Политические и правовые взгляды римских стоиков



Стоицизм появился в период упадка Др. Греческой цивилизации. «Стоа» – пёстрый. Представители: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Сенека. Труды – «Письмо Пуцилию», «О гневе», «О душевном спокойствии». Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Раб, согласно Сенеке тоже человек, купля-продажа касается лишь его тела, но не души.

Основа – материя, из которой состоит мир. Она проникнута творческим огнём, разумным божеством, которое является самой сущностью; материя и бог неразделимы. В мире всё целесообразно, разумно, закономерно, обусловлено. Судьба-первопричина всех причин. Судьбы подчинены законам природы. Природа – руководитель. В следовании судьбе, природе заключается счастье, добродетель. Оно зависит от состояния души каждого индивидуума. Задача – не в преобразовании мира, совершенствовании государства, а в осуществлении преобразования своей души.

С. делит всех людей на:

· стремящихся совершенствовать всё вокруг (глупцы, безумцы);

· стремящихся совершенствовать себя (мудрецы).

Выработка апатии определяет независимость человека от окружающего мира. Тем самым вырабатывается невозмутимость духа.

Государство – это сама природа (истинное государство). Наряду с ним существует «своё государство».

Все люди едины, у всех единая цель, все люди родные => осуждается рабство. Рабы живут под одним небом, что и остальные => они люди, а не вещи. Рабство – порок. Свобода – добродетель.

Учение о праве римских юристов

Первоначально в Риме правом были заняты жрецы. Деятельность юристов включала в себя: 1)ответы на юр. вопр. Часных лиц, 2)помощь при заключ.сделок, 3)ведение дела в суде.

«Римские юристы» создали теорию права, осуществили его классификацию, определили источники права, дали понятие закона, правовой нормы.

В 426г. была придана юридическая обязательная сила сочинениям 5 римских юристов (Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина, Гая)

Догма – понимание права как силы разума, добра и справедливости. Право – богом данное. Право светское – Jus.

Ульпиан делит право на Jus Publicum и частное право (право к пользе отдельных лиц). Частное право делит на 3 части:

a)естественное право (вытекает из природы всего сущего);

b)право народов (совокупность правил у всех людей – общечеловеческое право);

c)право цивильное (право того или иного народа).

В публ праве разрабатывали публичное положение святынь, полномочия органов и д/л, понятия власти, гражданства и др. инст.

В международном праве – основополагающие принципы МПП и МЧП, вопросы воны, основание царств, установление границ, торговля, к-п и др.

Об источниках : различают закон, плебесцит, решения сената, декреты, положения ученых юристов; преторское право – источник исправления и дополнения цивильного права.

Понимание регулий (правил поведения), которые отождествляются с нормой права – правило, краткое выражение того, что есть.

Юстиниан делит нормы права на:

*  ограничения; запрещения; наказания; дозволения; воздаяния.

Кодекс Юстиниана.

1.Институции – основы права.

2.Дигесты – собрание отрывков из сочинений 38 юристов (70% текста – сочинения 5 юристов).

3.Кодекс Юстиниана – собрание императорских институций.

Политико-правовая идеология раннего христианства

В христианстве выделяют раннее и официальное.

Раннее христианствовыражало интересы соц.низов Рим.имп..Самым ранним памятником является Апокалипсис (Откровения Иоанна) (68-69 г.г.). Осуждается римская рабовладельческая система. Она именуется дьявольским миром зла и насилия. Ей предрекается гибель и установление тысячелетия, когда люди не будут алкать и жаждать.

Существует 4 Евангелия, обосновывающих христианскую религию, содержащие послания апостолов. Часть произведений из них была канонизирована (послания Марка, Иоанна, Луки). Высказывается ненависть к богатым, знатным за то, что они угнетают бедных. Нищих ждёт блаженство, богатых – горе.

В ожидании пришествия ранние христиане объединялись в общины, в которых воплотилась идеология христиан. Они основывались на демократических началах. Все, кто вступал в них обобщали своё имущество с общинным. В них существовал общий труд: кто не работает, тот не ест. Апостолы и пророки не пользовались привилегиями. Они были первыми среди равных. Дьяконы, преститоры и епископы управляли имуществом общины, но льготами тоже не пользовались.

Устои общин сводились к общему труду, равенству всех в ожидании прихода мессии, руководству постулатами Христа. В них содержались революционные устремления не исключались определённые насильственные действия, но значение имело пассивное ожидание.

Основные идеи: равенство; непротивление насилию; всеобщность труда;воздаяние равным за равное.

Официальное христианство. Оно восприняло позицию непротивления насилию. Богатые пытались захватить власть в христианских общинах, раздуть мистический туман выделялось духовенство, которое стояло над верующими, господствовало над ними.

Учреждалась должность патриарха, архиерея, папы, митрополита. В раннем христианстве при возникновении иерархии всех, кто выступал против нового порядка, объявляли еретиком, тем самым подготавливалась почва для превращения христианской религии в религию государственную. На первый план выдвигаются постулаты: всякая душа должна быть покорна господам, ибо нет власти, не данной от бога. Право рассматривалось как справедливость, идущая от бога.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!