Жизненный цикл и иерархия самок 2 страница



В-третьих, небольшая группа особей, отделившись от стада, теперь имела реальные шансы выжить и разрастись.

Таким образом, де факто, человек стал уже новым существом, новым биологическим видом, но еще со старым набором животных стадных инстинктов. Эволюционного времени на их полную замену просто не было. Но мешались они довольно сильно. И вот тогда эволюция нашего вида пошла в направлении устранения этого противоречия. Устранение это пошло несколькими путями.

1. Стали выживать не столько самые агрессивные и сильные особи (они то как раз в первую очередь и погибали в междоусобных конфликтах), сколько те, которые могли подавить действие инстинкта и заменить его расчетом, разумом. Например, не самый сильный, но расчетливый и сдержанный самец уже мог в случае слишком жестокого обращения с собой для виду продемонстрировать покорность, уклониться от конфликта. Но выждав момент, во сне стукнуть сильного агрессивного обидчика ручным рубилом. Он мог занять его место вожака в иерархии. Или он мог украсть молодую самку, удрать из стада и стать основателем новой группы. В любом случае, его гены теперь были унаследованы потомством. Гены человека, который победил инстинктивную конфликтность расчетом. Так возникла низкая примативность - способность человека вести себя вопреки инстинктам, планировать, организовывать действия. Способность использовать рассудок для включения и выключения инстинктов, натравливая инстинкты друг на друга, если быть точным. Что в свою очередь еще больше усилило обучаемость и абстрактное мышление. А это привело к дальнейшему совершенствованию орудий труда и оружия. Пошла цепная реакция. Человек начал свой все ускоряющийся путь к цивилизации. Царству разума.

2. Происходило закрепление тех элементов поведения особей внутри группы, которые соответствовали новым условиям. Делали группу более жизнеспособной во все возрастающей конкуренции с соседними группами, число которых увеличивалось. Выделим основные.

Во-первых, так как конфликты между самцами из-за самок стали смертельными, то любая одинокая особь любого пола стала являться источником нестабильности и смертельного риска в группе. Поэтому более жизнеспособными стали те группы, в которых наибольшее число особей было объединено в устойчивые пары. Стихийный сексуальный рынок стал крайне невыгоден группе. Выживали те группы, где было больше устойчивых пар и соответственно меньше конфликтов. Так зародилась моногамия.

Во-вторых, большей жизнеспособностью стали обладать те группы, в которых особи демонстрировали большую взаимопомощь и слаженность действий. Это помогало и на охоте, и на войне, и в хозяйственной деятельности. Так возникли очень слабые пока врожденные мораль и альтруизм - свойства человека, противоположные эгоизму как вредному для сообщества в целом проявлению иерархического инстинкта и инстинкта самосохранения отдельной особи. С математической точки зрения, если устойчивость пирамидальной иерархии тем больше, чем жестче доминирование вожака, но появился ограничитель жесткости доминирования - оружие, «уравнитель шансов», то чтобы пирамида не потеряла устойчивость и не развалилась, выход один - уйти в область отрицательных значений. Так и произошло на практике. Альтруизм - это ранговые амбиции и эгоизм со знаком минус. Проще говоря, сообщество людей стало держаться не только на страхе, но и на понимании, и на самопожертвовании людей во имя общего блага. Наш первобытный предок становился все меньше животным и все больше социальным человеком. И это начало закрепляться во врожденных поведенческих программах. Повторимся - только начало, очень слабо и медленно.

Таким образом, человеческое стадо постепенно стало превращаться в

модернизированную форму человеческого сообщества - племя. И каждое отдельное племя было тем жизнеспособнее, чем сильнее были подавлены инстинкты, характерные для первобытного стада.

Однако эволюционного времени на полную замену эгоистических инстинктов стадного животного уровня альтернативными инстинктами и врожденной моралью у нашего вида не было. Поэтому старые инстинкты, хоть и несколько ослабленные, продолжали и продолжают работать, переплетаясь и конфликтуя с рассудком и новообразованными парными и альтруистичными инстинктами.

 

Подытожим. Естественный отбор между целыми социумами (так называемый групповой отбор) пошел в новом направлении: «какой социум лучше нейтрализует животные инстинкты, тот и победитель». Так как в вооруженных иерархических конфликтах принимали участие только самцы, то и врожденная мораль, и альтруизм, и способность подавлять рассудком действие животных инстинктов оказались присущи преимущественно самцам. Для самок по-прежнему осталась характерна инстинктивная животная эгоистическая мотивация поведения, так как их биологическому назначению она практически не противоречила.

 1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений.

Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры,отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней, хотя и другой ступени развития.

3. Фрейд

Теперь посмотрим внимательно на племя наших пращуров верхнего палеолита. Оговорим сразу, что древнее племя и племя современных дикарей где-нибудь в джунглях - совершенно разные вещи и по генотипу, и по социальной организации. Не будем обманываться внешним сходством. Первобытное племя состояло практически из таких же людей, из которых состояло первобытное стадо. Оно было сырьем для последующей эволюции. Современное же племя -результат этой самой эволюции длиной в десятки тысяч лет. Оно - либо результат неспособности данного конкретного этноса к развитию, либо осколок развившегося и вновь деградировавшего этноса. В любом случае, современные племена - это тупиковые варианты эволюции, своеобразная помойка человеческих сообществ.



 

 

Рис. 5. Структура системы человек - окружающая среда. Эта система неизменна везде и во все времена, от стада до сегодняшнего мира. Мужчины взаимодействует с окружающей средой, защищая от ее воздействий женщин и детей и добывая ресурсы. Женщины, дети и вожак - находятся в безопасном месте (пещера, дом, офис и т.п.) и взаимодействуют с мужчинами добытчиками, изымая, перерабатывая и перераспределяя добытые ими ресурсы. Позиция вожака двояка. Как носитель элитного генофонда он входит в репродуктивное ядро. Как мужчина он относится к буферной части. То же касается и низкоранговых самок - хищники съедают в первую очередь нежизнеспособных особей. Поэтому граница между буферной и репродуктивной зонами проведена по соответствующим фигуркам-символам.

Итак, перед нами первобытное племя. Мужчины ходили на охоту, снабжали женщин и детей мясом и защищали их от хищников и врагов. Женщины и старики оставались работать в пещере, стойбище или занимались собирательством неподалеку. Возле них росли дети, впитывая информацию о жизни из пересудов болтливых женщин и воспоминаний словоохотливых стариков. То есть биологическая единица имела четкую внутреннюю функциональную, а, следовательно, и организационную структуру. Разберем функции и тактико-технические характеристики каждого элемента этой структуры.

Самцы (далее по тексту, в тех случаях, когда не нужно будет акцентировать внимание на биологической природе взаимоотношений людей, также будем называть их более привычным термином «мужчины»). Они осуществляли внешние, наиболее опасные и сложные функции. Охота, разведка, оборона. А также самое важное - добыча сырья, производство предметов материальной культуры, изобретательство и совершенствование технологий. Для всего этого необходима большая физическая сила, смелость, ловкость, любопытство, способность к обучению, слаженность действий в группе, способность жертвовать собой ради интересов племени. Поэтому для мужчин обычно характерны такие особенности поведения, как дружба, взаимопомощь, склонность руководствоваться не только собственной выгодой, но и интересами соратников и племени в целом, способность к планированию действий, в том числе и на очень отдаленную перспективу и способность действовать в экстремальных ситуациях. Но самое главное, что отличает мужчину от женщины - это мощный мозг стратега, разведчика, изобретателя и творца. Мозг человеческого самца в среднем не только значительно тяжелее, чем у самки. Он еще имеет в несколько раз более крупные ассоциативные центры - те места, которыми мозг думает. По сути, мужчины выполняли буферную функцию между репродуктивной частью племени (женщины и дети) и агрессивной окружающей средой, являлись расходной частью человеческого социума и рабочим материалом эволюционных экспериментов естественного отбора. Разумеется, выживали и давали потомство самые сильные и жизнеспособные мужчины. Без мужчин в окружении дикой природы племени выжить было совершенно невозможно. Поэтому рождение мальчика, будущего охотника и воина, считалось очень большой удачей. Чем больше воинов и охотников, тем сильнее племя. Верхушку иерархии самцов можно также частично отнести к репродуктивной части племени.

Дети, человеческие детеныши. С ними все ясно. Их функция - выжить и учиться. Поэтому они держались на подхвате среди женщин и стариков и «наматывали на уши» все их пересуды и рассказы. Специального воспитания дети не требовали, так как их врожденные инстинктивные программы соответствовали их образу жизни, а обучались они автоматически, слушая разговоры взрослых, наблюдая за их действиями и включаясь по мере взросления в жизнь племени. Точно также не проходят специального обучения дети диких племен в изолированных уголках нашей планеты.

Старики. С угасанием репродуктивной функции, а с ней и гормонального фона, люди становятся спокойнее (мудрее) и словоохотливее. Любят учить молодежь жизни и вспоминать вслух о своей молодости. То есть старики играли роль вместилища опыта племени, его информационно - обучающего центра. Поэтому стариков полагалось уважать и слушаться. При новом уровне сытости и безопасности племя уже могло себе позволить содержать выживших стариков. И более того, вместилище жизненного опыта предыдущего поколения добавляло конкурентоспособности племени, делало его сильнее.

Самки (женщины). Основная функция - репродуктивная, размножение. Для того, чтобы ее осуществить (зачать, выносить выкормить и вырастить ребенка до относительно самостоятельного состояния), женщине нужно несколько лет. То есть женщина являлась очень ценной, репродуктивной частью племени. Поэтому она помещалась в самую безопасную сытную и уютную часть места обитания человека (пещера, дом, хижина) рядом с очагом и пищей. Поэтому женщина всегда охранялась мужчинами и была ценной военной добычей, Впрочем, при недостатке обеспечивающих и охраняющих племя мужчин - женщина тут же теряла свою ценность. В ряде случаев социум даже избавлялся от излишнего поголовья женщин как от «лишних ртов». Делалось это путем убийства новорожденных девочек, захоронения женщин вместе с умершими мужьями и прочими варварскими с точки зрения современного человека способами. Поэтому, кстати, для нашего вида наряду с общеизвестным биологическим «принципом незаменимости самки» корректно говорить о «принципе незаменимости самца». Женщина также несет и функцию дублирующего информационно - обучающего центра. Старики нежизнеспособны, их может и не стать. Кто тогда будет учить детей? Это одна из причин женской «болтливости». Биологическая и социальная функция женщины - во что бы то ни стало выжить самой и по возможности сохранить потомство, хоть как-то его обучив. Для максимальной выживаемости и воспроизводства женщинам разумеется были нужны совершенно иные качества, чем мужчинам для охоты и обороны. А именно: максимальная приспособляемость к изменениям в жизни и способность всячески избегать опасности. То есть забота прежде всего о себе. А значит эгоизм, эгоцентризм, хитрость, изворотливость, консерватизм, трусость. Нужно руководствоваться нуждами текущего момента, жить сегодняшним днем. Склонность к моральным критериям поведения и приверженность убеждениям, верность - напротив, вредны для женщины. Ведь если женщина станет военной добычей, она должна будет приспособиться и продолжить род победителя, как более сильного и генетически перспективного. Такова биологическая целесообразность. Женщина тогда будет должна полюбить победителя, принять его обычаи и поверить в его богов. Причем, лучше искренне. Моральные принципы, обычаи, традиции и мужчины из прежней жизни должны быть как можно скорее забыты. И еще очень важное качество требуется женщине, чтобы выжить и воспитать потомство. Она должна обладать способностью заставить мужчину, то есть более умное, сильное и самостоятельное существо, чем она сама, обеспечивать себя и потомство. А при необходимости она должна суметь поставить его между собой и опасностью. «Спрятаться за его широкую спину». То есть, попросту женщина должна уметь управлять мужчиной. И всеми этими качествами женщины обладают в полной мере. Мозг человеческой самки в среднем значительно меньше, чем мозг самца и обладает маленькими ассоциативными центрами. Умных женщин поэтому почти не бывает. Бывают лишь такие, которые обладают неплохой памятью и лучше других умеют имитировать ум. Поэтому, например, в современной науке женщина может работать только потому, что мужчина построил здание лаборатории, изобрел и построил для лаборатории оборудование (предварительно добыв и переработав для всего этого сырье), придумал теории и алгоритмы, по которым может работать даже женщина и пр. То есть женщина в науке по сути ничем не отличается от циркового медведя. То, что медведь катается на велосипеде по арене, говорит не о уме медведя, а о уме дрессировщика и изобретателя велосипеда. И именно в слабости женского мозга причина разделения чемпионатов по шахматам на мужские и женские.

Важной также является разница между мировосприятием мужчины и женщины. Женщина - приспособленка и она высокопримативна. Поэтому она видит реальную картинку мира и неглубоко, без сложных причинно-следственных связей. Мужчина же обладает мозгом охотника, воина и творца, предназначенным для поиска внутренней логики поведения врага, дичи и логики строения мира. Поэтому мужчина мыслит моделями, логическими схемами. И если ему внушить при воспитании некую модель мира, то он будет ее придерживаться. Поэтому именно среди мужчин чаще встречаются религиозные фанатики и ярые приверженцы разных идеологий. Женщины же напротив, к религии, вере, моральным и нравственным нормам и прочим схемам относятся как к стихийному бедствию, к которому нужно приспособиться если выгодно. Они не верят ни в Бога, ни в мораль, ни в идеологию, а лишь с какой-то целью имитируют приверженность. В такой особенности мужского мировосприятия и сила мужчин, и их слабость. Если мужчине внушить адекватную модель миропонимания, то он, видя глубокие причинно-следственные связи, практически непобедим с его мощным мозгом. Но если при воспитании ему внушить ложную модель миропонимания, то он, пытаясь жить согласно ложной модели, становится неадекватен и легко манипулируем. В этом, кстати, заключается одна из причин современного матриархата. Мужчины объективно слабы, так как воспитаны в иллюзорных представлениях об окружающем мире и отношениях с женщинами. Поэтому женщины, видя реальную картинку мира, видят слепоту и неадекватность мужчин. А значит не могут мужчин уважать и любить. Только манипулировать ими и использовать их.

И только мужчины с ограниченными умственными способностями (тупые) видят мир подобно женщинам. Поэтому в момент крушения цивилизаций, когда старые модели не работают, а нецивилизованное животное поведение оказывается наиболее выигрышным -женщины и подонки приспосабливаются быстрее. И выигрывают по сравнению с дезориентированными мужчинами умниками и середнячками, зависшими на попытках уложить меняющуюся картинку мира в старую модель. Это, например, хорошо было видно в 90-е годы в России.

С особенностями разных элементов сообщества наших пращуров мы в общих чертах разобрались. Забудем пока о стариках и детях. Нас здесь интересуют, прежде всего, женщины в контексте их взаимоотношений с мужчинами. Итак, перед нами две разновидности совершенно различных существ с совершенно разными функциями, а, следовательно, разными физиологией и поведением. И прежде всего - с разным врожденным, инстинктивным поведением. Не надо обманываться некоторым внешним сходством, тем, что женщина тоже умеет разговаривать и тем, что оба они называются людьми. Между человеческим самцом и самцом льва гораздо больше сходства, чем между мужчиной и женщиной.

А теперь, мой дорогой Читатель, поглядим, как же взаимодействуют друг с дружкой эти элементы нашего первобытного племени. Мужчины и женщины. Для начала решим основной вопрос - вопрос о власти. Кто кем и каким способом в племени управляет. Далее мы будем использовать также термин «доминирует». Этот термин нам встретится еще очень много раз. Доминирующим (высшим) существом является то существо, которое управляет другим (низшим) существом. Методы доминирования могут быть как физические, так и психологические. Например, дрессировщик использует для управления поведением животного как «метод кнута», так и метод поощрения пищей, лаской, похвалой. Целью же управления является приобретение дрессировщиком материальных благ для обеспечения собственной жизнедеятельности. Ну и жизнедеятельности животного, пока оно выполняет свои функции. Дрессировщик является высшим, доминирующим существом. Животное - низшим. Те же отношения существуют в системе босс - рабочий, крестьянин - корова и т.п.

Посмотрим еще раз на Рис. 5. Здесь все устроено предельно просто и рационально. Женщины с детьми находятся в безопасном месте, за состоящим из мужчин буфером, в уютной пещере рядом с огнем и запасами пищи. Область их компетенции и доминирования - жилище, потомство и отношения с мужчинами. То есть если нужны шкуры для одежды или пища, то они сообщают об этом мужчинам. А мужчины знают, что если они не обеспечат нужды женщин, то те не будут ласковы, а наоборот, будут их «пилить». То есть мужчины лишатся психологического комфорта в жилище и качественного секса. Кроме того, пострадают и дети. Поэтому мужчины в какой-то степени подчиняются женщинам в области их компетенции и обеспечивают нужды репродуктивного ядра. Таким образом, женщина успешно осуществляет доминирование в области своей компетенции. Методы доминирования - психологическое и сексуальное воздействие.

Область компетенции и доминирования мужчин - буферная зона между жилищем и окружающей средой. Они занимаются отношениями сообщества с окружающим миром. То есть, в случае опасности они дают команду женщинам бежать и прятаться. А в случае недостатка дичи на охотничьем участке - забирать детей и переходить на другой участок. А женщины точно знают (боятся), что если они не подчинятся, то мужчины рассердятся и поколотят. Кроме того, придет беда, враги, голод, холод, хищники, и они вместе с детьми погибнут. Поэтому женщины подчиняются мужчинам в области их компетенции. Кроме того, женщины знают, что если мужчины не будут отдыхать, то они не смогут принести много добычи или погибнут. А следом погибнут женщины и дети. Поэтому женщины очень боятся потерять мужчин, стараются быть с ними ласковы и сделать пещеру удобным местом отдыха и удовольствий. Сделать пищу мужчин вкуснее, а отдых полноценнее. Таким образом, мужчины также успешно осуществляют доминирование в области своей компетенции. Методы доминирования - физические и психологические (страх).

Основной фактор, сдерживающий распространение доминирования мужчин на область доминирования женщин - инстинктивная концентрация его внимания на внешнем мире. Направленность действий вовне сообщества. Мир в восприятии мужчины делится на две противоположных части - «тыл» и «фронт». Где «фронт» - это окружающая среда, которую нужно покорять, изменять, отвоевывать у нее ресурсы. Это там, где «чужие». А тыл - это жилище, где можно отлежаться и зализать раны и женщина с детьми, которым приносится и отдается добыча. Где его ждут и психологически поддерживают. Где ему хорошо. Где «свои». И этим тылом тоже нужно управлять, если тылу угрожает опасность. Мужчина без «тыла» более уязвим, так как не может полноценно восстановить силы. А также ему нет смысла отвоевывать у внешнего мира ресурсы, если эти ресурсы некому использовать.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!