Франция в XVII – XVIII вв. Французское Просвещение.



Людовик 14 (1643-1715), Людовик 15 (1715-1774), Людовик 16 (1774-1792).

Сеньориальный порядок. Земельное владение – цензива. Цензитарий – владелец. Денежные и натуральные ренты (ценз, шампар) получал сеньор + привилегии на охоту, рыбную ловлю, содержание голубятни. Баналитеты: обязанность крестьян платить за использование мельницы, печи и тд. Сословное общество: дворянство, духовенство и третье сословие. Есть и буржуазия (в третьем сословии), которая была представлена верхушкой городского населения (чиновники, банкиры, купцы и тд). Дворянство и духовенство были освобождены от налогов. У духовенства – десятина.

Глава государства – король. Единственный носитель суверенитета в стране. Независим и равноправен по отношению к любому другому земному владыке. У короля была абсолютная власть, но правил он по закону. Король соблюдал божеские законы и естественные законы (права че­ловека на жизнь, свободу и собственность). Наконец, король был обязан чтить фундаментальные законы французской монархии, под которыми подразумевались правила наследования престола и прин­цип неотчуждаемости королевского домена (право первородства (престол – к старшему сыну), престол – по мужской линии, невозможность выбрать себе наследника, не может отречься от престола). королевский суверенитет основан на божественном праве, король есть наместник Бога на земле и отвечает за свое правление. В Англии был принят Хабеас Корпс Акт – решение об аресте принималось судом, монарх не мог кого-либо просто арестовать. Во Франции – традиция «писем с печатью», lettresdecachet. Пустое письмо-ордер на арест с пустым прочерком на месте имени. Кого впишут – тот будет арестован.

При короле, обладавшем всей полнотой верховной власти, имелся консультативныйорган — королевский совет. Орган сословного представительства — Генеральные штаты, со­биравшиеся во Франции крайне редко. В 1614 г. они были созваны в обста­новкесмут и беспорядков, охвативших страну в период малолетства короля Людовика XIII (король Франции с 1610 г.). Распри между сословиями парализовали работу Генеральных штатов, и они в оче­редной раз продемонстрировали свою неэффективность. их распустили и больше не созывали вплоть до 1789 г.

парламенты (верховные суды). Раньше других (в XIII в.) возник Парижский пар­ламент, распространявший свое влияние на треть территории коро­левства. Верховные суды закрепили за собой право конт­роля над законодательством: указ обретал законную силу лишь после его регистрации парламен­том. В случае несогласия зарегистрировать указ парламент подавал королю письменные возражения — ремонстрации. По мере развития государственного аппарата расширялся слой чиновничества. (оффисье) В поисках доходов правительство прак­тиковало продажу государственных должностей. в годы Тридцатилетней войны получил развитие возникший еще в се­редине XVI в. институт провинциальных интендантов. С середи­ны 1630-х гг. интенданты превратились в постоянных представите­лей королевской власти на местах.

Фронда (1648—1653).Когда в 1643 г. умер Людовик XIII,его сын Людовик XIV (1638— 1715) был пятилетним ребенком. Ставшая регентшей при малолетнем монархе королева-мать Анна Австрий­ская назначила первым министром кардинала Джулио Мазарини (1602—1661). В начале 1648 г. парламент заявил, что лишь ему как га­ранту законов и традиций королевства принадлежит право опеки над малолетним королем. Первый этап Фронды (1648— 1649) обычно назы­вают «парламентской Фрондой». Весной и летом 1648 г. магистраты четырех парижских верховных судов выд­винули целую политическую программу. В программу входили тре­бования отозвать интендантов из провинций, уменьшить размер тальи (прямого налога) и вернуться к традиционному порядку ее сбора под контролем прежних финансовых бюро или провинциаль­ных штатов, не вводить новых налогов без согласия парламента, не держать никого под арестом больше суток. Когда по приказу Мазарини парламентские вожаки были арестованы, Париж покрылся баррикадами.

Королева с малолетним королем и Мазарини бежали из города. Париж был осажден королевской армией. Парламент предпочел всту­пить в переговоры и в марте 1649 г. заключил мир с правительством, но в это время высшие аристократы взбунтовались против Мазари­ни и он был вынужден покинуть страну. С 1650 г. начался второй этап Фронды, который принято называть «Фрондой принцев». Дворянские собрания в Париже и близлежащих провинциях требовали, чтобы впредь монар­хия опиралась на согласие сословий. На практике это должно было означать регулярный и частый созыв Генеральных штатов. Мазарини вернулся во Францию во главе отряда немецких наем­ников. Его соперники попытались оказать сопротивление, но их войска были разбиты и все мятежи постепенно подавлены. Парламенты и знать оказались неспособны договориться между собой и тем более управлять страной. Население страны устало от гражданской войны, и когда в октябре 1652 г. королева с сыном вернулись в Париж, жи­тели города встретили их с радостью. Летом 1653 г. был подавлен последний очаг Фронды в Бордо.

Монархия ЛюдовикаXIV. После смерти кардинала Мазарини в 1661 г. Людовик XIV, которому уже исполнилось 22 года, собрав министров, заявил, что отныне сам будет своим первым министром, и с тех пор правил самостоятельно. Оставив Париж, вызывавший у него неприятные воспоминания о Фронде, Людовик XIV обосновался в новой резиденции в Версале. Аппарат французской монархии формировался преимущественно из числа юристов буржу­азного и новодворянского происхождения; постепенно сложились влиятельные чиновничьи династии. Королю принадлежало право вершить правосудие в стране, а от его имени и по поручению во главе судебной системы стоял канцлер, являвшийся одновременно храни­телем государственных печатей и возглавлявший заседания королев­ского совета в отсутствие монарха. В 1673 г. Людовик XIV урезал полномочия парламентов, запретив им подавать ремонстрации до регистрации закона. Постоянными представителями центральной власти в провинциях стали интендан­ты.

Экономическая политика французской монархии.меркантилизм: таможенный протекционизм, поощрение мануфак­турного производства в стране и развитие заморской торговли. Жан Батист Кольбер (1619 — 1683). развивал фран­цузские мануфактуры, в первую очередь те, что производили пред­меты роскоши и работали на вывоз. Кольбер издавал указы, предписывающие промыш­ленникам, какие товары и как они должны производить, какого раз­мера ткань выпускать и чем ее красить. Кольбер установил высокие пошлины на ввоз товаров из-за границы. Экономическая политика Ж. -Б. Кольбера дала результаты: за не­сколько лет удалось пополнить государственную казну, увеличив доходы и сократив расходы. одержать победу в торговом соперничестве с Голландией и Англией Франция так и не смогла. Многие разбогатевшие французские купцы и их сыновья, подобно самому Кольберу, по-прежнему предпочитали вкладывать деньги не в развитие дела, а в покупку земли и государственных должностей. Важной составляющей экономической политики Кольбера было поощрение заморской торговли, приносившей высокие прибы­ли. С этой целью он уделял большое внимание строительству флота и созданию торговых компаний, каждая из которых получала моно­польное право на ведение дел в определенном регионе. По иници­ативе Кольбера были основаны Вест-Индская компания для торгов­ли с французскими колониями на Антильских островах, Ост-Индс­кая компания для торговли с Индией, Северная, Левантийская, Ки­тайская и Гвинейская компании. На рубеже XVI —XVII вв. началась французская колонизация Ка­нады. В начале 1680-х гг. французы спустились из Канады вниз по р. Миссисипи и основали в Северной Америке новую колонию, ко­торую в честь короля назвали Луизианой.

В последнюю четверть XVIII в. Франция вступила, будучи одной из самых богатых и многолюдных европейских стран. По численности населения (27 млн человек в 1775 г.). устойчивый экономический рост с 20-х по 80-е годы XVIII в. Особенно быстро развивались сектора экономики, связанные с колониальной торговлей. По ее общему объему, выросшему за этот период в 4 раза, Франция вышла на второе место в мире после Англии. Атлантическая торговля стимулировала развитие судостроения, текстильной и пищевой промышленности. Больших успехов в XVIII в. добилась и тяжелая индустрия Франции. В 1780-е годы более 50% металлургических предприятий принадлежали дворянам, более 9% — церкви. Именно в этот период дворянская семья Ванделей основала знаменитый металлургический завод в Крезо, где в 1787 г. была проведена первая во Франции плавка с использованием кокса. В 80-е годы началось применение и первых паровых машин. рост валового продукта сельского хозяйства с 1709 по 1780 г. составил до 40%.

Огромный государственный долг, на обслуживание которого уходила половина бюджета, стал непосильной ношей для устаревшей финансовой системы. Выходом могла стать лишь реформа налогообложения, предполагавшая отмену фискальных привилегий и введение общего для всех поземельного налога. все попытки правительства модернизировать финансовую систему государства наталкивались на упорное сопротивление привилегированных сословий и традиционных судебных учреждений. Экономический кризис во Франции 80-х годов XVIII в. не носил системного характера, то есть ни в коей мере не свидетельствовал о нежизнеспособности системы в целом. факторы можно разделить на субъективные (просчеты в экономической политике правительства) и объективные, а последние, в свою очередь, — на долговременные (смена фаз многолетнего экономического цикла) и краткосрочные (неблагоприятная сезонная конъюнктура).уникальность ситуации 1780-х годов состояла в том, что на сей раз проявление всех этих факторов совпало по времени, что сделало экономический кризис особенно глубоким и тяжелым. На протяжении большей части XVIII в. цены на зерно постепенно росли, но в 1776 г. эта фаза цикла закончилась, и они пошли вниз. Вскоре стали падать и цены на вино. В 1786 г. оно заключило торговый договор с Англией, который открывал британский рынок для французских вин. Взамен французский рынок открывался для продукции английских мануфактур. В 1787 г. был разрешен свободный вывоз зерна за рубеж и заключен торговый договор с Россией, также предусматривавший выгодные условия для экспорта французских вин. Разрешение экспортировать пшеницу привело к тому, что значительная часть запасов зерна ушла за рубеж. Лето же 1788 г. выдалось неурожайным. Цены на рынках взлетели. Стали распространяться панические настроения: люди боялись голода. Английские текстильные мануфактуры, имевшие лучшее техническое оснащение, заполнили своей дешевой продукцией французский рынок, вытесняя с него местных производителей. В 1787 г. сбор шелка-сырца был крайне низким, а неурожай 1788 г. спровоцировал забой овец и, соответственно, резкое сокращение их поголовья, что вызвало еще и дефицит шерсти. Все это вместе взятое привело к острому кризису французской текстильной промышленности: сотни предприятий закрылись, тысячи работников оказались на улице. Экономический спад до предела обострил социальное недовольство "низов" и сделал их весьма восприимчивыми к демагогическим лозунгам антиправительственной оппозиции. Финансовый дефицит, падение цен, неурожаи, фронда знати и парламентов, голодные бунты, слабость центральной власти — все это бывало в истории Франции и раньше, но в разные периоды. Одновременное же действие всех этих негативных факторов вызвало тот социальный резонанс, который привел к краху Старого порядка.

Французское Просвещение.Мари Франсуа Аруэ Вольтер(1694–1778). Из политических сочинений – «Философские письма» из Англии (1733): абсолютизм изжил себя. В Англии (куда он был изгнан) всё лучше, чем на родине. Пора перенимать их гос.устройство. «Республиканские идеи» (1762) – лучшая форма правления – республика, но просвещённая монархия тоже хороша.Революция плоха, изменение строя должно производиться сверху. А на такое способен только просвещённый монарх. Его борьба с католической церковью сформулирована им очень кратко: "Раздавите гадину!". Вольтер показывал несостоятельность религии как системы. Но он оставался на позициях деизма, не отрицая целиком веру в Бога как Творца нашего мира. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец. В то же время считал, что религия необходима, так как религиозная вера — это сила, управляющая поведением людей. Он говорил: "Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать".

Шарль Луи Монтескье де Секонда,ба­рон де ла Бред(1689—1755). Монтескье был теоретиком «смешанной формы правления» (по существу, консти­туционной монархии) на базе разделения и равновесия властей, единственно, по его мнению, способной гарантировать поли­тическую свободу. Работа «О духе законов» (1748). Форма гос-ва зависит, прежде всего, от природно-климатических условий. Жаркий климат – люди беспечные, т.к. особых усилий не надо прилагать. Поэтому у них деспотия. Холодный климат – постоянная борьба за существование, они грубы, но свободны, у них другой образ жизни. Потому у них – демократия. А самый оптимальный вариант – умеренный климат. Разум и эмоции находятся в балансе, поэтому наиболее оптимальная форма – монархия (с уважающим законы монархом) или республика. с воздействием умеренного климата Британских островов он связывал достоинства английского госу­дарственного строя, который сильно идеализировал. Линия соответствия - законы - принципы правления. Республика - честь и добродетель. Аристократия - умеренность, монархия - честь, деспотия - страх. Выделял 4 формы правления: республика, аристократия, монархия, деспотия. Идеал – КМ (конституционная монархия). Разделение властей (Законодательная, исполнительная, судебная). По сути, первый теоретик данной системы. выступал с позиций деизма. выступал за верховенство закона. До появления государства было ЕС - естественное состояние и с инстинктами и с потребностями. Потом - государство на основе О/Д (общ.дог.). Монтескье считал наследственное дворян­ство необходимым элементом обществен­но-политического строя Франции. Обладая от рождения особым престижем и при­вилегиями, оно является естественным поборником личной свободы и врагом деспотизма. Ему должна принадлежать «промежуточная власть», функция кото­рой — создавать и удерживать равновесие между монархом и народом.

Жан-Жак Руссо (1712—1778). Он вы­ступил с осуждением обще­ственного неравенства (как сослов­ного, так экономического). «Об общественном договоре или принципы общественного права» (1762) – идея народного суверенитета. Если власть не выполняет волю народа, то ее нужно свергнуть. Руссо– против разделения властей. Нужно вводить в гос-ве элементы прямой демократии. Рационалистическая гипотеза естествен­ного состояния человечества, люди были еще близкими к природе дикарями. В дальнейшем рост численности людей делал труднее удовлетворение потребностей и стимулировал самосовершенствование. В результате возникали новые способы удов­летворения материальных нужд — охота, каменные орудия, жилища. Люди становились оседлыми, появились семья и первые общественные связи. Именно этот период в истории челове­чества — наиболее длительный и счастли­вый. «Железо и хлеб цивилизовали людей, но они же и погубили род человеческий, ибо среди порожденных ими общественных перемен возникает величайшее зло — частная собственность, <…> и вместе с посевами взошли раб­ство и нищета». Именно появление частной собственности разрушает перво­начальное равенство, порождает кон­трасты богатства и нищеты, порчу нравов. Для охраны своего имущества богатые добиваются создания общественной власти и законов на основе «общественного договора». Форма правления зависит от распределения собственности между гражданами. Там, где выделяется богатством и влиянием один человек, возникает монархия, где несколько бога­чей — аристократия, наконец, +/- равномерное распределение собственности ведет к утверждению демо­кратии. В отличие от Вольтера, Руссо не считал прогресс цивилизации безусловным бла­гом. Он доказывал, что этот прогресс, все большее удаление человека от природы — падение нравов, рост неравенства. Руссо уподоблял развитие человечества развитию любого живого организма, проходящего путь от детства до старости. Правда, Руссо все же считал возможным задержать процесс дряхления. Для этого людям необходимо вернуться к природе, к простоте; это не значит, что он призывал вернуться в первобытные леса, в чем нередко упрекали Руссо его крити­ки, — речь шла о том, чтобы вернуть человеческому обществу те принципы и законы, которые дарованы человеку при­родой. Свобода и демократическое наро­довластие, торжество естественной и чистой морали, смягчение крайностей бед­ности и богатства, умеренный достаток для всех.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 634; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!