Особенности развития печати в Англии в 19в.




Англия в XIX веке была одной из ведущих европейских держав. Индустриальная революция в Англии была завершена к середине XIX века: промышленность преобразована на машинной основе — прялку заменил ткацкий станок, физическую силу — паровые машины, быстро росли промышленные мегаполисы.
Лондон стал мировым банковским центром. Мощное индустриальное государство, «мастерская мира», великая империя, «владычица морей» и многочисленных колоний — такой предстала Великобритания в XIX веке перед изумленными взглядами своих европейских соседей.

Огромное влияние на британскую журналистику оказало быстрое развитие в 1830—1840-х гг. железнодорожного транспорта и электрического телеграфа. Именно Англия подарила миру железные дороги, первые короткие линии которых использова-лись для перевозки угля из шахт в угольных районах еще в 20-х гг. XIX века. Последующее стремительное увеличение количества и протяженности железных дорог вытеснило почтовые кареты и ускорило доставку прессы в самые отдаленные утолки Соединенного Королевства.
В отличие от Франции, где общественное развитие на протяжении XIX столетия представляло собой череду революций и переворотов, ситуация в Великобритании отличалась относительной стабильностью. Компромисс между старой и новой элитами был достигнут еще во время Славной революции 1688— 1689 гг., поэтому задача английской буржуазии заключалась не в свержении монархии, а в постепенном укреплении своего могущества. Если активность французов проявлялась в XIX веке прежде всего в социальной сфере, то энергия англичан была направлена в экономику, промышленность, торговлю и культуру. ру. Это было следствием выхода на авансцену среднего класса, более многочисленного в Англии, чем в других европейских странах, в силу произошедшей в стране индустриальной революции. Резкое сокращение численности консервативного крестьянства, огромные прибыли фактически не имевшей конкурентов на мировом рынке почти весь XIX век английской буржуазии также являлись факторами стабильности общественной жизни. Богатая английская буржуазия была готова идти на компромисс с рабочими, поступаясь частью своих сверхприбылей.
Своеобразие социокультурной ситуации в Англии XIX века нашло свое отражение в феномене викторианства. Викторианской эпохой принято называть семидесятилетний период английской истории и культуры, значительная часть которого приходится на время правления королевы Виктории, находившейся на британском престоле с 1837 по 1901 г. На этот период приходится укрепление экономической и военной мощи Великобритании. Властная и сильная королева упрочила авторитет мо-нархии. После Ватерлоо Англия в течение ста лет не вела ни одной крупной войны.
В викторианскую эпоху сложился культ гражданских и семейных добродетелей, усилился интерес к религиозным вопросам. Весьма строгими были правила этикета. Викторианская мораль требовала от подданных ее величества высоких нравственных качеств, что в повседневной жизни зачастую оборачивалось лицемерием и демонстрацией ложных добродетелей.
Особенности социокультурной ситуации обусловили две специфические черты британской прессы: во-первых, «отсутствие в Англии сколько-нибудь влиятельной социалистической прессы» и, во-вторых, «специфически гуманитарный характер прессы буржуазной». Действительно, английская пресса была не столько выразительницей интересов и идеологии тех или иных социальных групп и партий, как это имело место во Франции, сколько инструментом объединения нации, сглаживания общественных противоречий, проведения реформ, направленных на улучшение положения социальных низов. Защита английских интересов и интересов граждан, представляющих Англию, — так осознавала свою задачу британская пресса.
Тем не менее английская пресса с большим основанием, чем печать какой-либо другой европейской страны в XIX веке, имела право претендовать на то, чтобы считаться выразительницей общественного мнения. Пожалуй, ни в одной другой стране пресса не пользовалась таким уважением, как в Великобритании. Она оказывала огромное влияние на жизнь нации, к ней прислушивалась Европа, тем более, что английские газеты отличались стремлением к объективной подаче фактов и прекрасной информированностью. Журналистика в Великобритании была довольно престижным родом деятельности. В крупнейших лондонских газетах сотрудничали талантливые английские писатели и журналисты.
В 1843 г. был принят закон о печати, получивший название «Акт лорда Кемпбелла», по которому суду присяжных предоставлялось право решать вопрос о виновности журналиста, опубликовавшего сведения, порочащие какое-либо лицо. Ранее суд присяжных лишь устанавливал наличие пасквиля, а решение о виновности выносила исполнительная власть, она же определяла и меру наказания. Более того, по новому закону журналист имел право доказывать, что приведенные им факты соответствуют действительности.
Другим важным фактором, влиявшим на становление и расцвет английской периодической печати, был научно-технический прогресс, вследствие которого улучшились технологии печати и методы ее распространения. В конце XVIII века изобретены почтовые повозки, при почтовых отделениях создавались специальные офисы для распространения газет. С 1814 г. в английских типографиях стали использовать паровые станки, увеличившие скорость печати до 1000 экземпляров в час.
Разумеется, развитие британской журналистики не было линейным. В ее истории были свои подъемы и спады, периоды ускорения и торможения. Тяжелым временем для английскю. журналистов была последняя треть XVIII столетия. Война за независимость в Северной Америке, Великая французская революция на континенте вызвали острую полемику в британской прессе и гонения на журналистов, выступавших против официальной линии.
Ситуация начала меняться в первые десятилетия XIX века, когда увеличилось число британских газет, выросли их тиражи и, соответственно, прибыли владельцев периодических изданий. Количество периодических изданий увеличилось к началу 1820-х гг. втрое по сравнению с 1781 г., их общий тираж удвоился. Заметным явлением в британской журналистике этого периода стало стремительное развитие рабочей периодики. Десятилетие с 1815 по 1825 г. было наиболее благоприятным для развития английской прессы.
Однако круг читателей газет в Англии в первой половине XIX века был уже, чем во Франции или в США, так как британская периодика была весьма дорогой. Причиной дороговизны являлся большой штемпельный сбор, установленный еще в 1712 г. и просуществовавший до 1855 г. Кроме того, были введены довольно высокие налоги на объявления в газетах и бумагу, отмененные лишь в середине столетия.
К началу XIX века сформировались три основные разновидности английской прессы: ежеквартальные и ежемесячные журналы, ежедневные утренние и вечерние газеты.

 

Государство и печать в Германии в 19в. Политика Бисмарка в области прессы

Из-за раздробленности на множество самостоятельных княжеств Германия долгое время оставалась отсталой полуфеодальной страной. Развитие печати в Германии шло медленнее, чем в передовых западноевропейских странах (Англии и Франции). Причиной этому была не только раздробленность страны, но и суровая цензура, установленная немецкими правителями еще в 18в. (а точнее, Фридрих II в 1749г.).
В 1788г. Вильгельм II издал указ о том, что цензуре подлежат не только политические, но и научные периодические издания. Ситуация мало изменилась в начале 19в. В 1825г. содержание немецкой прессы было столь бедным, что читающая публика предпочитала французские газеты и журналы и охотно читала «Журналь де Деба», «Конститюсьонель», «Газет де Франс».
Многочисленные цензурные ограничения привели к тому, что в 18-нач.19в. немецкая пресса довольствовалась бесстрастным изложением фактов и был весьма скупа и сдержанна в комментариях. Значительную часть материалов составляли письма, авторы которых рассказывали о каких-либо событиях. Немецкая периодика, в отличие от французской, отличалась серьезностью тона и хорошей осведомленностью в разных сферах.
Надо сказать, что в конце 18в. выдвинули много идей о том, как провести реформы, улучшить условия жизни. Шиллер и Гёте считали, что «нужно пойти по пути эстетики, ибо только через красоту ведет путь к свободе». Сторонниками этой программу выступили журналы «Ди Хорен» (Шиллера) и «Ди Пропилен» (Гёте).
Толчок развитию политической прессы в Германии дала Великая французская революция. Одним из первых изданий, в которых осуществился переход от литературно-художественной к политической проблематике, стал журнал «Дойче Меркур», издававшийся немецким писателем Виландом (помните, с ним еще Карамзин беседовал в «Письма русского путешественника»?). В своих статьях на политические темы Виланд приветствовал французскую революцию, требовал радикальных реформ в Германии, призывал следовать примеру Франции. Профранцузски была настроена и первая берлинская ежедневная газета «Дер Телеграф».
Однако далеко не все немецкие периодические издания выступили в поддержку Франции. Издаваемая в Берлине в 1810-1811гг. вечерняя газета Генриха фон Клейста «Берлинер абендблеттер» («Берлинские вечерние листки») была органом консерваторов, выступавших против французского влияния.
Тем не менее, французское влияние оказалось благотворным для немецкой журналистики. После присоединения в 1794г. левого берега Рейна к Франции произошел всплеск периодической печати, появилось много новых газет и журналов. На левом берегу Рейна была провозглашена свобода печати. С 1797г. Йоганн Фридрих Кота издает влиятельную газету «Альгемайне цайтунг» («Всеобщая газета»). С 1808г. стали издаваться литературные газета «Цайтунг фюр айнзиндлер» («Газета для отшельников») и журналы «Фебус» и «Европа».
В 1810г. Наполеон завоевал Пруссию и ввел строгую цензуру для немецких газет. С 1811г. немецким периодическим изданиям было запрещено печатать политическую информацию, не опубликованную прежде в официальной парижской «Монитёр». «Кёльнише цайтунг», нарушившая этот запрет, была закрыта.
С одной стороны, французское владычество на немецких территориях ускорило буржуазные преобразования в Германии, но, с другой, было тяжелым бременем для населения и ударов по национальному чувству немцев. Поэтому поражение Наполеона под Лейпцигом в 1813г. было воспринято немцами как освобождение от французского владычества и сопровождалось патриотическим подъемом. Выразителем этих настроений стала газета «Райнише Меркур» («Рейнский Меркурий»), основанная Йозефом Гёрресом. Его газета, проповедовавшая национальные чувства, стремилась пробудить патриотическое сознание и демократический дух немецкой буржуазии. Научная достоверность и точность публикаций была для нее дело второстепенным.
Венский конгресс 1814-1815г. закрепил власть немецких князей и раздробленность Германии. Гёррес, разумеется, был возмущен и призывал немецких князей восстановить древнюю германскую империю. В «Райнише Меркур» он призывал к национальному возрождению Германии, развитию торговли и промышленности. Он впервые публикует передовые статьи с продолжением в нескольких номерах газеты. После него такая форма стала традиционной для немецкой периодики. Кроме того, Гёррес стремился к тесному контакту с читателем, что побуждало его придавать своим статьям разговорную форму, рассчитанную на чтение вслух. «Райнише Меркур» критиковал немецких правителей, не дававших народу политических прав, и, вследствие этого, был запрещен в Баварии и Бадене. В 1816г. указом прусского короля газета была закрыта.
В 1819г. на съезде германских государей в Карлсбаде были приняты решения, направленные против того, что было названо «злоупотреблениями» свободой прессы. Под строгий контроль были поставлены университеты, без предварительной цензуры не могли печататься никакие периодические издания. В том же 1819г. в Пруссии была создана Верховная цензурная коллегия, а в 1822г. принято постановление о газетном штемпеле, без которого ни одна газета не могла выйти в свет. Все публикации должны были содержать имя издателя. Более того, газеты должны были платить цензорам. Многие журналисты эмигрировали, а те, что остались, вели борьбу с цензорами: изменяли названия газет и журналов, давали неверные адреса типографий и т.д.
Начало домартовского периода (1830-1848гг.) в немецкой журналистике связано с влиянием, оказанным Июльской революцией во Франции на ситуации в Германии. В ряде государств Германского союза вспыхнули народные волнения, прошли массовые манифестации с требованиями объединения Германии, провозглашения республики.
В 1832г. верховный орган Германского союза Союзный сейм принял постановление, отменяющее свободу печати. Ответом журналистов стал «Союз печати», провозгласивший главной целью борьбу за свободу печати. В 30-е гг. в Германии появляется много писателей-публицистов, проповедовавших общественно-политические идеи. Например, Георг Бюхнер выступал за уничтожение частной собственности и революционные методы борьбы.
Пик борьбы двух лагерей немецкой интеллигенции: либерально-демократического и консервативного – пришелся на середину 30-х гг. Первые выпускали журналы «Аврора» и газету «Цайтунг фюр ди элегант вельт» («Газета для элегантного света»), вторые – газету «Литературблат» (Литературный листок»). Одними из самых известных журналистов 30-х гг. стали Шенкендорф, Арндт, Менцель, Бёрне.
Бёрне пропагандирует национально-освободительные идеи, выступает ярым врагом Наполеона, пишет памфлеты против Менцеля, называя его «французоедом».
В 30-40гг. 19в. в Германии появились первые рабочие организации. Идеологом немецкой рабочей печати становится Вильгельм Вейтлинг, издававший два журнала – «Призыв о помощи немецкой молодежи» и «Молодое поколение», в которых проповедовал идеи уравнительного коммунизма и революционные методы борьбы.
В 1840г. королем Пруссии стал Фридрих Вильгельм IV, от которого ожидали либеральных реформ. Но в 1843г. он запретил «Райнише цайтунг» («Рейнская газета»), печатный орган либеральной буржуазии, выступавшей против прусской реакции и королевского произвола. Многие немецкие журналисты были вынуждены эмигрировать. Так, в 1844г., Маркс переезжает в Париж и вместе с Руге создает «Немецко-французские ежегодники».
Однако именно при Фридрихе Вильгельме IV в Германии появились первые иллюстрированные журналы с карикатурами. Король отменил цензуру на изображения в печатных изданиях и в 1843г. в Лейпциге вышла первая газета с иллюстрациями – «Иллюстрирте цайтунг» («Иллюстрированная газета») под руководством Вебера, бравшего за образец английские и французские иллюстрированные газеты и журналы.
Вскоре карикатуры стали средством пропаганды либеральных идей и их снова запрещают. Несмотря на это, в 1845г. Каспар Браун основал иллюстрированные юмористический журнал «Флигенде блеттер» («Летучие листки»), специализировавшийся на политической сатире.
Неурожай 1847г. вызвал волну голодных бунтов и призывов к революции. Произошел раскол в среде либерально-демократической интеллигенции. Ее умеренное крыло группировалось вокруг «Дойче цайтунг», главным редактором которой был Гервинус. Левых радикалов возглавлял известный журналист Струве, призывавший через «Дойчер цушауер» («Немецкий зритель») и «Манхаймер журнал» устранить различия между сословиями, улучшить материальное положение бедных слоев общества, используя революционные методы.
Революция 1848г. вызвала подъем немецкой прессы. Ассамблея немецкой Конфедерации позволила каждому княжеству по своему усмотрению отменять цензуру и объявлять о свободе прессы. В 1849г. Пруссия отменила штемпельный сбор, тормозивший развитие периодической печати, появилось множество новых изданий. Газеты стали распространителями общественного мнения, носителями определенного миросозерцания – выразителями политических партий. Идею национального единства Германии поддерживали такие либеральные газеты, как «Националь цайтунг» и «Берлинер альгемайне цайтунг».
Вследствие раздробленности, в Германии большую роль играла провинциальная пресса. Например, газеты «Кёльнише цайтунг», ставшая самой читаемой в 19в. немецкой провинциальной газетой. Эта газета была органом крупной либеральной немецкой буржуазии и отличалась либеральной направленностью. Она пропогандировала идею примирения с монархией, выступала в защиту интересов народа, но «в пределах законности». Маркс критиковал высокопарный стиль журналистов этой газеты.
Главным оппонентом демократической и либеральной прессы и предметом ее постоянных нападок была основанная в 1848г. газета «Нойе пройсише цайтунг» («Новая прусская газета») – монархическое издание, выражавшее интересы прусской верхушки. Инициатором основания газеты был Отто фон Бисмарк (1815-1898). Эту газету часто называли «Крестовой газетой», т.к. в заглавии был нарисован большой черно-белый крест. Лозунгом газеты были слова «Вперед! С богом, за короля и отечество». Программа газеты состояла в том, чтобы «как можно более энергично бороться с умами, зараженными бунтарскими настроениями».
Особое место в немецкой политической периодике послемартовского периода занимает ежедневная революционно-демократическая газета Карла Маркса «Нойе Райнише цайтунг». До этого у Маркса уже был опыт работы в газетах и журналах. Образцом ранней публицистики Маркса может служить его статья «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции». Поводом стала новая цензурная инструкция прусского правительства, ограничивавшего свободу слова.
Важнейшим пунктом политической программы «Нойе Райнише цайтунг» было объединение Германии как необходимая предпосылка ее быстрого социально-экономического и культурного развития на демократической основе. На страницах газеты были представлены различные жанры: статья, информационная заметка, рецензия и корреспонденция, фельетон, обзор печати. Часто авторами статей выступали Маркс и Энгельс. «Новая Рейнская газета» выступала за свободу прессы, критиковала закон о печати, выступала против консервативной и реакционной прессы. В отделе «Тупость немецких газет» давалась подборка, часто даже без комментариев, цитат из различных немецких газет, представляющая собрание стилистических «перлов» и откровенных глупостей. В 1849г. газета была закрыта, а Маркса выслали из Пруссии. «Новая рейнская газета» стала массовой народной газетой революционно-демократического характера, выработавшей свой стиль, отличительными чертами которого стали ясность и сжатость изложения материала в сочетании с публицистической страстностью, иронией, сарказмом и другими приемами сатирического изображения своих политических противников.
В 1850-е гг. появляется много неполитических журналов, журналы для семейного чтения, научно-популярные журналы («Развлечения у домашнего очага», «Фамилиенфройнд» и т.д.).
6 июля 1865г. были опубликованы «Общие Союзные определения, касающиеся злоупотребления прессы». Новый закон существенно ограничивал свободу слова (куда уж больше?), вводил высокий денежный залог для издателей общественно-политических газет и журналов, систему предупреждений.
Ситуация усугубилась, когда в 1862г. главой прусского правительства стал Бисмарк. Он взял курс на объединение германских государств, что ему и удалось сделать. В 1867г. усилиями Бисмарка был образован Северогерманский союз 22 немецких государств во главе с Пруссией. Окончательное формирование единой Германии завершилось в 1871г., когда после победы Пруссии во франко-прусской войне 1870г. произошло объединение северогерманских и южногерманских княжеств. 18 января 1871г. прусский король Вильгельм был провозглашен германским императором. Первым рейхсканцлером Германской империи стал Бисмарк. Как и Наполеон, он уважал прессу, но презирал журналистов. Из неподконтрольных парламенту тайных фондов Бисмарк финансировал правительственную прессу. Официальным органом стала некогда либеральная «Норддойче альгемайне цайтунг».
Бисмарк курировал выработку нового законодательства о печати. 7 мая 1874г. рейхстаг принял закон о печати, предусматривавший, что издатели газет и журналов должны были предоставлять один экземпляр каждого номера своего издания в местное полицейское управление. Это требование касалось только политических изданий. Все печатные издания должны были содержать фамилию и адрес автора, издателя и владельца типографии. Вместе с тем закон 7 мая НЕ требовал предварительного разрешения властей на издание периодики; нарушения в сфере печати подлежали исключительно судебному преследованию.
В конце 70-80-х гг. 19в. политика Бисмарка в области печати становилась все более репрессивной. В 1878г. он добился принятия Исключительного закона против социалистов, который предусматривал запрет периодических изданий немецких социал-демократов.
Несмотря на гонения, которым подвергалась радикально настроенная оппозиционная пресса, в конце 19в. в немецкой журналистике весьма сильны позиции рабочей и коммунистической печати, что было обусловлено организованностью рабочего движения в Германии и широком распространением марксистских идей в рабочей среде. Крупнейшими периодическими изданиями, выражавшими интересы рабочих, были газета «Форвертс» («Вперед») и журнал «Нойе цайт» («Новое время»).
К концу 19в. деловая, профессиональная пресса начинает составлять серьезную конкуренцию политической периодике. Специальные неполитические издания составляли в 1898г. составляли почти половину от общего количества периодических изданий в Германии. Здесь сказывается усталость публики от политики в эпоху декаданса.

Краткое содержание:

Раздробленность Германии -> отсталость, замедленное развитие, суровая цензура, однообразие прессы. Толчок к развитию прессы – Вел.франц.революция. Появл. политический журнал Виланда «Дойче Меркур» - выступал за фр.рев. и реформы в Германии. «Берлинер абендблеттер» - орган консерваторов. Левый берег Рейна захватывает Франция и там провозглашается свобода печати. Появл. газета «Альгемайне цатунг» («Всеобщая газета»). В 1810г. Наполеон захватил Пруссию и установил суровую цензуру. После поражения Наполеона в 1813г. – патриотический подъем в Г. -> выразитель народных интересов – газета Гёрреса «Райнише Меркур». Венский конгресс 1814-1815г. закрепляет раздробленность Г. «Райнише Меркур» критиковал немецких правителей и был закрыт. 1819г. – съезд немецкий князей в Карлсбаде – новое ограничение прессы -> создается Верховная цензурная коллегия, а также постановление о газетном штемпеле, без которого не может быть напечатано издание. Газеты должны были платить цензорам. Многие журналисты эмигрировали. Домартовский период (1830-1848гг.) – народные волнения, призывы к объединению Г. Союзный Сейм отменяет свободу печати. Журналисты в ответ создают «Союз печати», борясь за ее свободу. Борьба либерально-демократического и консервативного лагерей. Наиб. Известные журналисты – Менцель, Бёрне. 30-40гг. – появление 1х рабочих организаций. Идеолог рабочей печати – Вейтлинг. В 1840г. королем Пруссии становится Фридрих Вильгельм IV – запретил орган либеральной буржуазии «Райнише цайтунг». При нем в Г. появились 1е иллюстрированные газеты и журналы («Иллюстрирте цайтунг»). Вскоре карикатуры были запрещены. Раскол в среде интеллигенции. Либералы-демократы – «Дойче цайтунг» Гервинуса, радикалы – «Майнхаймер журнал» Струве. Революция 1848г. – подъем нем.прессы. Каждое княжество может само объявлять свободу слова и отменять цензуру. Отмена штемпельного сбора. Идея нац.единства – газеты «Националь цайтунг», «Берлинер альгемайне цайтунг». Большая роль провинциальной прессы – «Кёльнише цайтунг». Отто фон Бисмарк (1815-1898) руководил газетой «Нойе пройсише цайтунг», выр. Интересы прусской верхушки. Появл. революционно-демокр. Газета «Нойе Райнише цайтунг» К.Маркса. – за объединение Г., свободы прессы. 1850-е гг. – появл. неполитических журналов. 1865г. – новое ограничение прессы -> денежный залог для издателей.1862г. – главой прусского правительства становится Бисмарк. 1867-71гг. – объединение Г. Фридрих Вильгельм IV становится германским императором. Бисмарк финансирует проправительственные издания, офиц. Изданием становится «Норддойче альгемайне цайтунг».1874г. – Бисмарк утв. Новый закон о печати. 1 экз. каждого полит. издания отпр. В полицейское управление + фамилия и адрес автора, редактора, типографии. Но не надо предварительного разрешения на издание периодики. В 1878г. Бисмарк запрещает социалистическую прессу. К концу 19в. уменьшается интерес к политике.

 

"Новая рейнская газета"


В 1848 году по Западной Европе прокатилась революционная волна (февраль – революция во Франции, народное восстание в Милане; март – Венгрия, Вена, Берлин). До этого пресса Германии не имела свободы печати и вообще никакой свободы, но во время мартовской революции главный душитель свободы прессы в Европе, канцлер Меттерних, был вынужден уйти в отставку и покинуть Австрию. И европейская печать поспешила воспользоваться новой политической ситуацией, чтобы сбросить цензурные кандалы и сделать глоток свободы. Произошел подъем немецкой прессы, 3 марта 1848 каждому княжеству разрешено по своему усмотрению отменять цензуру и объявлять о свободе прессы, произошли некоторые послабления, которые привели к появлению многочисленных новых периодических изданий. В послемартовский период газеты перестали довольствоваться скромной ролью «вестника происшествий», они сделались «выразителями и распространителями общественного мнения… и носителями определенного политического миросозерцания – выразителями политических партий» (Саламон, Всеобщая история прессы).

Основная часть:

Ежедневная революционно-демократическая газета «Нойе Райнише цайтунг» («Новая Рейнская газета») Карла Маркса, выходившая в Кёльне в 1848-1849 годах, занимает особое место в немецкой политической журналистике послемартовского периода, она сыграла выдающуюся роль в сплочении всех демократических сил. Она быстро завоевала себе признание и за рубежом. Её страницы стали трибуной не только для немецкого, но и для европейского пролетариата.

В состав редакционного комитета «Новой Рейнской газеты» вошли Фридрих Энгельс, талантливые немецкие поэты Георг Веерт и Фердинанд Фрейлиграт и др. Энгельс руководил всеми иностранными отделами газеты, курировал ее внешнеполитическую стратегию, военные вопросы. Георг Веерт возглавлял отдел фельетонов и сам часто писал острые политические фельетоны. Фейлинграт публиковал на страницах газеты свою политическую лирику.

Политическая программа: “Единая, неделимая, демократическая немецкая республика и война с Россией”. Важнейшим пунктом политической программы газеты было объединение Германии как необходимая предпосылка ее быстрого социально-экономического и культурного развития на демократической основе.
«Новая рейнская газета» выступала за такой вариант объединения, который обеспечил бы демократическое развитие Германии. Идеологи газеты отвергали идею объединения Германии как под прусским, так и под австрийским началом. Они видели Германию единой демократической республикой, каковой она сможет стать лишь после распада Пруссии и Австрии. (“Уничтожение прусского государства, распад австрийского, действительное объединение Германии как республики, - только такой могла быть наша революционная программа… и осуществить её можно было посредством войны с Россией”). Газета боролась с двумя лагерями мелкобуржуазной демократии: с северогерманским (желавшем демократического императора) и с южногерманским (за федеративную республику).

В своей внешнеполитической стратегии газета выступала с резкой критикой монархической Англии, юнкерской Пруссии и царской России как оплота европейской абсолютистско-феодальной реакции.

На страницах газеты были представлены различные жанры: статья, информационная заметка, рецензия, корреспонденция, фельетон, обзор печати. Часто авторами статей, международных обзоров и литературных рецензий выступали Маркс и Энгельс. Из крупных работ на страницах «Новой рейнской газеты» были опубликованы «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Маркса и «Крестьянская война в Германии» Энгельса. «Новая рейнская газета» регулярно печатала материалы о рабочем движении в Германии и революционном и рабочем движении в других странах (например, она приветствовала июньское восстание парижских рабочих и с негодованием писала о жестоком его подавлении генералом Кавеньяком).

Газета неизменно выступала за свободу прессы, в поддержку преследуемых демократических изданий и их журналистов. Она раскритиковала закон о печати, подготовленный одним из руководителей правительства Ганземаном. Проект предусматривал, по существу, восстановление цензуры для демократической прессы, усиление репрессивных мер против оппозиционных газет и журналов. Вместе в тем одним из важнейших направлений деятельности «Новой рейнской газеты» была критика охранительной, консервативной и реакционной немецкой прессы. В отделе «Тупость немецких газет» давалась подборка, часто даже без комментариев, цитат из разных газет, представляющая собрание стилистических «перлов» и откровенных глупостей. Особенно доставалось газете «Крестовая рыцарша», о которой «Новай рейнская» писала, что ее делали «провалившиеся на экзаменах студенты, неудачливые лейтенанты».
“У нас были одни только презренные противники, и мы относились ко всем им, без исключения, с крайним презрением”. Издевались над всеми: над монархией, дворянством, мартовскими министрами, Франкфуртским и Берлинским собраниями. Разоблачали слабость, нерешительность, бесполезность собраний, с их пустыми речами и резолюциями.
Из-за резкого тона статей 19 мая 1849 «Новая рейнская газета» была закрыта по приказу прусских властей, последовал приказ о высылке Маркса из Пруссии как иностранца. Весь текст последнего номера газеты был напечатан красной краской. Газету открывало стихотворение Фрейлиграта «Прощальное слово «Новой рейнской газеты»»: «…И час пробьет, и, воскреснув, тогда / Вернусь к вам живая опять я».
«Новая рейнская» стала массовой народной газетой революционно-демократического характера, выработавшей свой стиль, отличительными чертами которого были ясность и сжатость изложения в сочетании с публицистической страстностью, иронией, сарказмом и другими приемами сатирического изображения своих политических противников.
Маркс продолжил свою публицистическую деятельность в качестве лондонского корреспондента американской газеты «Нью-Йорк дейли трибьюн» и многих других изданий.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!