ППУ Сократа(2-й период: расцвет ППУ)



ИППУ как наука и учебная дисциплина

Наука – сист достоверных, истинных знаний, к-рые явл-ся доказанными + знаний, к-рые пост восполняются, о природе, технике, общ-ве, челе, его сознании и д-тир

Теория – система относительно замкнутых знаний в к/л области (они мб лженаучн, квазинаучными, но наука м состоять только из научных теорий). Понятие – обобщение. Категория – наиболее важное понятие. Концепция – восприятие, общий замысел. Доктрина = учение – самое высокое обобщение.

Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Объективный закон – результат проявления повтор-ся и устойчивых связей между сущностями и он выражается в объективных тенденциях.

Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое?»

Сравнение с уч дисципл:

- Учебная дисциплина основывается на науке и теории ППУ, к-рая познает учения конкр мыслителей

- Учебная дисциплина охватывает меньший круг проблем, чем наука ИППУ.

- В учебной дисциплине излагаются наиболее значимые проблемы, относящиеся к науке ИППУ.

- Акцент в учебной дисциплине предпринимается на изложение концептуальных идей и теорий, в науке – на закономерностях, их возникновении и развитии.

- Отбор изучаемых в дисциплине теорий, мыслителей, широта и глубина изучения их учений определяется авторским коллективом учебника больший субъективизм, чем в науке.

Место ИППУ в сист юр наук – на стыке м/д историческими и общетеоретич науками, но ближе ко 2м. (Вообще все юр науки = общетеоретич, историч, отраслевые, прикладные, м/нар-прав)

Предмет ИППУ

ИППУ вправе именоваться наукой, если она имеет свой, только ей присущий предмет исследования.

Предмет ИППУ (по учебнику 1997г.) – теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику.

Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике.

Предмет (по проф Лейсту) – теоретически оформленная доктрина, учение, взгляды на гос-во, право, политику

Предмет (по проф Лазареву) – концептуально оформленные более или менее систематизир-е оригинальные взгляды и идеи, заслужив-е наименования учения.

Предмет ИППУ (Дробязко) – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве.

Любая теория начин-ся с концепции (общий теоретич замысел), более высокий ур-нь – доктрина (Монтескье о разделении властей), вершина – догма (теория, к-рая не нужд-ся в дальнейшем подтверждении)

 

Методы ИППУ

Методология = учение о методах + их совокупность

Подлинно научный метод – диамат (диалектич мат-м) (переход из кол-ва в кач-во, ед-во и б-ба пр/положностей, отрицание отрицания)

Методы: историко-хронологический; историко-сравнительный; системный; логический; диалектический.

Хронолог метод – последоват рассм-е «портретов» видных мыслит + учений школ

Проблемно-категориальное освещение – исслед-е их концептуального содерж-я, преемственности и новизны, вклада в процесс развития ИППУ, место и роль и т.д.

Истор-сравнит исслед-е – сопоставление различн концепций, отслеж-ие их вз/связей

 

Ф-ры, обуславлив сущ-ние и развитие учений о гос-ве и праве

1.политический строй

2.экономический;

3.соц. структура общества, степень соц б-бы, обостренности пр/речий во вз/отнош-х

4.ур-нь развития экономики, политики, правовой культуры; состояние зак-ва

5.состояние религии, наравов, обычаев;

6.степень влияния фактора;

7.талантливость и гениальность самого мыслителя.

Значение ИППУ

Учебная дисциплина

¨ вооружает знаниями по важным объектам познания: праву, политике;

¨ формирует высокий уровень политической и правовой культуры будущего юриста. Правовая культура – квинтэссенция культуры вообще;

¨ ИППУ – школа познания права и государства, т.к. она олицетворяет учения всех выдающихся мыслителей, оно сопровождается методами познания того или иного мыслителя;

¨ ИППУ – предпосылка для развития современной науки о праве и государстве;

¨ ИППУ способствует повышению эффективности деятельности государства и реализации права на данном этапе развития общества.

¨ Затрагивает людей в наибольшей степени в отличие от математических учений;

¨ Дает возможности выявить закономерности (неободимость, тенденция, объективно обусловленная и необходимая, определяемая всязями межу сущностями).

 

ППУ в Древнем Египте

Генезис ППМ обусловлен возникновением государства и права. В 4 тыс. до н.э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса.

Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных.

Общество представляет собой пирамиду: 1)Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её; 6) Рабы

Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.

Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».

ППУ в Древней Индии

Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением государства и права. Она нашла отражение в различных памятниках: Ведах, Упанишадах, законах Ману.

Существует 2 направления ППМ: брахманизм и буддизм.

А) Брахманизм встречается в Ведах в 2 тыс. до н.э. Люди делятся на 4 варны (брахманы – голова, уста - жрецы; кшатрии – руки - войны; вайши – бедро – с/х; шудры – ступни – безропотно служить), созданные из мирового тела. Таким образом определяется место и роль различных варн, а значит и их членов. В варны включались только свободные люди, рабы были вне их. Наибольшим объёмом прав пользовались брахманы. Они являлись воплощением порядка. Брахман – высшее лицо, владыка всех. Его собственность неприкосновенна, к нему не применялись суровые наказания (max – штраф, изгнание).

Царь – божество с внешним видом человека – глава администрации, верховный судья; назначал на должности, руководил армией. У него существовала обязанность в решении государственных дел совещаться с брахманами. Требования к царю: подобно цапле обдумывать свои дела; подобно льву обнаруживать силу, подобно волку брать свою добычу, подобно зайцу уходить в безопасное место. Искусство управлять – умение наказывать (принцип данданити), т.к., если нет наказания нет собственности перемещение варн хаос.

Б) Буддизм. Возник в Др. Индии как следствие ухудшения положения низших слоёв в сер 1 тыс. до н.э., как протест брахманизму.

Будда (Сиддхарта) – просветлённый. Он критикует основные положения вед, постулаты брахманизма. Отвергается идея о верховенстве бога. Дела человека зависят от собственных усилий людей. Дхарма – естественный закономерность, естественный закон, управляющий миром - необходимо познать закон через его применение. Объяснили порядок возникновения государства : люди сначала жили счастливо, затем появилась ч/с – неравенство. Люди собрались и выбрали царя – судью (вознаграждение за деятельность – 1/6 часть урожая)

В буддизме проявляется тенденция к уменьшению роли наказания в управлении. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины, т.е. обосновывается законность. Ориентир на идеальный путь – достижение нирваны (момента наивысшего просветления).

В учении 4 истины:

· Жизнь есть страдание, зло, невежественность;

· у всякого страдания есть причина;

· причины можно познать;

· возможно положить конец страданию;

· возможен путь, который ведёт к прекращению страдания – непротивление насилию.

 

ППУ в Древнем Китае

Учение Конфуция

Учение Конфуция (551-479 г.г. до н.э.). Общество и государство – крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим, старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует 5 основных видов отношений между людьми:

· между отцом и сыном;

· между мужем и женой;

· между братьями;

· между различными семьями;

· между правителями и подданными.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывает правителей строить свои отношения с подданными на основах добродетели. Основная же добродетель подданных – преданность правителю и послушание, отвергая бунты и восстания.

Главным правилом жизни является забота об упрочении семьи, мощи государства. Каждый должен заниматься своим делом. Если царь уклоняется от добродетели, то его нельзя критиковать. Мудрый должен молчать и смотреть за самим собой. Руководить посредством законов нельзя, надо – посредством добродетели, нравственных устоев, т.к. народ будет стремиться уклониться от наказаний и не испытывать стыда. Отрицательное отношение Конфуция к законам обусловлено их наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.

Учение Лаоцзы

Древнекитайская ППМ возникла во 2-м тыс. до н.э. В Др. Китайской мысли существовало 3 направления: Даосизм, Конфуцианство, Моизм.

Учение Лаоцзы (6-5 в.в. до н.э.). Он – основатель теории естественного закона (даосизм), т.е. всеобщего начала, закономерности всех процессов и вещей. Дао – объективное всеобщее начало, закономерность в мире вещей, независимый от владыки ход вещей. все живые существа подчиняются Дао. То есть по сути дао выступает как естественное право. Дао определяет законы неба, природы, общества. Дэ – проявление Дао в обществе – общество как и человек изменяются и в этом изменении общество и индивид способны к совершенствованию. Это совершенствование приводит к гармонии общества и природы. Все недостатки общества – отклонение от дао. Резкой критике подвергает Лаоцзы насилие, войны, армию. Поэтому существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий (в первую очередь насильственных и военных. Недеяние – гармония. Богатство и бедность противоречат Дэ, но Лао не предлагает низвергнуть власть, а уповает на закон.

Учение Моцзы

Учение Моцзы (480-407 г.г. до н.э.). Критиковал положения Конфуция. Считает, что существовал период в развитии общества, когда не было государства, раздоров, вооружённых схваток. В последствии возник хаос. У каждого было своё понимание справедливости, люди не понимали необходимости соблюдения одних правил. Затем они собрались и избрали наиболее достойного человека государем. Задача правителя – покончить со смутой и объединить всех людей. То есть Моцзы исходил из договорной концепции возникновения гос-ва – результат согласия. В отличие от Конфуцианства признаётся принцип равенства всех людей. Моцзы принадлежит идея принадлежности народу верховной власти. Власть должна обеспечить благосостояние всего народа. Подчёркивалось, что власть должна использовать не только наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. Бедность – корень беспорядков в управлении.

ППУ Сократа(2-й период: расцвет ППУ)

Сократ (470-399 г.г. до н.э.) – одна из интереснейших и популярных фигур в духовной жизни человечества.Родоначальник субъективного идеализма. Выступал за установление аристократической формы правления. С. в своём учении поднимается до самого высокого уровня обобщения. Чрез философию и этику к политико-правовым идеям. Основа жизни – разум, стремление к познанию. Познание начинается с самопознания. Что познавать? И тело и душу! Истинное познание – не познание частного, одиночного, а познание всеобщего. Справедливость=законность, равенство. Считал высшим для достижения истины диалог равноправных. Считал, что основой государства и права является справедливость, выраженная правом, установленным в полисе (т.е. требования естественных законов). Разумная природа предопределяет издание разумных законов-> признаёт существование естественного и позитивного права. Естественные законы могут устанавливать аристократы. Управлять должны занющие, мудрые, а мудрецов меньшинство -> аристократическая форма правления.

С. обосновывал вопрос компетентности правителей («править должны знающие»). Правители – те, которые умеют править. Считал, что лучше плохой закон, чем никакого. Закон=справедливость. Законы должны безукоризненно исполняться.

ППУ Платона

Платон (427-347 г.г. до н.э.). Субъективный идеалист, величайший мыслитель античности. В своих работах «Государство» и «Законы» Платон рассматривал варианты идеального государства. Считал, что реальность состоит из 2 миров: мир идей (подлинный мир) и мир вещей. Поэтому только познав сущность государства, можно построить его на практике. Идеальное гос-во – это царство справедливости. Власть принадлежит философам, защита государства – воинам, люди с созидающим началом – ремесленники, земледельцы => наилучшая форма правления – аристократия. Добродетели – мудрость, храбрость, умеренность = справедливость. Справедливость – основа права : каждый занимается своим; невмешательство; каждый имеет свое; не лишается своего; не захватывает чужое.

Государство – совместное поселение, обусловленное общественными потребностями, основанное на справедливости. Возникает когда каждый не сможет удовлетворить себя сам но нуждается еще во многом.

От плохого типа государства к худшему: аристократия è монархия è тимократия (власть воинов, честолюбцев) è олигархия (власть кучки незнатных богачей) è демократия (правление ненависти против богачей, знати; различал демократию беззакония и законности) è тирания (власть одного демагога).

Вторая модель идеального общества: частная собственность у всех, но у богатейших её размер не более, чем в 4 раза, чем у беднейшего. Следовательно, существовало 4 класса подразделяющихся по имущественному состоянию. 1-ый класс – люди не занимающиеся производительным трудом. Они обязаны участвовать в политической жизни общества. Власть должна осуществляться только на основе законов. Отказ от общей собственности мудрецов (правителей) и стражей. Народное собрание состоит из 360 членов – по 90 от каждого класса. Существует структура, избираемая в количестве 37 человек, выполняющая функцию стражей закона. Третья структура – «ночное собрание» -- состоит из 10 престарелых стражей закона. Эти структуры устанавливают законы. Власть держится на законах. Каждый закон состоит из 2-х частей:

1. наставление, совет, объяснение, почему закон издаётся, и почему ему следует повиноваться;

2. предписание, приказание.

Законы регламентируют абсолютно все отношения между людьми: распорядок дня и ночи и т.д. То, что законами не регулируется, то запрещается. В государстве должна быть узаконена религия. Для атеистов одна мера наказания - смертная казнь. В законах должна воплощаться справедливость и разум, т.к. разум правит всем, обеспечивая свободу личности.

Законы необходимо скрупулёзно проводить в жизнь. Неправильны те законы, которые установлены не в интересах всего народа, а нескольких человек. Законы должны обеспечивать общее благо.

Развивает Платон и идею компетентности закона (вслед за компетентностью правителей Сократа).

Каждый гражданин должен быть проводником законов в жизнь, реализовывать устои права. Право – это формально определённый образец поведения людей, регулятор отношений между людьми. Всё должно осуществляться в русле свободы каждого, но с различиями в зависимости от социального происхождения и природных данных.

Платон создаёт иерархию видов любви:

-физическое удовлетворение с целью рождения детей (низшая);

-любовь к конкретным образцам физической красоты;

-любовь к красоте в целом;

-любовь к мудрости, позволяющей познать высшее любовь к моментам, облагораживающим жизнь чел-ка

ППУ Аристотеля

Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.). Аристотель доказал преимущество частной собственности над общей (в споре с Платоном), обосновал значение среднего класса как основы преуспевания общества, вскрыл главное в государстве – политическая организация, главная цель которой – обеспечение счастливой жизни для всех; заложил основы деления власти на 3 ветви (судебную, магистрат, совещательный орган); дал такое понимание формы государства, которое воспринимают в новейшей теории государства и права; вскрыл подлинную сущность права как политической справедливости (искусство возможного). Платон считал, что Аристотель заменял всю Платоновскую Академию.

А. ценил науку выше всего. Самой выдающейся наукой он считал политику (науку об искусстве управления обществом).

А. изучил государственное устройство 150 государств эмпирическая основа его теории. А. – материалист. Мир воспринимается таким, какой он есть. Вещи – вечные сущности. Существует единство этих сущностей. Всё находится в движении этих форм. Чтобы познать истину, необходимо понять первопричину. Виды первопричин:

Ø сущность; материя; движение; благо.

Материя – это нечто, из чего образуется вещь, что-то. Форма – это не просто действительность, но активная действительность; это превращение возможности в действительность.

Этическая идея – «золотая середина». Это основное качество добродетели. Слишком богатые – наглецы и мерзавцы. Слишком бедные – «корабельная чернь», наиболее лучший класс – средний.

Человек – существо порочное, ненасытное; в нём заложена тенденция к общению между мужчинами и женщинами è общение в семье è общение в селении è общение в полисе. Человек – это существо политическое, стремящееся к высшей форме организации. Государство – совершеннейшая форма общежития, состоящая из множества свобод, при которых достигается высшая форма благосостояния, следовательно, государство создано для хорошей жизни. Тот, кто вне государства, или зверь, или бог. В государстве должен быть досуг. Основа государства – труд рабов.

Форма государства – принципы его организации. Это определяющее начало. От неё зависит какие законы принимаются в обществе, образ жизни граждан. Формы делятся по двум критериям:

* в чьих руках власть (один, несколько, много);

* в чьих интересах власть.

Следовательно, государства бывают правильные и неправильные. Правильные государства – в интересах общего блага. К ним относятся монархия, аристократия, полития (власть большинства). Неправильные – тирания, олигархия, демократия (в том виде, в каком она была во многих полисах, т.е. народ управляет как монарх и стремится стать тираном). Первое начало демократии – свобода, равенство на основе числа, а не достоинства.

Право – это политическая справедливость, т.е. то, что соответствует закону. Справедливость состоит из уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая – область гражданско-правовых сделок, сфера деятельности судьи. Её задача – воздаяние равным за равное. Распределяющая – распределение политических прав, благ в зависимости от достоинства.

В основе права – справедливость. Закон – это свободный от безотчётных позывов разум. Правильное законодательство должно быть верховной властью.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!