Партийная журналистика в 19в.




В 30-ые годы появилось большое кол-во различных газет – утренних и вечерних, столичных и провинциальных, ежедневных и ежемесячных, элитарных и массовых. Но тема политики присутствовала практически во всех изданиях. Более всего была политизирована элитарная пресса. Газеты выпускались и для тех, кто выбирается, и для тех, кто голосует. В это время появляются новые политические партии:
Либералы выступали за рынок, за интересы буржуазии;
Реформисты пытались добиться серьезных изменений в обществе;
Радикалы были ещё более требовательными в отношении изменений порядков;
Демократы и республиканцы выступали против монархии, ратовали за республику;
Социал-демократы – рабочая партия.
У каждой политической группировки была своя пресса, свои способы манипулирования аудиторией. Так, например, газеты “Times” и “Daily Telegraph” были консервативными изданиями.
Во Франции партийная пресса была в расцвете в 30-40-е годы. Шла серьёзная борьба против монархии.

К концу века партийная пресса утратила свою значимость. У партий просто не хватало денег на качественные издания. Экономическая пресса наоборот поднималась. Реклама поддерживала и укрепляла позиции коммерческих изданий.
В некоторых странах складывалась двухпартийная система – США и Великобритания. Поэтому во время выборов партийная пресса активизировалась. Но лишь на время политических баталий, а потом опять затихала.

 

Парижская Коммуна и печать


Наполеоном III были все недовольны, и он решил, что война все исправит. В июле 1870 началась франко-прусская война. Под Седаном франц. армия потерпела ужасное поражение. Наполеон 3 сдал без боя 83-тыс. армию. Возмущенные парижане вышли на улицы. Восстание переросло в революцию, в результате которой была свергнута Вторая империя и провозглашена Третья республика. В Париже установилась власть рабочих и солдат Национальной гвардии – Парижская Коммуна.


Первыми действиями ЦК Национальной гвардии были захват легитимистской Фигаро и бонапартистской Голуа. Эти репрессивные действия по отношению к двум крупным парижским консервативным газетам новая власть объясняла стремлением защитить республику и демократию.

Облик прессы Парижской Коммуны определили два демократических и радикально-республиканских издания, выступивших на стороне коммунаров: газета талантливого писателя и известного общественного деятеля Жюля Валлеса «Кри дю Пёпль» (Глас народа) и газета Феликса Пиа «Ванжёр» (Мститель). В Кри дю пёпль Валлес обличал финансовую плутократию, требовал переустройства общества на справедливых началах, поддерживал забастовки рабочих, выступал против колониальных авантюр французского правительства. Он был членом Парижской Коммуны и считал себя свободным солдатом без номера на фуражке.

Валлес, будучи сторонником абсолютной и неограниченной свободы прессы, протестовал против запрещения властями Коммуны «Голуа» и «Фигаро».
В газетах Коммуны печатались не только воззвания, публицистические статьи, постановления ЦК Национальной гвардии, а художественные произведения: многочисленные сатирические и юмористические стихотворения, пародии, шутливые или
эпиграммы. 20 апреля газета «Журналь оффисьель» публикует один из основных программных документов Парижской Коммуны — декларацию к французскому народу, в которой подчеркивалось, что Коммуна не хочет «разрушить единство Франции», а добивается лишь уничтожения , бюрократизма, эксплуатации, ажиотажа, монополий, привилегий — всего того, чему пролетариат обязан своим рабством, а родина — своими бедствиями и страданиями».

Верные идеалам свободы, коммунары провозглашали в первом номере Журналь оффисьель: «Республиканские власти столицы хотят заставить уважать свободу печати так же, как и все другие свободы. Они надеются, что все газеты поймут, что их главная обязанность заключается в безусловном уважении Республики, в правде, справедливости и искренности, которые будут поставлены под полную защиту».
Далеко не все республиканские газеты поддержали коммунаров. 21 марта 1871 г. 28 республиканских газет публикуют обращение к избирателям, которые должны были избрать парижскую городскую управу, не приходить на выборы. В ответ на подобный демарш на следующий день в «Журналь офисьель» появляется предупреждение Центрального Комитета Национальной гвардии, в котором говорилось, что хотя ЦК и уважает свободу прессы, он намерен заставить уважать решения представителей парижан.
За предупреждением последовали гонения на прессу. 4 апреля 1871 г. были запрещены три парижские газеты. 18 апреля закрыты еще четыре периодических издания. Через несколько дней на заседании ЦК Национальной гвардии один из его членов заявил: «Во время войны достаточно иметь лишь одну газету — Журналь офисьель.
Журналь офисьель, стала официальным печатным органом Парижской Коммуны. В газете сотрудничали многие известные писатели, художники, политики: Эдуард Порталис, Жан-Батист Клеман, Гюстав Курбе, Эдуард Вайак, Шарль Лонге. Каждый номер состоял из двух частей: официальной и неофициальной. В официальной части печатались манифесты, воззвания Центрального комитета, декреты, постановления, приказы и т. д. Неофициальная часть содержала статьи политического и полемического характера, новости из-за границы, информацию из провинций, парижскую хронику, информацию о материалах, напечатанных в других газетах, и выдержки из них. Когда версальцы входили в Париж в мае 1871 г., в Журналь офисьель, было опубликовано воззвакие Комитета общественного спасения, призывавшее парижан с оружием в руках защищать республику, Коммуну и свободу.

28 мая 1871 г., после недели баррикадных боев, Парижская Коммуна была разгромлена, начались белый террор, жестокие преследования и казни коммунаров. 31 октября 1871 г. газета «Раппель», публикует открытое письмо В. Гюго из эмиграции, в котором он призывал к амнистии коммунаров. Правительство Тьера не вняло призыву великого писателя: комиссия выносила один смертный приговор за другим. Республиканская пресса выступила с критикой Комиссии. Тогда правительство запросило у палаты депутатов разрешение подвергнуть наказанию строптивые газеты. Разрешение было получено. Главный редактор газеты «Права человека» Жюль Гед был приговорен к 8 месяцам тюрьмы и штрафу в 2000 франков. На каторжные работы были сосланы многие журналисты и литераторы, бывшие члены Парижской Коммуны или поддержавшие ее (Рошфор, Бланки, Луиза Мишель и др.).


Кратко:
Наполеоном 3 были все недовольны, и он решил, что война все исправит (гений). В июле 1870 началась франко-прусская война. Под Седаном франц. армия потерпела ужасное поражение. Наполеон 3 сдал без боя 83-тыс. армию. Возмущенные парижане вышли на улицы. Восстание переросло в революцию, в результате которой была свергнута Вторая империя и провозглашена Третья республика. В Париже установилась власть рабочих и солдат Национальной гвардии – Парижская Коммуна.
Первыми действиями ЦК Национальной гвардии были захват легитимистской Фигаро и бонапартистской Голуа. Эти репрессивные действия по отношению к двум крупным парижским консервативным газетам новая власть объясняла стремлением защитить республику и демократию.

Облик прессы Парижской Коммуны определили два демократических и радикально-республиканских издания, выступивших а стороне коммунаров: газета талантливого писателя и известного общественного деятеля Жюля Валлеса «Кри дю Пёпль» (Глас народа) и газета Феликса Пиа «Ванжёр» (Мститель). В Кри дю пёпль Валлес обличал финансовую плутократию, требовал переустройства общества на справедливых началах, поддерживал забастовки рабочих, выступал против колониальных авантюр французского правительства. Верные идеалам свободы, коммунары провозглашали в первом номере Журналь оффисьель: «Республиканские власти столицы хотят заставить уважать свободу печати так же, как и все другие свободы. Они надеются, что все газеты поймут, что их главная обязанность заключается в безусловном уважении Республики, в правде, справедливости и искренности, которые будут поставлены под полную защиту».
Далеко не все республиканские газеты поддержали коммунаров. 21 марта 1871 г. 28 республиканских газет публикуют обращение к избирателям, которые должны были избрать парижскую городскую управу, не приходить на выборы. В ответ на подобный демарш на следующий день в «Журналь офисьель» появляется предупреждение Центрального Комитета Национальной гвардии, в котором говорилось, что хотя ЦК и уважает свободу прессы, он намерен заставить уважать решения представителей парижан.
За предупреждением последовали гонения на прессу. 4 апреля 1871 г. были запрещены три парижские газеты. 18 апреля закрыты еще четыре периодических издания. Через несколько дней на заседании ЦК Национальной гвардии один из его членов заявил: «Во время войны достаточно иметь лишь одну газету — Журналь офисьель.
Журналь офисьель, стала официальным печатным органом Парижской Коммуны. В газете сотрудничали многие известные писатели, художники, политики: Эдуард Порталис, Жан-Батист Клеман, Гюстав Курбе, Эдуард Вайак, Шарль Лонге. Каждый номер состоял из двух частей: официальной и неофициальной. В официальной части печатались манифесты, воззвания Центрального комитета, декреты, постановления, приказы и т. д. Неофициальная часть содержала статьи политического и полемического характера, новости из-за границы, информацию из провинций, парижскую хронику, информацию о материалах, напечатанных в других газетах, и выдержки из них. Когда версальцы входили в Париж в мае 1871 г., в Журналь офисьель, было опубликовано воззвание Комитета общественного спасения, призывавшее парижан с оружием в руках защищать республику, Коммуну и свободу. После разгрома Коммуны 28 мая 1871 г., после недели баррикадных боев, начались белый террор, жестокие преследования и казни коммунаров. Реакционная буржуазная пресса возвращается в Париж.


Эмиль Золя – журналист


Дело Дрейфуса


В сентябре 1894 года военный министр Мерсье выдвинул против офицера генерального штаба Альфреда Дрейфуса, еврея по национальности, ложное обвинение в продаже Германии секретных военных документов. После франко-прусской войны Германия считалась злейшим врагом Франции, поэтому шпионаж в пользу Германии был даже больше, чем просто государственная измена. Дрейфус был приговорен к пожизненной каторге. Но в 1896 году начальник информационного бюро генерального штаба Пикар уставновил, что шпионажем занимался не Дрейфус, а штабной офицер Эстергази. Известие об этом сразу же просочилось в печать. В стране поднялась волна протеста против несправедливого осуждения Дрейфуса. Тем временем брат осужденного Матье Дрейфус возбудил дело против Эстергази. Но военный суд его оправдал. Это событие и вынудило Эмиля Золя написать "Я обвиняю".

«Я обвиняю»

В самом начале открытого письма Золя обращается к Президенту Франции Феликсу Фору, отмечая его множественные заслуги перед страной и тут же предостерегая его от того, что его правление может быть сильно испорчено позорным пятном - делом Дрейфуса. И далее автор развивает эту тему.

Он говорит, что следствие против офицера Дрейфуса надумано, проводилось небрежно, в нем много неясного. Он считает майора Дюпати де Клама, следователя по делу Дрейфуса, главным виновником ошибки: "Я просто заявляю, что майор Дюпати де Клам, коему вменено было как военному юристу произвести следствие по делу Дрейфуса, является, в порядке очередности и по тяжести ответственности, главным виновником страшной судебной ошибки". Золя считает, что все дело Дрейфуса было надуманным и у следствия практически не было улик: "А ведь обвинение строилось на одной-единственной и вздорной улике - на дурацком препроводительном письме, свидетельстве не только заурядной измены, но и неслыханно наглого мошенничества, если принять во внимание, что почти все пресловутые тайны, выданные врагу, лишены какой бы то ни было ценности. Я делаю на этом упор лишь потому, что такие способы судопроизводства подготовили благоприятную почву для настоящего злодеяния - отказа в правосудии, которое, словно страшный недуг, поразило впоследствии Францию". Золя считает, что дело было окружено неоправданной тайной: "Если бы изменник открыл врагу границы страны и привел германского императора к подножию собора Парижской богоматери, то и тогда, вероятно, слушание дела не было бы окружено более плотной завесой тайны и молчания".
Эмиль Золя видит причину обвинения Дрейфуса в том, что он еврей. А антисемитизм во Франции того времени заметно процветал: " ... непрестанные заявления узника о своей невиновности окончательно убеждают в том, что несчастный пал жертвой не в меру пылкого воображения майора Дюпати де Клама, пропитанной духом клерикализма среды, окружавшей его, и травли " грязных евреев", позорящих наш век".
Для Золя особенно важна честь Франции и французской армии. Поэтому он особенно жестко нападает на генералов Бийо, Гонза и де Буадефра. Они знали тайну, но руководствуясь "корпоративными" интересами ее не выдавали. Между тем, "истина неуклонно прокладывала себе дорогу". Золя считает, что генералитет, чтобы выгородить француза Эстергази, подкупал газеты и журналистов и печатал ложные сведения.
Особенно интересна и пафосна концовка "Я обвиняю". Именно в ней, Эмиль Золя называет всех, по его мнению, виновных людей. Это и следователь Дюпати де Клам, и генерал де Пелье и майор Равари, которые провели "злонамеренное расследование", и все военное ведомство, в том, что оно вело на страницах газет "грязную кампанию, направленную на то, чтобы ввести в заблуждение общественность и отвлечь внимание от преступной деятельности упомянутого ведомства". Обвиняет он и генерала Бийо, располагавшего неопровержимыми сведениями невиновности Дрейфуса и скрывавшего их, и генералов де Буадефра и Гонза, которые "стали соумышленниками того же преступления, один, несомненно, в силу своей приверженности церкви, другой - подчиняясь закону круговой поруки, благодаря которому Военное ведомство превратилось в непорочную, неприкасаемую святыню".
Своим произведением Золя "очистил" в глазах общества офицера Генерального штаба Дрейфуса, тем самым предотвратив волну антисемитизма, захлестывающую Францию. Это произведение патриота, желающего видеть справедливые законы справедливого общества, патриота, любящего свою страну, любящего армию. Подтверждение тому в письме Эмиля Золя капитану Дрейфусу: " К тому же Вы спасаете и честь армии. Той армии, которую Вы любили, которой отдали все ваши устремления. Не слушайте тех, кто кощунствует, кто хочет возвеличить ее ложью и несправедливостью. Это мы - истинные защитники. Это мы будем приветствовать ее в тот день, когда Ваши товарищи, оправдав Вас, явят миру самое священное и самое высокое зрелище - признание ошибки. В этот день армия будет представлять собой не только силу, она будет представлять собой справедливость".


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 461; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!