Европейское Просвещение. Просвещенный абсолютизм.



Хронология Просвещения – от 1680-х до 1780-х (включая ВФР). Появляется убеждение в том, что знание – универсальный ключ к законам природы и общества. Систематичное специальное образование (например, военное) становится нормой. Идея о накоплении и систематизации знаний – XVIII век становится веком коллекций. Техника и научные инструменты менялись мало. Основные открытия – в сфере общественных наук. Идея о том, что раскрепощенный разум, познавший тайны природы, должен и может обратиться к проблемам общества. Вопрос – почему в природе все гармонично, а в обществе нет (проблемы, войны, бедствия)? Гипотеза – природа живет по своим законам, воздействовать на нее нельзя. А человек обладает разумом и свободой воли – может не знать естественных законов и их нарушать (или нарушать их сознательно) и стать в итоге несчастливым.

Ранее всего Просвещение сформировалось в Англии, представитель – Джон Локк. Отход от средневековых традиций и устоев. Процесс освобождения от теологических представлений. Средневековье – «варварская» эпоха, ибо царила «полная немощь» человеческого ума.

1) Новая концепция видения мира. Рационализм. Вера в могущество человеческого разума. XVIII в. – век разума. Идея Просвещения применяется к обществу и человеку. Но не разрыв с религией. Распространяется деизм. Веротерпимость.

2) Новый взгляд на человека. Просветителям присущ антропоцентризм, признается самоценность природы человека. Индивидуализм, вера в человека.

3) Вопрос о морали и ее свойственности человеку. Принцип нравственности. Дж.Локк: вопросы морали – цель человеческого рода. Идея врожденного нравственного чувства (Жан-Жак Руссо, Гольбах, Дидро, Штефтсбери).

4) В связи с рассмотрением роли человека появляется концепция человеческого счастья.Для всеобщего счастья нужно просветить людей и научить, как надо поступать в той или иной ситуации.Появление образования. Необходимо просветить и монархов, и людей по поводу естественных законов.

5) Появление нового взгляда на общество. Принцип общего блага, не противоречащий индивидуализму. Гоббс – до создания общества был период естественного состояния. Каждый человек хочет быть счастливым и все вместе хотят быть счастливыми. Общественный договор – только договор об образовании общества.Люди признают власть в обмен на утрату части личных свобод. У Гоббса суверен – монарх (без него – анархия), у просветителей – народ. Монархи, по мнению просветителей, назначались людьми. Если король правит неверно, его можно устранить.Интересы общества оказываются выше интересов частного человека. Возникает идея о целенаправленном формировании людей. Система государственного воспитания – должна формировать те качества, которые нужны государству.

Политические учения. Теория разделения властей. Дж. Локк: Два трактата о правлении. Позже Монтескье. Законодательная, исполнительная, судебная. Монтескье, «О духе законов». Конституционная монархия – Англия, монархия – Франция, Республика – Венеция, деспотизм – Россия и Османская Империя. Страна большая, населения много, католическая религия – подходит монархия (Франция). Страна небольшая, протестантизм – республика и т.д.

Понятия просветителей:

1) Свобода. Зависимость только от закона (Вольтер). 

2) Собственность. Локк – жизнь человека и все, чем он владеет.

3) Проблема имущественного неравенства. Руссо призывает вернуться к «естественному состоянию». Против него – многие. Полное равенство невозможно (хотя бы по физическому признаку) – и это философы понимают. Локк и Монтескье – равенство перед законом. Другие считали, что собственность – естественный элемент (собственник не стремится к революции).

Д. Юм. Положил начало агностицизму – учению, отрицающему познаваемость объективного мира. И. Кант. Учение о двойственном характере познания. Соединил материализм и агностицизм: есть доступное человеческому познанию опытным путем и есть «вещи в себе». 

Экономические взгляды просветителей. П. Верри: общественная экономия – самая полезная и плодотворная для благополучия людей. Экономическая теория. Формирование политической экономии как науки. Трудовая теория стоимости: стоимость товара определяется трудом, затраченным на его производство. Локк, Б. Франклин, А. Смит. Во Франции представители школы политической экономии – физиократы. Ф. Кене считал источником обогащения конкретный труд в сельском хозяйстве. Земля – основа общественного богатства.

Идея прогресса – Просвещение предлагает идею общественного прогресса. Основа прогресса – разум (Вольтер).Идея циклической концепции. Новое общество развивается по линейной (по мнению представителей  18 века). По мнению философов, необходима секуляризация сознания и свобода разума. «Опыт о веротерпимости», Локк – идея общей веротерпимости. Локк – необходимость отделение церкви от государства. Дань уважения истории. Рационалистическое толкование. Отказ от теологического подхода. Болингброк «Письма об изучении и пользе истории». Выявление определенных закономерностей, поиск причинно-следственных связей, стремление к обобщениям. Отказ от европоцентризма.

 

XVIII век – век реформ. Главное препятствие реформам – традиции. Просвещение – против традиций, но не против абсолютизма. Рамки просвещенного абсолютизма – 1740-89. Просвещенный абсолютизм: 1) Иное понимание природы государственной власти. Власть от народа.Стремление улучшить жизнь народа, отмена пыток, модернизация и кодификация законодательства, аграрные реформы. Укрепление финансовой системы и увеличение доходов государства! Почему отказ от теории происхождения власти от Бога? Идея – если нет привилегированных сословий, то налогом можно обложить всех. Ранее монархи сдерживались традицией. Власть монархов без традиций многократно усиливается. Идея о том, что должен был счастлив весь народ – и те слои, счастье которых казалось непринципиальным. Задача монарха – чтобы народы жили в довольствии. В ряде стран проводятся подобные меры – отменяются пытки (Швеция, Священная Римская Империя). Монархи работают на независимость судебной власти (Пруссия). В Австрии при Марии-Терезии убрали право помещика вершить суда и сократили барщину, а при императоре Иосифе на коронных землях крепостное право отменили. В Дании помещикам запретили физическое наказание крестьян. С крепостным право боролся Фридрих 2. На Сицилии отменили все права личной зависимости. 2) Государство становится все более светским. Ограничение роли церкви. Прекращаются преследования людей, исповедавших негосударственную религию. В некоторых странах – свобода совести (Дания, к этому шла Священная Римская Империя, Иосиф 2 – отбирает у церкви ряд монастырских земель, в Португалии отменили церковную цензуру, меняется отношение к иезуитам). Сближение государственной власти и философов. Философы и государи делают ставку на реформы – никакой революции. Двойственное отношение к идее личной свободы. Де-факто государство способствует развитию свободы личности. 3) Развитие просвещения и образования. Поощрение культуры. Начальные школы (особенно в Германии). Развитие высшего образования.

Итог: в Европе во 2-й половине 18 века происходит модернизация государственных институтов и экономики. Реформы укрепляют государственную власть. Усиливают централизацию, способствуют экономическому и культурному процветанию. Реформы просвещенного абсолютизма провалились во Франции. Одновременно в ходе реформ выяснились пределы, которые государи перейти не могут. На сословную систему не посягали, роль церкви очень велика. Реформы тормозились тем фундаментом, на котором стояли европейские государства. Сдвинуть фундамент не смогли. Только французская революция на него посягнула – до этого подобных попыток не было.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 625; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!