Особенности развития печати в США в 19в.




К началу XIX века в журналистике США произошли значительные перемены. Главная из них состояла в окончании периода «персонального журнализма» Теперь издание газеты становится делом целого коллектива журналистов различных специальностей. В течение следующих десятилетий происходит постепенное разделение функций издателя и главного редактора. Главным редактором становится, как правило, сотрудник по найму, а издателем — состоятельный человек или компания.
Изменяется система сбора информации. Раньше - слухи, информация из других газет, случайные источники, в начале XIX века - услуги своих репортеров и специальных корреспондентов, в том числе европейских. Журналисты стремились ускорить и доставку новостей в издательство. Для этой цели чаще всего пользовались почтовыми голубями, а не обычной почтой, хотя и надежной, но не слишком торопливой. Самые богатые и влиятельные газеты могли позволить себе быстроходные шхуны и конные эстафеты между крупными городами для скорейшей доставки новостей.
Главную роль в информировании населения взяли на себя ежедневные газеты. Обычно ежедневная газета выходила на четырех страницах. В середине XIX в. стали появляться восьмиполосные ежедневные газеты. При резко увеличившемся формате количество столбцов на странице возросло до четырех-пяти. Тиражи газет были пока еще очень невелики. Самые влиятельные газеты выходили тиражом 3-4 тыс. экземпляров. Причем, еженедельные газеты поначалу имеют большие тиражи, чем ежедневные. Что касается журналов, то если в 1794 г. в стране выходило всего пять журналов, то к 1825 г. их число превысило сотню, а к 1860-м годам доходило до семисот.
Журналистика США с самого начала развивалась децентрализованно. Местная пресса всегда играла в ней ключевую роль. Однако наиболее важным экономическим, культурным и журналистским центром страны с начала XIX века становится Нью-Йорк. В глубину страны печать продвигается медленно, впрочем, как и население.
Новое оборудование требовало больших капиталовложений. Если в начале XIX в. создать газету можно было и с несколькими сотнями долларов в кармане, то к середине века это стоило уже сотни тысяч. Газета освобождается от прихотей издателя. Еще в XVIII в. издание нередко прекращалось из-за того, что издателю оно надоедало. Теперь, вложив сотни тысяч, издатель дорожил газетой и мог закрыть ее лишь в случае банкротства. Все чаще роль издателя берет на себя компания.

1809 г. стала выходить «Нью-Йорк Обсервер» - первая воскресная газета. оказался заразительным, и к 1823 г. в США выходило уже пять воскресных газет: четыре в Нью-Йорке и одна в Филадельфии.

1833 г - появление первой массовой «бульварной» газетой стала ежедневная нью-йоркская «Sun», основанная в. Бенджамином Дэем, стоила $0,01. К 1860 г. тираж «Сан» составлял 60 тыс. экземпляров.

1835 г. - второй массовой газетой стала ежедневная нью-йоркская «Геральд», созданная в Джемсом Беннетом. Впервые в США «Геральд» стала выходить все семь дней в неделю, включая воскресенье. Она выгодно отличалась от «Сан» высокой оперативностью и точностью. Газета держала специальных корреспондентов в Вашингтоне, а когда началась война с Мексикой, единственная в Нью-Йорке послала военного корреспондента на фронт.

1841 г - первая массовая рабочая газета, «Нью-Йорк Трибюн», была основана Хоральд Грили. Пропаганда социализма. В 1860 г. тираж газеты составил 40 тыс. экземпляров — третье место после «Геральд» и «Сан». 20 августа 1862 г. в ней была опубликована «Молитва 20 миллионов», где Грили призывал президента к освобождению рабов.
1841 г. Волни Палмер и Джон Хупер создали первое в Америке рекламное агентство. Их примеру последовали другие. Поначалу деятельность рекламных агентств ограничивалась посредничеством между рекламодателями и печатными изданиями.
1847 г – создано первое агентство печати в США, «Ассошиэйтед Пресс», в результате соглашения основных нью-йоркских газет о совместном сборе и доставке информации с театра военных действий в годы войны с Мексикой. Для каждой газеты в отдельности эта задача была непосильной. «Ассошиэйтед Пресс» — агентство ко-оперативного типа.
В 1851 г. один из сотрудников «Нью-Йорк Трибюн», Генри Раймонд, решил издавать свою газету. Так родилась «Нью-Йорк Таймс», одна из наиболее уважаемых газет в современной Америке. Пример «Трибьюн» показал Раймонду, что и серьезная газета может найти выход на массовую аудиторию.

4 марта 1880г. в газете «Нью-Йорк Дэйли График» впервые появилась фотография. Это было изображение Шантитауна, бедной городской окраины.
1893 г. «Нью-Йорк Уорлд» впервые напечатала цветные картинки. Это была юмористическая серия про китайского мальчика, которая получила столь широкую известность. 1895 г - Херст приобретает нью-йоркскую газету «Морнинг Джорнэл». Переманивает журналистов у Пулитцера.

 

Появление и развитие "желтой" прессы


США. 30-е гг. XIX в. – зарождение дешевой массовой печати. Благоприятная полит. ситуация в стране – Эндрю Джексон – президент, демократы упрочили позиции на полит. арене, хотел установить «правление большинства», в культур. сфере – отказ от принципа элитарности, был «за» дешевую прессу, адресов. массовому читателю, «большинству».
Город-родоначальник дешевой массовой прессы – Нью-Йорк (к нач. 30-х гг. культ. центр Америки, лидер издательской индустрии).

«Сан» - первая дешевая газета, Бенжамен Дей (1833 г), стоила 2 цента. Дей организовал розничную продажу (группа мальчишек-распространителей продавали на улицах). Городские новости о судебных процессах, самоубийствах, пожарах, грабежах. Подробные репортажи с места преступления, сенсационные мат-лы. Полит. инф-ции отводилось скромное место. Ориентировалась на широкую чит. аудиторию, отличал простой стиль, короткие фразы.

«Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»), Джеймс Гордон Беннет (1841 г.). Был разнообразнее «Сан» по мат-лу и жанрам, оперативнее в подаче инф-ции. Печатались полит. эссе, проповеди, иностр. новости, военные репортажи, отчеты об экспедициях в экзот. страны. Значительное место в номере – реклама. Первым стал публиковать биржевые вести, основатель жанра интервью, использовал достижения НТП (телеграф), создал широкую корреспондентскую сеть. В 60-х гг. издавался на 72-х страницах, мелким шрифтом.
Стремительный рост числа период. Изданий и популярности америк. печати сопровождался наступлением «желтой прессы». Основные конкуренты – «Нью-Йорк уорлд» и «Нью-Йорк морнинг джорнэл».

В 1894 г. в воскресном приложении к «Нью-Йорк уорлд» была создана цветная юморист. страничка, гл. персонажем кот. стал «желтый парень», придуманный художником-карикатуристом Аутколтом. Забавный и эксцентричный «желтый парень»приобрел огромную популярность у читателей, дав название развлекательной и низкопробной период. печати - «желтая пресса».

«Желтая пресса» - поставщик сенсационных новостей и «жареных» фактов, создание сенсационных новостей самой газетой.

Джозеф Пулитцер – один из создателей «желтой прессы», основал «Нью-Йорк уорлд» (1833 г.), глав. рупор демократ. партии. Газета поддерживала соц реформы, выступала за улучшение условий жизни и труда америк. рабочих, была выразительницей предрассудков и настроений своих читателей. Пулитцер совмещал статьи о полит. коррупции, журн. расследования, сенсации, юмор, рекламу. Добавил спортивные новости, рубрики, посвящ. женщинам. Привлекал читателей искусными, интригующими заголовками.
Уильям Херст в 1895 г. купил почти обанкротившуюся «Нью-Йорк морнинг джорнэл» (основал Уильям Гертц). Учился у Пулитцера: помещал в газете многочисленные цветные иллюстрации, снабжал статьи броскими заголовками, придавал публикациям агрессивный тон. Переманил в свою газету некот. талантливых сотрудников Пулитцера (напр, Аутколта). Сделал сенсацию – гл. средством привлечения читателей, что понизило уровень газеты, превратило ее в образчик «желтой прессы». Успех был обусловлен обилием рубрик, пошлостью публикаций, Херст придал откровенно скандальный и циничный хар-р прессе (иногда газета призывала к полит. убийствам своих противников).
На второй план отходят серьезный полит. и лит. мат-лы.


Англия.Вторая половина XIX в. – время возникновения в Великобритании дешевых массовых ежедневных газет. Способствовала отмена налогов: 1851 г. – на рекламу, 1855 г. – штемпельный сбор, 1861 г. – на бумагу. В Лондоне появилось множество газет стоимостью в 1 пенс и объемом в 4 страницы.
Первая такая газета – «Дейли телеграф», основ. в 1855 г. Либеральная по полит. направленности, ориентировалась на принципы американ. жур-ки, мат-лы рассчитаны на массового читателя, хотела возбудить любопытство, развлечь, поразить воображение читателей. Сала – идея печатать отрывки из исследований ученых, путешественников о далеких странах (Конго, Ассирия), Диллон – военные репортажи.
«Таймс» считало, что дешевая пресса – угроза обществ-ой и полит-ой стабильности. Правительство: дешевая пресса – неотъемлемая часть демократии.
Дешевые ежедневные издания – основные клиенты «Рейтер».
Ориентация прессы на возможно более широкую аудиторию, газета стала поставщиком неполит. инф-ии.
Альфред Хармсворт – издание первой ежедневной утренней газеты стоимостью в полпенса «Дейли мейл» (1896 г.). Цель – защита англ. интересов, распространение англ. влияния в мире. Хармсворт – ярый противник Германии. Газета придавала огромное значение сенсационным новостям, ее инф-ции не хватало достоверности, ориентировалась на массового читателя, не взыскательного, но жадного до скандальных новостей. Главное – добывать быстро и много новой инф-ции, кот. можно продать. «Дейли мейл» достигла миллионного тиража и популярности в разных слоях об-ва.
Примеру Хармсворта последовали и другие. В 1900 г. Артур Пирсон издает полупенсовую «Дейли экспресс». Серьезные статьи соседствовали с объявлениями и новостями спорта. На лицевой стороне первой страницы – важнейшие полит. новости, на оборотной – спортивные.
«Дейли мейл» и «Дейли экспресс» - наиболее успешные издания, представляющие англ. «желтую прессу» с полит. индифферентностью, установкой на скандал, развлекательность, облегченную подачу инф-ии.

Распространению и популярности полупенсовой прессы способствовало: 1. реформа образования (Гладстон – увелечение числа гос. приходских школ, куда получили доступ дети из буржуазных семей => резкий рост грамотности во всех слоях об-ва, что создавало широкую чит-ую аудиторию для дешевой массовой прессы); 2. изменение атмосферы в брит. об-ве в 80-90-х гг. XIX в. (викторианская серьезность и строгая мораль сменилась скепсисом по отношению к трад-ным нрав-ным нормам, религ-ным верованиям – поздневикторианская Англия становится более легкомысленной).
«Новая жур-ка» (впервые употребил Мэтью Арнольд) уловила эти тенденции и откликнулась на них (в 1880-х гг.). Незначительное внимание серьезным новостям внутриполит. или международн. хар-ра, нет задачи дать читателю объективную и богатую инф-цию. Акцент – на сообщении новостей, а не их комментиривонии. Достаточно поставлять легко усваиваемые куски общеинтресной инф-ции. Появились колонки слухов, сплетен, женская и спортивная странички, сенсационные разоблачения, использовались иллюстративные мат-лы. Изложение междунар. новостей – сжатое. Полемика внутри одной газеты, предоставл. Свои страница сторонникам разных позиций. Образцы – дешевые вечерние газеты (широкое распространение началось еще в 70-х гг. XIX в.). Они имели более сенсационный и развлекательный хар-р, менее влиятельны в полит. отношении, оказались весьма жизнеспособны.

Вечерняя «Пэлл-Мэлл газет» (1865 г). Изменил ее облик и направил на «новую жур-ку» Уильям Стэд, отказался от аналит. статей на полит. темы, печатал подробную инф-цию о спорте, создал колонку слухов и сплетен. Заголовки печатал жирным и крупным шрифтом, ввел подзаголовки в жирных статьях, помещал многочисленные рисунки, иллюстрации, шаржи. Стал выпускать доп. экстренные выпуски, печатал интервью.
Некот. утренние газеты пошли по пути, открытому массовыми вечерними. «Морнинг» и «Морнинг лидер» (1892 г.) позаимствовали особенности оформления, первую страницу занимала реклама.


Движение "разгребателей грязи" и печать

"Разгребатели грязи" и традиции разоблачительной журналистики

В начале XX столетия американская журналистика пережила период "макрекерства" (движения "разгребателей грязи"), т.е. разоблачительной журналистики. В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление "разгребателей грязи". Речь идет о нью-йоркском "The Forum" (1886-1950) и бостонском "The Arena" (1889-1909), предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.


Традиционно начало "макрекерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда.


Джекоб Риис, корреспондент "The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге "Как живет другая половина" (1890). Факты полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина "разгребатели грязи") писал впоследствии, что книга Дж.Рииса стала для него "просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность". Десятилетний "крестовый поход" Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге "Битва с трущобами" (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики.

Не меньшее значение для становления движения "разгребателей грязи" сыграли статьи и книги Генри Д.Ллойда, независимого журналиста-реформатора из Чикаго. Г.Д.Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 небольшой статьей, опубликованной в журнале "The Atlantic Monthly". В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией "The Standard Oil". Классическим произведением Г.Д.Ллойда стала книга "Богатство против благосостояния" (1894), в которой рассказывалось "как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования. Что бы не хотел доказать Ллойд, он убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия". Афористичная фраза ГД. Ллойда о том, что "свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу", стала девизом "разгребателей грязи". Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение "разгребателей грязи" от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий, несшей на себе печать политических пристрастий.

1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как "макрекерские", - "McClure's Magazine", "The Arena", "Everybody's Magazine", "The American Magazine", "Cottier's Magazine", "Cosmopolitan Magazine" и т.д. Успеху "макрекерских" изданий в немалой степени способствовали технические инновации рубежа веков, связанные с появлением линотипа, брошюровочных и переплетных машин, которые привели к почти полной механизации издательского дела. Более дешевая и доступная техника фототипии вытеснила дорогостоящую ксилографию. В результате солидные иллюстрированные издания типа "The Century" лишились преимущества над недорогими макрекерскими изданиями или изданиями "желтой прессы".

Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал "McClure's Magazine" (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 статьи "Времена Твида в Сент-Луисе", написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов-макрекеров. Публикация статьи Стеффенса, разоблачавшей коррупцию муниципальных властей, считается официальной датой начала эпохи "макрекерства" в американской журналистике. Номер журнала со статьей Стеффенса разошелся необычайно быстро, и читатели требовали новых сенсационных разоблачений.

Стеффенс был приглашен на должность главного редактора "McClure's Magazine" и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В "McCture's Magazine" последовала новая серия разоблачительных материалов, составивших его знаменитую книгу "Позор городов" (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и Другие не менее "горячие" материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз.

В "McClure's Magazine" работала плеяда талантливых журналистов-макрекеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию Г.Д. Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу "История "Стандард Ойл", в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж.Рокфеллера. Тарбелл выявила тесные связи большого бизнеса с госаппаратом и политическими кругами и показала опасность бесконтрольной деятельности монополий для демократического общества.

Публикации журналистов-макрекеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрекеров. Но разоблачения макрекеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на "разгребателей грязи" и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. Консервативные редакторы, церковные проповедники и политики стремились дезавуировать публикации и очернить агрессивных либералов. Бизнесмены вмешивались в издательскую политику популярных периодических изданий, угрожая изъять размещаемую рекламу, а в ряде случаев они получали контроль за редакторской политикой путем прямой покупки издания. "American News Company" также использовала свое влияние против прогрессивных журналов, препятствуя их распространению. В результате макрекерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику.

1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрекерских изданий. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз, что объяснялось рядом причин, в числе которых можно выделить давление со стороны большого бизнеса, падение читательского интереса и изменение конъюнктуры издательского рынка. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.

С английского: Muckrakers. Буквально: Люди с навозными вилами.


Слова 26-го президента США (1901-1909) Теодора Рузвельта (1858-1919), сказанные им в речи (14 апреля 1906 г.) о критически настроенных американских журналистах, которые пристально следили за действиями правительства и "сильных мира сего" и раскрывали их неблаговидные поступки. Т. Рузвельт повторял это выражение в других своих выступлениях.

Первоисточник выражения поэма английского поэта Джона Беньяна (1628 1688) "Путь паломника" (1678), во второй части которой говорится о "человеке с навозными вилами" (the man with the muckrake).

 

Иносказательно о работниках прессы, ведущих собственное расследование (ирон.); о журналистах, ищущих компрометирующие кого-либо материалы для сенсационных публикаций (презрит.).


3асурский Я. Н., Американская литература XX века, М., 1966; Weinberg A. and L., The Muckrakers, N. Y., 1961.:

"Разгребатели грязи" (англ. "Muckrakers"), группа американских писателей, журналистов, публицистов, социологов, выступившая с резкой критикой американского общества, особенно активная в 1902

 Название "Р. г." впервые употребил по отношению к ним президент США Т. Рузвельт в 1906, сославшись на книгу Дж. Беньяна "Путь паломника": один из её персонажей возится в грязи, не замечая над головой сияющего небосвода. Началом литературного движения "Р. г." считается статья Дж. Стеффенса, направленная против взяточников и казнокрадов (1902). Воспитанные на идеалах Просвещения, "Р. г." ощущали резкий контраст между принципами демократии и неприглядной реальностью Америки, вступившей в империалистическую фазу; однако они ошибочно полагали, что мелкими реформами можно искоренить зло, порожденное антагонистическими общественными противоречиями. Социально-обличительные тенденции "Р. г." сохранились в литературе американского критического реализма романах С. Льюиса, Э. Синклера и др.
В период Реконструкции наметились пять новых тенденций, заставивших внести коррективы в редакционно-издательскую политику американской прессы.

Первая тенденциязаключалась в том, что американские газеты уверенно взяли курс на информационную насыщенность. Война приучила читателя обращать больше внимания на колонки новостей в газете, нежели на передовые статьи, столь ценимые в традиции «персонального журнализма». Поэтому новое поколение редакторов, извлекшее уроки из журналистской практики военного периода, больше внимания уделяло быстрому, точному и действенному репортажу о происшедших событиях.

Вторая тенденциянашла свое отражение в еще большей децентрализации американской прессы. Значительную роль в журналистском мире стал играть американский Запад, культурным центром которого утвердился Сан-Франциско, где уже в середине 1850-х гг. издавалось больше газет, чем в Лондоне. Информационное агентство «Associated Press», вступив в альянс с телеграфным агентством «Western Union Telegraph» и обеспечив себе практически монопольное положение на рынке новостей, поставляло информацию большинству региональных газет, которые теперь получали свежие новости практически в том же объеме, что и нью-йоркские издания. Поэтому значительное влияние в этот период приобрели такие региональные издания, как «The Chicago Daily News» («Чикагские ежедневные новости», 1875), «The Indianapolis News» («Новости Индианаполиса», 1869), «The San Francisco Examiner» («Сан-Франциско Икзэминер», 1865) и другие.

В этой связи стоит отметить и возросшую активность компаний по распространению периодических изданий, обороты которых в послевоенное время достигли десятков миллионов долларов. Так, в 1866 г. «American News Company» распространяла по всей стране 650000 экземпляров еженедельных изданий и 296000 экземпляров ежемесячных журналов. Деятельность подобных компаний в большой мере способствовала росту тиража периодических изданий в США.

К третьей тенденции стоит отнести возросшую политическую независимость ряда периодических изданий, то, что иногда именуется «независимым журнализмом». «The New York Evening Post», «The Springfield Republican», «The New York Times» и ряд других изданий демонстрировали свою готовность бросить вызов местным властям.

Традиция политического журналистского расследования в истории американской прессы была создана серией сенсационных разоблачений, опубликованных в «The New York Times» в 1870 г. Эти разоблачения были направлены против злоупотреблений властью со стороны всесильного нью-йоркского партийного босса Уильяма Твида, лидера местного отделения демократической партии. Пользуясь своим положением, Твид не только присвоил значительные суммы из муниципальной казны, но был замешан в ряде других неблаговидных дел. Выступать против Твида и его команды до «The New York Times» никто не осмеливался, хотя было известно, что на содержании Твида находились многие нью-йоркские журналисты, поэтому публикации в «The New York Times» и проведенное газетой расследование имели широкий общественный резонанс. В результате опубликованных разоблачений Твид попал на скамью подсудимых: После 1870 г. «независимый журнализм» обретает силу, делая прессу «четвертой властью».

Четвертой тенденцией следует считать акцент на сенсационность в подаче материала. Беннетовский стиль журналистики, согласно которому все, включая рекламу, может и должно быть новостью, находил все большее применение в американской прессе. Беннетовские принципы исповедовал Чарльз А. Дана, ставший редактором нью-йоркской «The Sun» в 1868 г. Ему удалось вдохнуть новую жизнь в это издание. В редакционной статье он обещал своим читателям, что его газета «будет стремиться к лаконичному, ясному и четкому изложению событий и приложит все усилия, чтобы каждый день представлять фотографию того, что делается в мире в самой яркой и живой манере».

Дана смог привести свою газету к успеху, сделав ставку на жесткость комментариев (особенно в адрес администрации президента У. Гранта), сенсационность и определенный цинизм в подаче новостей. Один из современников писал, что Дана сделал «The Sun» «на редкость популярной и забавной, но такими средствами, которые сильно пошатнули его положение в обществе <...> В те дни канонады отборной брани составляли для «The Sun» ее главный козырь».

Сын Джеймса Гордона Беннета – Джеймс Гордон Беннет-младший – стал редактором «The New York Herald» в 1867 г. К этому времени «The New York Herald» приносила своему владельцу 750000 долларов чистого ежегодного дохода. Беннет-младший не только продолжил направление, намеченное его отцом, но и показал, каким образом можно создавать сенсационные новости.

В 1872 г. Беннет послал репортера Генри Стенли в Африку на поиски пропавшего путешественника Дэвида Ливингстона. Экспедиции «The New York Herald» удалось отыскать Ливингстона, и репортаж Стенли стал хрестоматийным: «Подойдя ближе, я разглядел в группе самых знатных арабов белое лицо пожилого человека. На нем была шапка с золотой каймой, одежда его состояла из короткой куртки красного цвета, штаны его – похоже, что я их не увидел. Я обменялся с ним рукопожатием. Мы приподняли шляпы, и я спросил: «Доктор Ливингстон, я полагаю?» – И он ответил: «Да».

В 1874 г. Беннет-младший вместе с лондонской «Daily Telegraph» («Дейли Телеграф») снарядил вторую африканскую экспедицию, во время которой Стенли определил течение Конго. В 1879 г. в поисках новых сенсаций Беннет снарядил на собственный счет экспедицию к Северному полюсу (корабль «Дженнет»), имевшую несчастный исход.

В качестве пятой тенденции можно выделить тот факт, что благодаря деятельности великих редакторов довоенной эпохи, а также в результате общественного резонанса, вызванного «независимым журнализмом», профессия журналиста из прежде непрестижной и малоуважаемой переходит в разряд общественно значимой. Журналист получает более высокий социальный статус, положение и определенную независимость в общественно-политической расстановке сил.

Наряду с журналистикой, работающей в стиле «penny press», продолжала развиваться журналистика, ориентированная на более узкий круг взыскательного и подготовленного читателя. В конце 1860-х гг. в Нью-Йорке выделялись два конкурирующих еженедельника «The Round Table» («Круглый стол», 1865–1869) и «The Nation» («Нация», 1865). Своей аудиторией оба еженедельника избрали интеллектуальные круги Америки, предлагая им «еженедельный отчет обо всем значительном, полезном и сделанном со вкусом».

«The Round Table» и «The Nation» представляли собой сочетание литературно-критического журнала с «журналом мнений», не являясь при этом политически ангажированными изданиями. Однако «The Round Table» не выдержал конкуренции, уступив место «The Nation».

С первых дней создания «The Nation» его главным редактором (1865–1881) стал Эдвин Годкин, иммигрант из Ирландии, превративший это издание в одно из наиболее влиятельных во второй половине XIX века. Годкин был сторонником либеральных идей Джона Стюарта Милля и искал в Америке воплощение своей мечты о демократии, а потому девизом «The Nation» стал лозунг – «демократия, индивидуализм, нравственность и культура».

Годкину удалось привлечь к сотрудничеству хороший круг авторов (в журнале публиковались Лонгфелло, Уиттьер, Лоуэлл, Нортон и многие другие видные представители литературно-академического мира) и утвердить репутацию «The Nation» в журналистском мире. Много внимания уделялось литературной критике, научным публикациям, немало было сделано для того, чтобы Америка признала учение Дарвина. К публикациям журнала (в области литературы, культуры, политики) с уважением относились представители интеллектуальной элиты. Дж. Р. Лоуэлл писал в письме к Годкину: «Вы все время говорите то, что я сам хотел бы сказать – не успею я даже подумать об этом».

Непримиримый критик «позолоченного века», Годкин презирал массовую культуру и ненавидел политическую плутократию, с которой он неустанно боролся в течение долгих лет пребывания в журналистике. Но в Америке его постигло разочарование. Он писал: «50 лет тому назад я приехал сюда, исполненный высоких и излишне оптимистичных идеалов относительно Америки... Теперь все развеялось в прах, и, для того, чтобы сохранить хотя бы умеренные надежды в отношении рода людского, мне, видимо, нужно связывать их с иными краями».

В период Реконструкции появился и первый качественный финансовый еженедельник «The Commercial and Financial Chronicle» («Коммерческая и финансовая хроника», 1865), который можно в определенной степени сравнить с таким солидным изданием, как «The London Economist».

Вплоть до 1870 г. американские журналы не практиковали использование рекламы. Единственная допустимая реклама – это реклама книг, издаваемых соответствующим издательским домом. Однако в 1870 г. в журнале «The Scribner's Monthly» была напечатана реклама, не связанная с книжной продукцией, и вскоре реклама и журнальная проза и публицистика стали взаимозависимы, ибо действенность рекламы напрямую зависела от популярности и тиража периодического издания. В свою очередь финансовые вливания от размещения рекламы помогали журналам выживать во все усиливавшейся конкурентной борьбе.

Из ежемесячных журналов этого периода выделялся нью-йоркский общественно-литературный журнал «The Scribner's Monthly» (1870–1881), патронируемый мошной издательской фирмой «Скрибнерз». Под редакцией Джильберта Холланда, вышедшего из журналистской школы «The Springfield Republican», журнал «The Scribner's Monthly» сумел завоевать читательский рынок разумным сочетанием социально-политических публикаций (на его страницах отстаивались идеи религиозной толерантности, поднимались проблемы международного авторского права, выдвигались идеи необходимости проведения реформы в государственной службе) и интересной подборкой литературно-критического материала.

Интересен был и новый подход журнала «The Scribner's Monthly» к использованию иллюстраций очень высокого качества, что было заслугой художественного редактора Александра Дрейка. Гравюры Тимоти Коула и Теодора Де Винне превратили журнал «The Scribner's Monthly» в один из самых изысканных по оформлению журналов этого периода.

В конце XIX столетия происходят события, во многом определившие основные тенденции дальнейшего развития американской прессы. Особенно следует выделить появление «нового журнализма», породившего как феномен «желтой прессы», так и стандарты «качественной журналистики», движение «разгребателей грязи», индустриализацию и монополизацию в газетно-журнальном деле.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1033; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!