Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.



Таким образом, этот фрагмент "Повести о житии Александра Невского" в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

Последующие эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

Характерной особенностью жития является постоянное присутст­вие автора-рассказчика. Он спешит заявить о своем смирении во вступлении к житию. Сам он «самовидец... возраста его», «домочадец», об Александре он также слышал «от отець своих». Его присутствие постоянно ощущается в отборе и интерпретации материала. Александр в изображении автора является средоточием лучших качеств прослав­ленных героев ветхозаветной истории: красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — часть силы Самсона, премудрость — Соло­мона, а храбрость — римского царя Веспассиана. Так с помощью ретроспективной исторической аналогии житие прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Александра. Интересно, что среди этих качеств не нашлось места христианским добродетелям — кротости и смирению.

Таким образом, «Житие Александра Невского» обнаруживает тес­ную связь, как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями. Его автором был житель Галицко-Волынской Руси, пере­селившийся вместе с митрополитом Кириллом III во Владимир. Исследователи установили связь стиля жития с Галицкой летописью, «Девгениевым деянием», «Историей Иудейской войны» Иосифа Фла­вия, «Сказанием о Борисе и Глебе» и паремийным чтением.

Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю.    Лермонтова    «Кавказ». Найдите в стихотворении строки, где южная природа навевает Лермонтову образ матери.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

Билет № 26

1. Охарактеризуйте образ возлюбленной в сонете В. Шекспира («Её глаза на звёзды не похожи»). Прочтите наизусть данный сонет.

2. Охарактеризуйте   образ    государства в  произведении  М.Е.    Салтыкова-Щедрина «История одного города»? Как критики определяют жанр произведения?

3. Раскройте смысл названия рассказа А.И.Куприна «Сирень».

 

Охарактеризуйте образ возлюбленной в сонете В. Шекспира («Её глаза на звёзды не похожи»). Прочтите наизусть данный сонет

Ее глаза на звезды не похожи
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Почти все сонеты пронизывает мысль о любви к другу и к черноокой женщине.

Образ возлюбленной в сонете противопоставлен шаблонному поэтическому портрету красавицы. Автор подчеркивает: красота его возлюбленной не совершенна. Шекспир признается в любви. говорит о своих чувствах женщине, которая не идеальна.

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать…

 

Автор не боится сделать вызов идеалу красоты, создает яркий портрет своей возлюбленной, и каждая деталь в его описании говорит о том, что перед нами не поэтический вымысел, а живое существо.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Он сравнивает ее черты с природой: глаза-звезды, уста-кораллы. Метафоры, которые использует автор, показывают, что его возлюбленная значительно отличается от других:

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.

Шекспир использует градацию (шествовать и ступать), чтобы подчеркнуть приземленность, обыкновенность своей возлюбленной. Ему важно, что она реально существует со своими достоинствами и недостатками.

2. Охарактеризуйте образ государства в               произведении  М.Е.    Салтыкова-Щедрина «История одного города»? Как критики определяют жанр произведения?

«История одного города — итоговое произведение 60-х годов в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Книга была опубликована в 1869—1870 годах в «Отечественных записках» и в 1870 году вышла отдельным изданием.

 

Книгу Салтыкова-Щедрина некоторые люди по неопытности считают рассказом или повестью,  но критики жанр произведения «История одного города» считают масштабнее и называют «сатирический роман». Он представляет собой некое хронологическое обозрение о выдуманном местечке Глупов. Судьба его записана в летописях, которые находит автор и издает, сопровождая их собственными комментариями.

 

“История одного города” – история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения, которое и сделало возможным существование насквозь прогнившего реакционного строя.

Автор затрагивает вопросы, касающиеся управления государством. Основная проблема в романе — это несовершенство власти и ее политических приемов. В Глупове правители, они же градоначальники, сменяются один за другим. Но при этом они не привносят чего-то нового в жизнь народа и в устройство города. В их обязанности входит забота лишь о своем благополучии, интересы жителей уезда градоначальников не волнуют.

 

Авторский замысел состоит в изображении государственного строя, в котором общество примиряется со своим вечно угнетенным положением и считает, что это в порядке вещей. В лице общества в повести выступает народ (глуповцы), «угнетателем» же являются градоначальники, которые сменяют друг друга с завидной скоростью, при этом успевая разорить, разрушить свои владения. Салтыков—Щедрин иронично замечает, что жителями движет сила «начальстволюбия», и без правителя они незамедлительно впадают в анархию. Таким образом, идея произведения «История одного города» — это стремление показать историю русского общества со стороны, как люди на протяжении многих лет переносили всю ответственность за устройство своего благополучия на плечи почитаемого монарха и неизменно обманывались, ведь один человек не может изменить целую страну. Перемены не могут прийти извне, пока народом правит сознание того, что самодержавие — есть высший порядок. Люди должны осознать свою личную ответственность перед родиной и ковать свое счастье сами, но тирания не позволяет им проявить себя, а они горячо ее поддерживают, ведь пока она есть, ничего делать не надо.

Писатель не просто критикует монархический строй, он предлагает альтернативу, выступая против цензуры и рискуя своей государственной должностью, ведь издание «Истории…» могло повлечь для него не только отставку, но и тюремное заключение. Он не просто говорит, а своими действиями призывает общество не бояться власти и открыто говорить ей о наболевшем. Основная мысль Салтыкова-Щедрина – привить людям свободу мысли и слова, чтобы они могли улучшать свою жизнь сами, не дожидаясь милости градоначальников.

Задачей писателя стало подвигнуть общество к критическому переосмыслению своей истории для искоренения существующих пороков.

3.Раскройте смысл названия рассказа А.И.Куприна «Сирень».

Прежде всего потому, что весь сюжет купринского рассказа построен вокруг куста сирени. Помимо того, что куст сирени – главный объект сюжета – в названии заложена и художественная идея рассказа: смысл названия неразрывно связан с темой произведения. Куст сирени – это символ любви Верочки к своему мужу, воплощение ее нежности и заботы к нему. Ей пришлось пожертвовать многим ради того, чтобы купить и посадить этот куст, но она сделала это ради своего мужа, и недаром Куприн пишет о героине рассказа с большой симпатией и теплотой, как бы любуясь ею, её добротой, отзывчивостью и самоотверженностью.

Куст сирени приносит молодым супругам счастье, которое в их понимании означает любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека рядом. Куст сирени, посаженный супругами за городом, спасает героев и становится для их семьи началом нового этапа в жизни, началом весны, олицетворением которой и является сирень. Не случайно рассказ Куприна заканчивается словами Верочки: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».

Билет № 27

1. В чем заключается смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

2. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

3. Дайте объяснение поступку героя Дэна во время игры на Майданеке и выскажите свою точку зрения. (Сергей Лукьяненко «Чужая боль»).

 

1. В чем заключается смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом» , который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне» . Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! »

Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя.

Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели» , чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.

2. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Что значит для героя жить?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.

Это видеть не сумрачные стены монастыря, а яркие краски природы. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарём, а испытать радость встречи с бурей, грозой препятствиями. Не только в мыслях, но и в ощущениях Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал – покой, самоотречение, ради служения надуманной цели, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья "в святом заоблачном краю". Мцыри всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы – вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство вольности – вот что является высшим счастьем.

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

3.Дайте объяснение поступку героя Дэна во время игры на Майданеке и выскажите свою точку зрения. (Сергей Лукьяненко «Чужая боль»).

 

Рассказ «Чужая боль», написанный известным русским писателем-фантастом

Сергеем Лукьяненко, является произведением, вошедшим в сборник «Пристань

желтых кораблей».

Действие рассказа С.Лукьяненко (фэнтези) происходит в «будущем». На

первый взгляд, это будущее кажется счастливым, потому что люди научились не

страдать – «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека.

Люди играют в странные игры: охотятся друг на друга, убивают, и им это не

страшно, потому что стоит включить программу «восстановления» –

и человек возникает в своём первозданном виде целым и невредимым. Электронные,

компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать,

сочувствовать, сопереживать... Наступило время всеобщего веселья, причин для

уныния нет.

 

Главный герой Дэн не похож на всех. Во время игры на Майданеке (а это бывший немецкий концлагерь) он

 

смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей... Герой бросился на них с голыми руками.. Все были поражены его поступком. Дэн оказался человеком, а не роботом. Он помнил, что такое эсэсовцы… Он бросился  вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Герой взбунтовался: начал уничтожать реанимационных роботов.

Почему он так поступил? Наверное, потому, что, в отличие от других, в нем еще жила память о прошлом, в нем еще не умер ЧЕЛОВЕК и умение воспринимать чужую боль. А «чужой боли» быть не должно, человек не имеет права оставаться равнодушным к чужому горю, потому что он ЧЕЛОВЕК.

Героя убили к вечеру второго дня. Дом штурмовали морские пехотинцы, зеленые береты, самураи династии Тан и бригада СС из дивизии «Мертвая голова». Они умирали, воскресали, шли в бой снова. А он стрелял, зная, что уже выведен из памяти регенерирующей системы…
И всё-таки Дэн победил – он прекратил игру. А значит, он дал шанс миру вспомнить прошлое и его уроки и изменить мир в лучшую сторону.

 

 

Билет № 28

1. Определите тему комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Назовите основные этапы в развитии действия.

2. Отражение военного времени в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

3. Определите роль цветовой и звуковой гаммы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» (сцена наказания беглого татарина). Какова роль цвета и звука в раскрытии замысла автора?

 

1. Определите тему комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Назовите основные этапы в развитии действия.

 

ТЕМА

 В «Ревизоре», — вспоминал Гоголь впоследствии, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

 

 В основе сюжета комедии — переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои «грешки» . Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала чиновничья масса.

 

 Основные элементы композиции

Здесь нет экспозиции – предыстории событий, лежащих в основе художественного действия.

Комедия начинается сразу с завязки, которая звучит в первой же знаменитой фразе Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

 

Страх чиновников является сильнейшей движущей силой развития действия. «У страха глаза велики», именно поэтому чиновники готовы в Хлестакове увидеть ревизора: ведь он «престранно себя аттестует» – живет другую неделю, из трактира не едет и денег не платит. Под действием страха разоблачения чиновники и Городничий кидаются услужить Хлестакову, а тот так глуп, что даже не понял, откуда такое к нему усердие.

 

Сцена чтения письма Хлестакова - это кульминация

Сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора - развязка пьесы.

Комедия заканчивается немой сценой. Чиновники снова впадают в состояние исходного страха. Это также и намек на возмездие, которое их ожидает.

 

 

2. Отражение военного времени в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

 

2. В рассказе, как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица.

Трогательным звучанием наполнены последние абзацы рассказа. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах, погибших на войне. Сколько грусти, тоски и печали в словах героя. Ему трудно представить, что эта нехитрая жизнь деревни в одночасье может быть уничтожена.

Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Эта фотография класса, где нет героя, кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну. В последнем абзаце рассказа улавливаем антитезу, на которой отчасти и построено все произведение. Это противопоставление образа войны образу мирной деревенской жизни. Астафьев, говоря о деревенских фотографиях, начинает описание с фотографий именно военного характера, на которых изображены солдаты и унтеры в начищенных сапогах первой мировой. А далее перечисляются смешные фотографии тетки в шляпке, дяди в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза, братишки Кеши, высунувшего голову в дыру материи. Писатель подчеркивает, что все эти фотографии – «Своеобычная летопись нашего народа, настенная история». Именно этой мыслью заканчивается рассказ. Характерно, что в этом отрывке три раза встречаемся с однокоренными словами (смешно, смешная). Сначала автор говорит о том, что фотография, на которую он смотрит, смешная. Но его герой не может смеяться: «Я все равно не смеюсь. Не могу смеяться»,- пишет Астафьев. Ведь это не только история его деревни, но и история перед трагической страницей в жизни народа. Автор пишет, беря эту фотографию в руку: «И снова нахлынет, нахлынет». Нахлынут довоенные воспоминания, которые пронизаны авторской болью и скорбью о безнадежно ушедшем детстве и одноклассниках в грядущей войне.

 

 

3.Определите роль цветовой и звуковой гаммы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» (сцена наказания беглого татарина). Какова роль цвета и звука в раскрытии замысла автора?

 

Небольшой по объёму рассказ «После бала» Л.Н.Толстого логически распадается на две части, причём вторая часть явно противопоставлена первой. За счёт чего достигается подобный контраст?

 Среди языковых средств, используемых автором, не могут не привлечь внимание читателя звуковые и цветовые образы, раскрывающие психологическое состояние главного героя – Ивана Васильевича. Именно он повествует нам о том, каким образом случай может изменить жизнь человека, именно его глазами видим мы и слышим то, что происходит на балу у губернатора и после бала.

Итак, - бал у предводителя. Всё и все, окружающие нашего героя, – прекрасны, чудесны, великолепны. И цвета, соответствующие этому настроению, ласкают взор: серебряный, розовый( как вариант – румяный) и белый. Белого очень много: это и белые плечи жены губернатора, и Варенька, вся в белом – башмачки, платье, перчатки, веер, и батюшка Вареньки с белыми усами и бакенбардами. Очень много светлого.

Звуки польки, кадрили, вальса и мазурки вряд ли вызовут грустное настроение, тем более исполнялись они знаменитыми, хотя и крепостными музыкантами.

Далее Л.Н.Толстой использует приём антитезы – противопоставления.

По мере того как герой рассказа удаляется после бала от места его проведения, краски темнеют и становятся наконец чёрными: Иван Васильевич видит что-то чёрное, ему встречаются чёрные люди, на солдатах чёрные мундиры. Спина истязаемого татарина пёстрая, красная, мокрая. Общее впечатление цвета – что-то неестественное, страшное.

И музыка здесь совсем другая: нехорошая, жёсткая, неприятная, визгливая. Флейта не поёт, а свистит, барабаны бьют дробь. Слышатся крики, всхлипывания, гневный голос.

Всё это приводит Ивана Васильевича в такое состояние ужаса, что резко меняет его дальнейшую судьбу: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…», «любовь с этого дня пошла на убыль».

 

Билет № 29

1. Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...»).

2. Кто  такой Хлестаков :  мелкий ничтожный чиновник  или значительное лицо? Приведите доказательства (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

3. Докажите, что песня « Пугачёв казнён» является исторической песней.

 

1. Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...»).

Предание — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения о реальных исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации.

 

В преданиях «О Пугачеве» и «О покорении Сибири Ермаком…» главные герои –это исторические лица: Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания, и Ермак Тимофеевич, атаман казачьего войска. В основу преданий положены реальные исторические события. Народ представляет себе Пугачёва справедливым и в то же время простым царём-заступником, который запросто общается со своими подданными. Ермака народ представляет в преданиях как былинного богатыря, способного расширить границы Российского государства и укрепить его мощь. В предании «О покорении Сибири Ермаком» ярко выражены патриотические чувства русского народа.

 

Рассказчики уверены в достоверности своего повествования. В этом мы можем убедиться, обратившись к тексту преданий. Например, рассказчик предания «О Пугачёве» заканчивает своё повествование такими словами: «Всё это точно было!» А рассказчик предания «О покорении Сибири Ермаком» опирается на воспоминания современников Ермака, русских переселенцев в Сибирь, и заканчивает своё повествование такими словами: «Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков».

2.Кто такой Хлестаков: мелкий ничтожный чиновник или значительное лицо? Приведите доказательства (по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется «из грязи в князи». Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.

Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его «друг» Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее.

 

Хлестаков, конечно же, не является значительным лицом, он мелкий и ничтожный человек. Гоголь объяснял это противоречие гак: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чьё-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.».
Хлестакова сделали вельможей те извращённые отношения, в которые люди в городке были поставлены друг к другу.
Когда человек напуган, то самое эффективное — это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать нарастанию всеобщего страха.

 

Образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке.

3.Докажите, что песня « Пугачёв казнён» является исторической песней.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!