретает в политике неоднозначное выражение. Конфликт политики и морали проявляется далеко не во всех зонах формирования и перераспределения гос-венной власти. Так, при ритуальных действиях, которые связаны с осуществлением повседневных гражданских обязанностей, нет большого противоречия между политическим и моральным сознанием. Однако при принятии принципиальных решений (связанные,например, с применением/ не применением насилия) обострение между политическим и моральным обостряется.

Во время длительных политических кризисов люди становятся безразличными к различению Добра и Зла. Политика становится проводником антиобщественных целей, способствует криминализации управления гос-вом , поощрению насилия, произвола.

Люди, которые являются носителями «этики убеждения», рассматривают политику в качестве пространства воплощение неизменных принципов и идеалов (по Веберу). Такой гиперморализм чаще всего вытесняет политические критерии оценки проблем и заменяет их абстрактными, оторванными от жизни идеями; идет подчинение веления государственной власти несуществующим целям и нерациональная трата ресурсов. Факты, несовместимые с возвышенными целями (конфликты, злоупотребления) порождаю представление о политике как о грязном деле. Такое расхождение между этикой убеждения и политической реальностью вырождается в то, что люди только критикуют власть и не решают практические проблемы.

Этика ответственности (по Веберу): осознание того, что достижение хороших целей связано с необходимостью использования «нравственно сомнительных» средств. Перед политиками стоит проблема выбора наименьшего зла. Появление данной формы политической этики символизирует потребность общ-ва в людях, чувствующих последствия своих действий. Люди, руководящиеся этикой ответственности, оправдывают методы достижения целей. Моральная оценка соотносится и с целями, и с ситуацией. Например, насилие может получить моральное оправдание, если применяется в ответ на действия агрессора.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 575; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!