Массовое сознание и общественно-политическая мысль в XVII - начале XIX вв. Научная революция и ее значение.



Часть

 

Основные тенденции социально-экономического и политического развития в XVII – начале XIX вв.

В новое время устанавливается капиталистическая модель экономики (при сохранении традиционных форм). Европа перестает быть аграрной, процент населения занятого в аграрной сфере падает. Ув. рост населения, растущая урбанизация, миграция. Появляются буржуазия и пролетариат.

Слово капитализм появляется в 19 в, некоторые историки утверждают, что даже у Маркса его нет. Сейчас - экономическая система, при которой прибыль получают владельцы капитала, а товары и услуги создаются людьми продающими труд за заработную плату.

Для развития капитализма важны:1)Рост населения. Принято считать, что до 18 века общий тренд – рост, но нестабильный. ФернанБродель - рост наеления по синусойде. А с 18 века процесс стабильного роста, по Броделю потому, что человек перестает зависеть от природы. Связывают с климатом, Кроме того из нового света привезли картофель и кукурузу. Зарождается мидицина. Развивается европейская брачная модель. Европейская экономика претерпела структурные изменения, которые позволили прокормить больше людей. Мальтус "Опыт закона народо населения". 2) рост производства в деревне в ответ на это. На примере Англии: распахивались новые земли, улучшались удобрения, изменялся севооборот. Изменение между хозяином и держателем в пользу рыночных отношений.

Капитализм сопровождается: изменениями сеньориальные отношения, переход к найму рабочей силы, рациональное ведение хозяйства, должны быть ограничены вольности крестьянской общины, проверенная техника финансирования, рынок перестает локальным.

Экономический подьем в промышленности примерно со средины 15 века. Главное – ГОРОДА. Развивающееся сельское хозяйство обеспечивает приток денег, цены на товары продолжают расти. Цехи потихоньку становятся препятствием, так как не предполагают конкуренции. Постепенно возникают рассеянные мануфактуры. Появляется разделение труда и его специализация. Параллельно начинает появляться централизованная мануфактура, так как в некоторых областях нельзя сделать рассеяную: кораблестроение, металлургия.

ТОРГОВЛЯ. В 16 -17 веке ярмарки. В 18 веке уже появляются лавки с торговцами, финансовые рынки, весь 18 век развивается международная торговля. Не только количсевтенные изменения, но и качественные, так как еще с 15 века разрывается связь производителя с потребителем. Огромную роль начинают играть купцы. Развивается пиратсво и каперство (просуществовало до 1856 года).

Условия развития капитализма: 1) лично свободный производитель, лишенный средств производства. 2) наличие широкого рынка сбыта. 3) инвестиции, вернее реинвестирование прибыли. В средние века вкладывают в ценные металы, в производство не выгодно так как узость рынка.

На протяжении веков пассивный торговый баланс с Востоком до начала 19 века. Торговля с Африкой очень своеобразна торговый баланс не очень большой, до нового света дорого везти. Все до рубежа 18/19 века пассивный торговый баланс. Европейские государства отвечают на это меркантелизмом - стремление к доминированию активного торгового баланса. Протекционизм, который положил конец эпохи легкой прибыли.

В СХ. На пути аграрной революции (в англии с к.17в.) стоял не столько феодал, сколько крестьянин (капитализм в деревне приводил к расслоению). Европу можно разделить на 2 части, в западной – сеньория, а не феодализм (напр, Франция, там нет креп права, лично свободные крестьяне (94%), преобладает мелкокрестьянское х-во и денежные платежи, сосуществование капит-ма с традицион. формами), в восточной (Восточногерм земли, Польша, Чехия, Венг, Прибалтика) – креп право, барщина и преобладает крупное помещичье х-во, с 1780х начинают частично освобождать. Там магнаты и слабая централ власть, все костно, капитализм почти не проникает, поощрение традиционной эк-ки и убивало ее.

Государство В 14 веке появляется современное государство (в среднем): разрешается конфликт между светскй и духовной властью, церковь не главнее государства, меняются войны - война государственное дело, потом перерастают в войны между народами, государству нужны постоянные ресурсы, уходит в прошлое идея созыва ополчения, с15 века постоянные подразделения.

Переход к сбору постоянных налогов, тем самым становится верховным сувереном, этот переход не происходит безболезненно, поэтому нужна опора, часто в сословно представительных органах. Государство начинает пытатсяреулироать экономику, лезет в идеологию, монополизирует право на легетимное насилие, регулирование семейных отношений, унификация провинций итд. С 14-15 веков организуется система управления, структурируются дворы, разделяются государсвтенные органы, появляется отдельная судебная власть.

К концу 16 века то государство переживает новую трансформацию: деформация сословий, которые все больше ориентируются на корону + конфессионлизация (процессы всвязи с реформацией в церкви, государстве и обществе). Начинают возникать национальные государства, т.к. 16 век - век лоскутных империй. Государство начинает лучше управлятся и боротся с центробежными тенденциями. Стремление к порядку: во внутренних и внешних делах. На смену мечтам на всемирную христианскую империю приходит концепция интереса государства. Национальные языки во всех сферах. Об абсолютизме – усиление королевской власти, появляется бюрокр аппарат, двор, армия, ув. доходы и расходы страны, ув налоги.

В 17 в структурный кризис, бунташный век. Волнения, деиндустриализация Италии, потеря колоний Испанией и Португ. Эпидемии, демографич спад. В эк – под воздействием капит-ма, в пол – усиление централ власти. Европа выходит из кризиса обновлённой. Хотя во Франции за 18 в. голод был 16 раз, бедняги.

Все изменения в эк и политике встречали сопротивления соц и пол традиции!

В идеологии - секуляризация сознания. Примат человеческой личности. Правитель от народа, значит можно его поменять. Зарождаются нации и современные национальные государства. Рубеж 18|19 можно говорить о рождении национализма. Отказ от латыни переход на национальные языки.

Эпоха революций (ранние буржуазные революции): Английская 1640-1660, США в 18 веке, Франция в 18 век. Хотя термин про США достаточно спорный. Еще 1618-48 - 30-летняя война, Фронда 1648-53.

 

Массовое сознание и общественно-политическая мысль в XVII - начале XIX вв. Научная революция и ее значение.

Традиционная картина мира.В начале Нового времени представления о мироздании определялись библейским повествованием о происхождении мира и человека. Господствовало геоцентрическое учение Аристотеля и Птолемея об устройстве Вселенной. Теологи наполнили ее религиозными символами (божественный промысел поместил Землю в центр мира), так концепция мира приобрела теологический характер и превратилась в догму, единственную картину мироздания, признанную церковью.

Традиционные представления о знании.Важнейшими источниками знания считались Священное Писание, сочинения выдающихся теологов, схоластический трактаты. Основой образования считалось усвоение уже накопленного знания, а не открытие нового. Знание считалось окончательной истинной, не нуждающейся в уточнении. Широко были распространения астрология, алхимия и магия. Эти «науки» были связаны с астрономией и медициной и способствовали накоплению знаний о природе.

Открытие Николая Коперника. Переворот в астрономии.ВГО, книгопечатание и Возрождение способствовали открытию нового. Прорыв в традиционных взглядах на мироздание осуществил Николай Коперник (1473-1543). Высказал революционный взгляд на строение мира: в центре Вселенной находится не Земля, а Солнце и именно вокруг него движутся планеты. Земля - лишь одна из планет, движется вокруг своей оси, что объясняет смену дня и ночи. Предложил новую гелиоцентрическую концепцию, но кое-что оставил и от Птолемея-Аристотеля: о круговом движении планет, вызванном вращением кристаллических сфер, и о конечности Вселенной. Трактат «Об обращении небесных сфер» был издан только в 1543 г. и вызвал насмешку у астрономов и протестантов.

Идею Коперника восприняли Джордано Бруно (1548-1600) и Иоганн Кеплер (1571-1630). Бруно считал, что Вселенная бесконечна и не имеет центра. Кеплер доказал, что планеты обращаются не по круговым, а по вытянутыми эллиптическим орбитам и притом неравномерно, а со скоростью, меняющейся в зависимости от изменения их расстояния до Солнца. Свои выводы он облек в математическую формулу, что позволило предсказывать движение планет.

Галилео Галилей (1564-1642) в 1610 г. сконструировал телескоп с увеличением в 32 раза. С его помощью Галилей установил материальность планет (раньше их считали светящимися точками или пятнами); на поверхности Луны различили горы, кратеры и впадины (раньше считали идеальным сферическим телом). Также обнаружил пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры (доказывает ее вращение вокруг Солнца). Млечный путь оказался скоплением бесчисленных звезд. Вселенная раздвинула свои пределы, ее ограниченность «кристаллическими сферами» была подорвана. Галилей заложил основы механики - науки о законах движения земных и небесных тел. Отстаивал метод опытного, экспериментального изучения явлений природы и их математического описания. Доказывал самостоятельность науки как особой сферы деятельности и опыта человека. Его астрономические открытия привлекли внимание католической церкви. Трактат Коперника был запрещен, а Галилея суд инквизиции принудил публично отречься от своих взглядов и запретил заниматься наукой.

Новые научные открытия.XVII век был временем становления новых отраслей естественно-научных и технических знаний, их превращения в самостоятельные науки.

Эванджелиста Торричелли (1608-1647) в Италии, Блез Паскаль (1623-1662) во Франции развили направление механики, связанное с изучением движения жидкостей и их взаимодействия с находящимися в них твердыми телами - гидромеханику. Роберт Бойль (1627-1691) и Эдн Мариотт (1620-1684) расширили и углубили исследование воздуха и газов. Открытие ими факта сжатия заключенного в сосуде воздуха вследствие оказанного на него давление имело фундаментальное значение и получило название закона Бойля-Мариотта. Английский врач Уильям Гарвей (1578-1657) стал фактическим основателем физиологии. В 1629 г. установил подлинную схему кровообращения: из сердца по артериям и по венам - в сердце. Также стал основателем современной эмбриологии, выдвинув идею постепенного формирования органов живых существ. Итальянец Марчелло Мальпиги (1628-1694) завершил разработку новой теории системы кровообращения, обнаружив капилляры. Вместе с Робертом Гуком (1635-1703) после усовершенствования микроскопа описал подробности строения растений. Рук выявил их клеточную структуру и сам ввел термин «клетка». Голландец А. ван Левенгук (1632-1723) обнаружил и описал различные формы микроорганизмов. Также наблюдал красные кровяные тельца и изучал строение живых тканей. Благодаря ВГО создавались более точные и подробные карты. В 1650 г. вышла первая «Всеобщая география» Б. Варениуса (1622-1650), содержавшая материал по физической географии.

Научная революция открыла путь рационалистическому познанию мира. С расширением сферы исследований возникали новые отрасли научного знания. Научные изыскания приобретали все более систематический и непрерывный характер.

Механистическая концепция мира.Открытие гелиоцентрической концепции мира выдвинуло на первы план вопрос о причинах такого обращения планет. Разные ученые высказывали мысль, что Солнце притягивает к себе планеты и что действие этой силы притяжения (гравитации) подчинено особому закону. Исаак Ньютон (1642-1727), помимо всего прочего, сформулировал три основных закона движения тел: инерции, пропорциональности силы ускорению, равенства действия противодействию. В 1687 г. ввел в науку новый универсальный закон всемирного тяготения. Ньютон придал механике законченную, классическую форму, он завершил переворот, начатый Коперником. Благодаря его работам оформилась новая механистическая модель мира, сменившая аристотелевскую теологическую картину Вселенной.

Мировоззренческие последствия Научной революции.НР стала главным фактором секуляризации европейской культуры. Утверждение новой механистической теории сопровождалось переворотом в понимании материи. Естествоиспытатели утверждали, что Вселенная состоит из атомов, корпускулов. Атомизм - учение о том, что атомы и все тела подчинены одним и тем же законам механики и математики - стал основой новой механистической концепции. Из новой картины мира вытекало, что Бог совершенно не причастен к работе небесной машины. Но в период рождения новой науки религиозное сознание продолжало господствовать, и самые выдающиеся ученые считали мир творением Бога. Таким образом, во взглядах ученых существовало противоречие между наукой и верой. Но независимо от религиозных взглядов творцов новой науки, ее развитие вело к обособлению представлений о мире от религии и питало убеждение в возможности объяснить природу из нее собой, без помощи теологии. Возник деизм (понимание под Богом не особого телесного существа, а безличной, бестелесной силы, разумной первопричины мира) и пантеизм (отрицание существование Бога как особой внеприродной субстанции; полное слияние Бога с природой).

Секуляризация представлений о Земле.Проявление процесса секуляризации - начавшаяся в XVII в. дискуссия о возрасте Земли и человечества. Ученые поставили вопрос о реальности Всемирного потопа. С этого начался критический пересмотр догм Священного писания. Зазвучали сомнения в достоверности библейского свидетельства об одновременном создании Земли и человека. Постепенно утверждался взгляд на библейскую картину творения и библейскую шкалу времени как на мифологический образ возникновения Земли. Из-за ВГО и открытия новых народов возникло мнение, что Библия повествует не о всеобщей истории человечества, а только об истории его части.

Новое понимание знания и роли науки.Утвердилась идея относительной истинности всякого знания - опытный метод вел к открытию все новых свойств изученных объектов и, значит, к углублению знания. Возникла идея прогресса науки. Экспериментальный характер новых наук требовал применения новых приборов и технического обеспечения. Так наука неизбежно сливалась с техникой. Рождался взгляд на науку как средство, открывающее большие возможности использования человеком сил природы в созидательных целях.

Научные общества и академии.Возраставший интерес к изучению природы, потребность образованных людей в интеллектуальном общении привели к возникновению обществ и кружков, члены которых занимались научными исследованиями и обсуждали научные и философские проблемы. Появление их обуславливалось тем, что церковный контроль над университетами препятствовал занятиям в них естествознанием. В 1603-1651 гг. в Риме существовала Академия деиЛинчеи (Академия рысьеглазых). Во Флоренции в 1657 г. была учреждена Академия дельЧименте (Академия опытов). В первые десятилетия XVII в. научные кружки появились во Франции (кружок ученого монаха Мерсенна в Париже). В Англии в 1660 г. было учреждено Королевское общество. По существу оно являлось Академией наук. Во Франции Академия наук была основана в 1666 г. В XVIII в. Академии наук возникли уже в большинстве европейских стран, что свидетельствовало как о поступательном развитии естественных наук и увеличении численности ученых, так и о поддержке науки правительствами, осознававшими возможность ее использования в государственных целях.

Влияние Научной революции н общественную мысль.Из-за развития естественных наук складывался культ природы как упорядоченной, разумно организованной системы, регулируемой неизменными законами. Такое представление о природе наводило на мысль о возможности приложить методы, принципы и законы естествознания к изучению общества с целью определения путей его совершенствования. Характерной особенностью представлений о человеке и обществе в XVII - XVIII вв. стали натурализм (т. е. ориентация на природу как нечто образцовое, идеальное) и механицизм, выражавшийся в уподоблении человека и общества механизму и в применении к ним принципов механики. Мыслители пытались создать социальную механику и социальную физику. Человека как живое существо отождествляли с машиной. В понимании Декарта жизнь - это ответная реакция организма на внешние раздражения. Смерть возникает не из-за того, что душа покидает тело, а потому что машина ломается. Идея атома как первоэлемент природы превратилась в понятие о человеке - социальном атоме. Стало использоваться слово «индивидуум», что отражало возрастающую в XVII-XVIII вв. самостоятельность человеческой жизни. Считали, что действия людей определяются взаимным притяжением или отталкиванием.

Понятия механики переносились и на понятие государства. Отношения между государствами или правительствами стали представлять в виде «равновесия сил» и «системы государств», допускалась возможность точно измерить такие силы и выявить характер их взаимодействия с помощью методов геометрии.

Создатели политической экономии переносили понятия классической механики на экономические отношения (Адам Смит).

Про общественно-политическую мысль в 18 в. см. билет про Просвещение.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!