Учение о государстве Полибия (эпоха эллинизма)



Полибий (250 -128 г.г. до н.э.). Он известен тем, что впервые предпринял попытку обосновать закономерность изменения форм государства, развил теорию Аристотеля о разделении властей.

Люди как и животные слабы по своей природе. Это побуждает их собираться в однородную толпу, жить вместе. Затем эта толпа выбирает себе вождя, кот. становится царём => власть осуществляется одним лицом è предаются излишествам è зависть к ним è устанавливается тирания (неправильная власть) è устраиваются козни против властелина è свержение тирана è установление аристократии è постепенно аристократия вырождается в олигархию è корыстолюбие, беззаконие, пьянство, обжорство è протест è демократия è равенство, свобода è толпа выбирает вождя (демагога) è устанавливается охлократия è господство силы, а толпа вокруг него делит землю, изгоняет людей è выбирается самодержец è устанавливается царизм и цикл повторяется снова.

Выход из ситуации – разделение властей как смешанная форма царства, аристократии и демократии, дабы государство неизменно пребывало в состоянии колебания и равновесия. Прослеживается идея сдержек и противовесов.

Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Такое государство "неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия". Исторические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество римской державы, покорившей "почти весь известный мир".

Теоретические взгляды Полибия на развитие государства противоречили его же собственным наблюдениям над конкретными фактами из истории возникновения различных видов государственной власти. Его построения, как и предшествующие теории "смешанного государства" (Платона, Аристотеля), были призваны обосновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, Полибий выступал с аристократических позиций проримской ориентации и призывал греков подчиниться завоевателям.

Политическая концепция Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.

Учение Цицерона о государстве и праве (Др.Рим)

В Др. Риме появилась специальная наука – юриспруденция. Разрабатывался спектр проблем, относящихся к ОТП, а также отдельным отраслям юридической дисциплины.

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до. н.э.). Он впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства. Государство (республика) – вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Государство выступает в 3-х формах. Их Ц. называл простыми. Критерием является количество властвующих (один, меньшинство, большинство):

1) царская власть; 2) аристократия (власть оптиматов); 3) демократия (всё находится в руках народа).

Эти формы не совершенны, но терпимы, и могут быть вполне прочными, если сохраняются те основы и связи, которые изначально объединили людей (согласие, договор).

Достинства царизма – Благоволение; аристократия – мудрость; демократия – свобода. Недостатки: монархия - Все прочие отстра­нены от принятия решений или законов è произвол пра­ви­тельства è тирания; аристократия - Отстранён от вла­­сти народ господство ли­ги богатых и знати; демократия - Равенство – несправедли­вость, т.к. нет ступеней обществен­ного положения  полновластие ведёт к без­умию толпы.

Идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Это такая форма, которая сочетает достоинства 3-х форм. Он употребляет такое выражение, как «равновесие» этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.

Ц. сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель:мудрый; воздержанный; красноречивый; справедливый;

¨ должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства, чтобы воспрепятствовать негативным; всячески содействовать прочности и долговечности государства;

¨ должен владеть основами права.

Справедливость – вечное, неотъемлемое свойство человеческой природы, т.к источником справедливости является космос (природа). Этой природе присущ божественный разум, законосообразность, порядок, т.е. духовное свойство природы, которое является подлинным носителем права. Оно является источником справедливости. Она заключается:

1.никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это;

2.все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей;

Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.

Писаное право делит на частное, общее и право народов.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!